Ситематизация материала в логопедическом кабинете.

Людмила Буланова
Ситематизация материала в логопедическом кабинете.

Успех логопедической работы с детьми во многом зависит от наличия разнообразного наглядного материала. Все пособия должны быть систематизированы с учетом речевых нарушений детей, их возраста. Материал необходимо правильно и эстетично оформлять: картинки яркие, доступные детям, наклеены на картон определенного формата, для более длительной службы картинки можно закрыть полиэтиленом или скотчем.

Работу с детьми мы начинаем с обследования, которое позволяет обеспечить не только эффективность логопедических занятий, но и выбрать правильное направление коррекционного воздействия.

Нередко встречаются дети, речевая патология которых обуславливается снижением физического слуха или интеллекта. Поэтому в логопедическом кабинете необходимо иметь пособия для обследования физического слуха и интеллектуальной деятельности.

Для обследования слуха нужен набор игрушек, картинок, набор звучащих предметов: колокольчик, бубен, барабан, дудочка, погремушка, свисток и поющие игрушки (петушок, птичка, соловей).

Для обследования интеллекта рекомендуется иметь следующие материалы:

- пирамидки из 6 и более колец:

- "почтовый ящик":

- кубики разного цвета и размера;

- разрезные картинки разной конфигурации;

- набор матрешек;

- счетный материал в пределах 10;

- лото "живое – неживое", "бывает – не бывает";

- игра "Сравни и отличи";

- наборы карточек на обобщение;

- игра "Четвертый лишний".

Известно, что обследование должно быть разносторонним:

1). Выявлять уровень развития связной речи.

2). Выявлять степень сформированности лексико-грамматических средств языка.

3). Определять состояние звуковой стороны речи.

4). Исследовать уровень фонематических процессов.

Желательно иметь в логопедическом кабинете магнитофон, магнитную азбуку.

Пособия для обследования речи в дальнейшем используются и в коррекционной работе:

а/ связной речи;

б/ лексического запаса;

в/ грамматического строя речи;

г/ звукопроизношения;

д/ фонематического восприятия.

Для обучения навыкам связной речи необходимо иметь набор сюжетных картинок и серий сюжетных картинок для составления рассказов разной сложности, подборки текстов для пересказа, подборки текстов для составления рассказов с использованием фланелеграфа (сенсорные маркеры для описательных рассказов, адаптированные рассказы цепной структуры и картинно – графические планы к ним, и т. д.)

Материал для работы над лексико-грамматическим строем языка:

1. Предметные и сюжетные картинки по лексическим темам: игрушки, посуда, животные, … (раздаточные и демонстрационные, загадки и стихи на эти темы.

2. Картинки на уточнение значений слов (синонимы, антонимы, многозначность, и т. д.).

3. Карточки на употребление различных частей речи: прилагательных, глаголов, наречий.

4. Сюжетные картинки "Что забыл нарисовать художник?"

5. "Большие и маленькие (животные и их детеныши).

6. "Чей хвост, чья голова?"

7. "Кто с кем дружит?" (родственные слова).

8. "Позови к себе слова" (пыль сосет – пылесос).

9. Карточки с речевыми играми по каждой лексической теме.

Грамматический строй речи:

1. Наборы предметных и сюжетных картинок для составления предложений.

2. Игра "Кто чем питается" (творительный падеж).

3. "Кого увидели в зоопарке" (родительный падеж).

4. Наборы картинок на понимание грамматических форм:

- категория числа существительных (кот – коты);

- категория числа прилагательных (большой – большая);

- категория рода глаголов (Валя упал. Валя упала).

- категория времени глаголов (Где мальчик рисует, а где мальчик нарисовал);

- категория вида глаголов (лепит утку, слепил утку,);

- понимание оттенков действия (кто входит, подходит, переходит, обходит; шьёт, вышивает,);

Автоматизация звуков.

1. Предметные картинки по количеству детей в группе, с учетом разной позиции звука в слове (не содержащие дефектных для детей звуков).

2. Карточки со словами различной слоговой структуры и с предложениями,насыщенными словами сложной слоговой структуры.

3. Сюжетные картинки для проговаривания или заучивания предложений или рассказов, насыщенных автоматизируемым звуком.

4. Карточки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, стихи, загадки, рассказы).

5. Дидактические игры на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Публикации по теме:

Наши коллекции.Наши коллекции. .

План работы учителя-логопеда на логопедическом пункте содержание 1. Обследование и определение структуры и степени выраженности речевых нарушений различного генеза детей 6-7 лет. Комплектование.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Ситематизация материала в логопедическом кабинете.
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 15:13
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Отчет о выставке «Золотая Осень»
Осень М. Геллер Дарит осень чудеса, Да еще какие! Разнаряжены леса В шапки золотые. На пеньке сидят гурьбой Рыжие опята, И паук – ловкач какой! – Тянет...
Инсценировка сказки «Репка» с детьми старшего дошкольного возраста
Работу провели воспитатели Коготкова Алла Ивановна и Терешенкова Ирина Юрьевна Ведущий. Дед и баба жили-были. Славно жили, не тужили. С ними вместе...
Оформление музыкального зала «День рождения Детского Сада»
Оформление музыкального зала" День рождения Детского Сада" своими руками. В октябре этого года в моём родном садике, произошло замечательное событие....