Лучший педагог года

Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО

Елена Пашкова
Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО

Основное направление в деятельности ДОО на современном этапе – организация и проведение работы по повышению качества дошкольного образования с использованием тех резервов, которые имеются в ДОО.

В настоящее время в работе ДОО актуализирована тема взаимодействия всех участников образовательного процесса. Наиболее значимым направлением является сотрудничество с семьей воспитанников.

Публикация «Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Поэтому, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса в детском саду, мы решили остановиться на таком важном направлении в работе ДОУ как сотрудничество с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

С каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка.

Определив данную проблему, мы наметили основной путь ее решения - разработка программы повышения педагогической компетентности родителей воспитанников. Данная программа содержит в себе: актуальность и целеполагание, формы взаимодействия с семьями воспитанников и их содержание, практический материал по планированию и сценарии.

При выборе форм работы с родителями мы ставили перед собой цель: создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, выстраивание эффективного взаимодействия родителей и педагогов, удовлетворяющее интересам обеих сторон.

Программа формирования педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста, разработанная педагогическим коллективом МБДОУ № 140 базируется на двух блоках: инвариантный и вариативный.

Инвариантный блок – фундамент для дальнейшего подхода к повышению психолого-педагогической компетентности семьи. Родители овладевают системой знаний об особенностях и закономерностях формирования личности дошкольника, а также технологией содержательного взаимодействия с ребенком. Одно из направлений этого блока знакомит родителей, в частности, с нормами развития речи детей дошкольного возраста.

Цель данного направления инвариантного блока: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития речи.

Для этого мы используем такую форму работы, как «Родительский университет». На базе «родительского университета» созданы кафедры: «кафедра семейной психологии», «кафедра компетентных родителей». На кафедре компетентных родителей рассматриваются следующие темы:

Тема 1. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).

Тема 2. Структурно-семантическое, лексическое и грамматическое развитие речи дошкольника. Социальная обусловленность этапов развития детской речи и мышления ребенка.

Тема 3. Пути развития речи в дошкольном возрасте. Приемы развития речи у ребенка, ее интеллектуализация. Роль детского словотворчества и эгоцентрической речи в вербальном развитии ребенка. Состав и пополнение активного словарного запаса ребенка-дошкольника. Воспитание коммуникативных навыков и способности к диалогу.

Тема 4. Сказка – носитель сюжетов, сценариев, жизненных стратегий, правил и моделей поведения. Сказка как один из важнейших формообразующих моментов в судьбе человека наряду с прочими аспектами воспитания.

Тема 5. Отношение детей и взрослых к мультипликационным фильмам. Причины увлечения детей дошкольного возраста современными мультипликационными фильмами: новизна, красочность и др.

Тема 6. Начало изучения иностранных языков. Дошкольный возраст как начало сенситивного периода в усвоении иностранного языка.

На заседания «Родительского университета» приглашаются родители всех возрастных групп. Они получают квалифицированные консультации по рассматриваемым темам, а также получают практическую помощь в организации занятий с детьми дома.

Вариативный блок включает в себя следующие разделы:

- адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада

- подготовка ребенка к школе

- психологическая поддержка семьи по результатам диагностики детско-родительских отношений

Содержание вариативного блока базируется на результатах диагностики детско–родительских отношений и мониторинга развития ребенка, и направлены на индивидуальное взаимодействие с конкретным ребенком и его семьей. К этому блоку относится и коррекционно-развивающая работа.

В вариативном блоке мы рассматриваем следующие темы:

Тема 1. Особенности речи, мышления, обеспечивающие коммуникативную и интеллектуальную готовность детей к учению.

Тема 2. Личностная готовность ребенка к школьному обучению (наличие у ребенка интереса к учению, приобретению знаний, умений и навыков, получению новой информации об окружающем мире).

Тема 3. Коммуникативные умения и навыки, межличностные отношения детей, определяющие их готовность к обучению. Психодиагностика готовности ребенка к обучению через выявление зоны его потенциального развития.

Тема 4. Способы совершенствования восприятия, памяти, мышления. Обучение речи, чтению, письму. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста.

Тема 5. Психолого-педагогические требования к развивающим играм и игрушкам для ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующая востребованная форма работы – «Мастер-класс с родителями воспитанников».

Цель этой формы работы: внедрение в практику воспитания форм и методов работы по взаимодействию взрослого с ребенком. Особенностью этой формы работы является практическое обучение родителей.

Можно предложить следующие темы мастер-классов:

«Секреты артикуляционной гимнастики».

«Играем пальчиками».

«Эти трудные звуки…»

«Развиваем фонематическое восприятие».

Еще одна из форм работы с родителями – это семинары-практикумы. Эту форму работы отличает возможность передачи родителям опыта практического использования теоретических знаний. В ходе семинара практикума происходит непосредственный обмен опытом, рассматриваются варианты тех или иных проблем. На семинаре-практикуме «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» мы предлагали родителям высказать свое мнение на вопрос «Что такое коммуникативное умение?». Потом логопед совместно с воспитателями познакомил родителей с особенностями развития коммуникативных навыков у дошкольников, а также рассказали о влиянии семьи на их развитие. С родителями были проведены игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению: «Угадай, кто это?», «Пожелание», «Комплименты», «Закончи предложение». Не остался без внимания и вопрос общения дошкольников со сверстниками. После небольшого теоретического вступления родителям было предложено поиграть в игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог: «Ласковое имя», «О чем спросить при встрече», «Зоопарк», «Удержи предмет», «Змея». Для получения обратной связи от родителей в конце семинара-практикума запускаем игрушку и просим ответить на вопрос: «Что Вы возьмете из услышанного в родительский багаж

Востребованной оказалась такая форма работы, как центр игровой поддержки. Этот центр создан на базе младших групп с родителями детей, вновь поступивших в ДОУ. Центр игровой поддержки создан для знакомства родителей с различными видами игр для детей младшего дошкольного возраста. Во II младшей группе мы проводили игротеку на тему «Сенсорное воспитание детей в детском саду и дома». В ходе игротеки родители изготовили игры, которые они могли использовать и в домашних условиях: «Цветные полянки» (на согласование существительных и прилагательных, «Шумелки» (развивает слуховое восприятие, «Ветерок» (развитие воздушной струи) и другие.

Еще одна форма работы – детско-родительский проект. Такой метод дает возможность объединить в совместной деятельности детей, родителей и педагогов для решения какой-либо проблемы; способствует развитию познавательных навыков детей, умению самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Использование метода проектов в работе способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком. Дети совершенствуют диалоговый и монологовый стили общения, а также совершенствуются их коммуникативные навыки. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.

Каждая из выбранных нами форм планируется и проводится от 3 до 6 раз в учебном году в вечернее время. Продолжительность встреч около 40 минут, так как небольшая продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку часто родители ограничены во времени в силу объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в коротком отрезке времени представляет большой интерес для родителей.

На основе результатов опытно-экспериментальной работы в ДОУ по данному направлению было составлено Методическое пособие, в котором освещен современный подход к организации работы с семьями воспитанников в детском саду.

Публикации по теме:

«Система работы с родителями младших групп по повышению психолого-педагогической компетентности» .

Фотоотчет «Живые кляксы!» — работы детей старшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениямиФотоотчет «Живые кляксы!» — работы детей старшего возраста с тяжелыми речевыми нарушениями Я не художник, я только учусь! В волшебных художников превращаются дети на наших игровых коррекционно-развивающих сеансах. Каждый уверен.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до. В соответствии с ФГОС роль родителей возрастает, как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и сложной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих.

Отчет об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до Статья 18 "Закона об образовании" гласит: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного.

Проект «Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» 1. Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, весёлые и даже страшные они всегда интересны. «Сказка ложь,.

Система работы с родителями воспитанников Правовой основой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы международного права (Декларация.

Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического образования дошкольниковконсультация Экологическое образование в настоящее время не только одно из наиболее сложных направлений в работе ДОУ, но и важный процесс непрерывного.

Взаимодействие педагогов ДОО с родителями воспитанников «За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей,.

Выводы и и система отслеживания результатов, используемая литература к программе социального сотрудничества Всегда вместе Система отслеживания результатов Критерии оценки Ответственные Периодичность оценки Методы оценки 1. Создание правовой базы сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО
Опубликовано: 17 сентября 2015 в 21:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД