Ситематизация материала в логопедическом кабинете.

Людмила Буланова
Ситематизация материала в логопедическом кабинете.

Успех логопедической работы с детьми во многом зависит от наличия разнообразного наглядного материала. Все пособия должны быть систематизированы с учетом речевых нарушений детей, их возраста. Материал необходимо правильно и эстетично оформлять: картинки яркие, доступные детям, наклеены на картон определенного формата, для более длительной службы картинки можно закрыть полиэтиленом или скотчем.

Работу с детьми мы начинаем с обследования, которое позволяет обеспечить не только эффективность логопедических занятий, но и выбрать правильное направление коррекционного воздействия.

Нередко встречаются дети, речевая патология которых обуславливается снижением физического слуха или интеллекта. Поэтому в логопедическом кабинете необходимо иметь пособия для обследования физического слуха и интеллектуальной деятельности.

Для обследования слуха нужен набор игрушек, картинок, набор звучащих предметов: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, погремушка, свисток и поющие игрушки (петушок, птичка, соловей).

Для обследования интеллекта рекомендуется иметь следующие материалы:

- пирамидки из 6 и более колец:

- "почтовый ящик":

- кубики разного цвета и размера;

- разрезные картинки разной конфигурации;

- набор матрешек;

- счетный материал в пределах 10;

- лото "живое – неживое", "бывает – не бывает";

- игра "Сравни и отличи";

- наборы карточек на обобщение;

- игра "Четвертый лишний".

Известно, что обследование должно быть разносторонним:

1). Выявлять уровень развития связной речи.

2). Выявлять степень сформированности лексико-грамматических средств языка.

3). Определять состояние звуковой стороны речи.

4). Исследовать уровень фонематических процессов.

Желательно иметь в логопедическом кабинете магнитофон, магнитную азбуку.

Пособия для обследования речи в дальнейшем используются и в коррекционной работе:

а/ связной речи;

б/ лексического запаса;

в/ грамматического строя речи;

г/ звукопроизношения;

д/ фонематического восприятия.

Для обучения навыкам связной речи необходимо иметь набор сюжетных картинок и серий сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, подборки текстов для пересказа, подборки текстов для составления рассказов с использованием фланелеграфа (сенсорные маркеры для описательных рассказов, адаптированные рассказы цепной структуры и картинно – графические планы к ним, и т. д.)

Материал для работы над лексико-грамматическим строем языка:

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: игрушки, посуда, животные, … (раздаточные и демонстрационные, загадки и стихи на эти темы.

2. Картинки на уточнение значений слов (синонимы, антонимы, многозначность, и т. д.).

3. Карточки на употребление различных частей речи: прилагательных, глаголов, наречий.

4. Сюжетные картинки "Что забыл нарисовать художник?"

5. "Большие и маленькие (животные и их детеныши).

6. "Чей хвост, чья голова?"

7. "Кто с кем дружит?" (родственные слова).

8. "Позови к себе слова" (пыль сосет – пылесос).

9. Карточки с речевыми играми по каждой лексической теме.

Грамматический строй речи:

1. Наборы предметных и сюжетных картинок для составления предложений.

2. Игра "Кто чем питается" (творительный падеж).

3. "Кого увидели в зоопарке" (родительный падеж).

4. Наборы картинок на понимание грамматических форм:

- категория числа существительных (кот – коты);

- категория числа прилагательных (большой – большая);

- категория рода глаголов (Валя упал. Валя упала).

- категория времени глаголов (Где мальчик рисует, а где мальчик нарисовал);

- категория вида глаголов (лепит утку, слепил утку,);

- понимание оттенков действия (кто входит, подходит, переходит, обходит; шьёт, вышивает,);

Автоматизация звуков.

1. Предметные картинки по количеству детей в группе, с учетом разной позиции звука в слове (не содержащие дефектных для детей звуков).

2. Карточки со словами различной слоговой структуры и с предложениями,насыщенными словами сложной слоговой структуры.

3. Сюжетные картинки для проговаривания или заучивания предложений или рассказов, насыщенных автоматизируемым звуком.

4. Карточки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки, рассказы).

5. Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Публикации по теме:

Наши коллекции.Наши коллекции. .

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Овощи
  • Учимся считать
Автор публикации:
Ситематизация материала в логопедическом кабинете.
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 15:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...