Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки

Людмила Косухина
Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки

Эстетика (С. И. Ожегов) – это 1 – философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве в природе, в жизни; 2 – система чьих-нибудь взглядов на искусство; 3 – красота, художественность в оформлении чего-нибудь.

Музыка является незаменимым средством развития у детей эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» - писал В. А. Сухомлинский.

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благополучные условия для их развития. Способность чувствовать и переживать необходима человеку так же, как умение думать или мастерить.

На современном этапе актуальной темой является развитие эмоциональной сферы, которая играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших функций, регуляции поведения.

Благодаря уникальной особенности музыки ребенок развивается не только эмоционально, но познает много нового, формируется как творческая личность. Вдумчивый и внимательный взрослый должен вовремя заметить и отреагировать на возникший у ребенка интерес, постараться сохранить его, чтобы развить и не дать быстро угаснуть.

В нашем детском саду осуществляется целенаправленное музыкальное развитие детей в разных формах детской деятельности. К ним относятся: занятия, праздники, развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность, построенная на активном взаимодействии взрослых с детьми. Музыкальное воспитание строим на основе программы «Детство» В. И. Логиновой, творчески подходим к планированию музыкально-воспитательного процесса, вносим в работу с детьми интересные находки программы «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, концепцию «Шульверк» К. Орфа, а также знакомимся с авторскими методиками ведущих педагогов области В. Петровой, Н. Кононовой.

В работе с детьми перед собой ставим такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (мир звучания,

- формировать эстетический вкус,

- развивать познавательное отношение к действительности.

Музыка дает возможность для:

- создания приподнятого, радостного настроения,

- выражения положительных эмоций и разрядки отрицательных эмоций,

- активизирования или успокоения детей,

- привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой,

- решения логопедических задач.

Критерии для отбора музыкальных произведений для занятий:

- преобладание выразительности над изобретательностью,

- доминирование методической линии (голос, солирующий инструмент,

- четкость выраженности и настроения,

- истинная эстетическая ценность музыкального произведения.

Важно для развития эстетического вкуса ребенка позаботиться о накоплении у него опыта общения с произведениями, имеющими подлинную эстетическую ценность. Музыкальный руководитель проводит фронтальные занятия два раза в неделю по 20-30 минут. В группе тоже поются песни, водят хороводы, звучит музыка – грустная, веселая, спокойная, энергичная. Она помогает воспитателям и детям найти общий язык, открывает перед детьми звуковой мир, такой прекрасный и многогранный. Задачи воспитателя – чтоб музыка заняла свое место в жизни детей, такое же как природа, сказки, игры.

Предлагаемые формы работы с детьми равномерно распределяются в течении дня и имеют определенный ритм в течении года:

- пение для детей и с детьми.

- движение под музыку и под пение игровых, хороводных и плясовых песен,

- экспериментирование детей со звучащими предметами, игра на народных инструментах,

- слушание музыки,

- праздники.

Необходимой художественной и эстетической «почвой» для музыкального воспитания ребенка является фольклор того народа, кому он принадлежит.

Занимаясь с детьми самыми прозаическими делами (умывание, кормление, одевание, мы не молчим, не говорим обыденных слов, а напеваем прибаутку, частушечку, считалочку. Народные, хороводные, подвижные игры во время прогулки развивают у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Считалки, нескладушки развивают интеллект ребенка.

Ритм – организация процесса во времени. Обязательное условие ритма – наличие акцентов.

Мы стремимся к тому, чтобы музыка стала для детей доступным средством выражения чувств, настроения мыслей. Необходимое условие – наше личное отношение к звучащему, наше желание слушать, наше небезразличие. В воле взрослого оставить в душе ребенка след радости от услышанного или след раздражения от звуков.

Несмотря на то, что на сегодняшний день музыкальное сопровождение на фортепиано стало неотъемлемой частью процесса пения с детьми, возникают серьезные сомнения в целесообразности такого способа преподнесения музыкального материала маленьким детям. Дело в том, что при звучании баяна, фортепиано, в каждый момент времени извлекаются сразу несколько разных звуков – звучат аккорды. Маленький ребенок не может выделить на слух те звуки, которые издает на данный момент музыкальный инструмент. В результате у него не развивается способность к различию звуков по высоте на слух. Не могут развиваться и певческие способности, т. к. в аккорде ребенок не может выделить именно тот звук, на который он должен ориентироваться при пении. Поэтому в народных традициях мы часто поем песни без сопровождения или солируем только мелодию простых песенок, что позволяет ребенку ясно слышать один определенный звук.

В нашем распоряжении самый удивительный, неповторимый, созданный природой, индивидуально, специально для нас, музыкальный инструмент – это наш голос. Каждый человек может правильно и красиво петь для себя, для детей, для своих друзей.

Свои занятия с самыми маленькими (от 1,5 до 3 лет) мы всегда стараемся строить в виде игры, маленького сюрприза, сказки. Если в руках у нас зайчик, то обязательно читаем стихотворение о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под музыку, играет на каком-либо музыкальном инструменте (барабане, бубне, погремушке, а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т. д. эта структура занятия остается, мы приходим с куклой, мишкой, Петрушкой, матрешкой. Стараемся в своей речи использовать много детских стихов, небольших четверостиший, характеризующих игрушку. Используем на занятиях красочные иллюстрации по мотивам сказок, просто загадки – отгадки о домашних животных, любимых игрушках, используем заводные игрушки.

Дети в этом возрасте в основном слушают. Поэтому мы часто поем им песни без музыкального сопровождения, чтобы малыши не только музыку слушали, но и понимали, о чем она, вслушивались в лирическое, напевное звучание слов и словосочетаний! Ведь не зря песенки для самых маленьких в основном написаны в стиле русских народных песен – протяжных, мелодичных, на двух – трех звуках с повторами, поэтому дети легко их усваивают и повторяют. Чтобы песня звучала эмоционально, даем ей ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание руками («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»). Но самыми интересными бывают тематические занятия, которые мы проводим в группе. Приходим к детям с баяном, карандаши и бумага разложены на столах. Такие занятия бывают один раз в квартал, они, как бы, повторение пройденного. Есть у них и свои названия: «Мы в лесок пойдем», «Матрешки на окошке», «Мы – медвежата», «Первые снежинки», «На бабушкином дворе».

Пение с детьми и для детей позволяет решать многие задачи:

- создавать определенный музыкальный настрой,

- устанавливать контакт между детьми и взрослыми,

- привлекать и переключать внимание,

- развивать речь, совершенствовать качество звукопроизношения,

- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус,

- способствует развитию музыкального слуха.

Движение по музыку создает у детей приподнятое настроение, развивает координацию, активность, инициативность, творчество ребенка, способствует разряжению отрицательных эмоций. Танцуя, дети свободно выражают через движения свои чувства и эмоции.

Музыкальное воспитание является самой приятной, прекрасной и доступной формой общения взрослого и ребенка. Нам дана возможность близко прикасаться с миром детства, вместе с детьми мечтать, фантазировать, уноситься в мир сказок, в мир музыки, вместе смеяться, играть, рисовать и творить. Дети, чувствуя близость и расположение взрослого друга, доверяют свои мысли, чувства и эмоции. Только в таком контакте с детьми можно посредством музыки развивать ребенка как личность. Развивая музыкально- образное мышление, развиваем эмоциональность детей. Ведь способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный мир ребенка, дает полноту ощущения жизни, обогащает ее, формирует моральный облик.

Мы начинаем работу с детьми в возрасте от полутора лет и провожаем их в школу на выпускном утреннике. На этом пути продолжительностью в 6 лет ребята систематически и последовательно, от простого к более сложному, знакомятся с той музыкой, которую можно назвать искусством. Наша работа многогранна: мы учим детей петь, танцевать, слушать, играть, а значит, и сами должны быть эмоциональны, красивы, подтянуты, иметь приятный голос, уметь мастерски играть на фортепиано, танцевать.

«Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие – отмечал Д. Б. Кабальский, - учит слушать музыку, непрерывно совершенствуя умения вслушиваться и вдумываться в нее».

Таким образом:

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний, чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности:

певческий голос, музыкальный слух, выразительность ритмических движений, согласованность движений рук при игре на детских музыкальных инструментах, а также творческие проявления при инсценировке песен;

прививать активный интерес и любовь к музыке, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям и эмоциональной отзывчивости.

Публикации по теме:

Обновление к материалу об оформлении группы, зала и т. д.Обновление к материалу об оформлении группы, зала и т. д. Уважаемые коллеги! Не успела отредактировать материал о моем творчестве, в оформлении группы и т. д. И сегодня обновила свой фотоальбом "Мое.

План по самообразованию: «Взаимодействие семьи и ДОУ в художественном развитии дошкольников» Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему ребёнок впервые приобщается в семье: именно в семье начинают формироваться.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Космос
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Система эстетического образования детей дошкольного возраста средствами музыки
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 19:13
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Огород на окне «Посадили огород, посмотрите, что растет!»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Влияние...
Конспект занятия по познавательному развитию детей (сенсорика) в младшей группе...
Цель: 1. Воспитывать внимание, интерес к занятию. 2. Упражнять детей в назывании основных цветов. 3. Продолжать формировать интерес к игре с цветом,...
Конспект игровой образовательной деятельности с детьми средней группы «Детям о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 Березка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование игрового оборудования для развития...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская...
Фотоотчёт о весеннем развлечении «Поможем Колобку» во второй младшей группе
Фотоотчёт весеннего развлечения "Поможем Колобку" во второй младшей группе. Дети входят в зал. Читают стихи и поют песню про весну "Золотые...