МААМ-картинки

Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях

Анна Хлызова
Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного.

Публикация «Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях» размещена в разделах

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира русского ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь русских людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И. А. Ильин и Е. Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа.

«Представляется несомненным – сказка заключает в себе богатое мистическое откровение; ее подъем от житейского к чудесному, ее искание «иного царства» представляет собою великую ценность духовной жизни и несомненную ступень в той лестнице, которая приводит народное сознание от язычества к христианству», – писал Е. Н. Трубецкой.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

Очень печально, что в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы незаменимы в детстве, они являются соединяющим звеном поколений и традиций. Именно они, столкнувшись в жизни со многими трудностями и испытаниями, глубже понимают смысл сказок и, рассказывая их внукам, передают им и свою частицу жизненного опыта. Через сказку старшее поколение учит детство строить жизнь по законам добра и красоты. Поэтому наша программа стремится вернуть в детскую жизнь «бабушкины сказки».

Сказки позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы Православия. Темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок. Многие сказки издавна использовались в православном воспитании для освоения христианских ценностей, понимания христианской веры, принятия Бога как определяющего начала жизни. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Воспитание христианских добродетелей создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации: развития социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и нравственных качеств личности ребенка, которые в полной мере определяют его внутренний мир.

Все это вместе определило актуальность, теоретическую и практическую значимость разработки специальной программы «Воспитание сказкой» в нашем ДОУ.

Общие цели программы:

1. Создавать условия для формирования у детей основ православного мировосприятия, развития нравственных и патриотических чувств, представлений (эталонов, норм социальных отношений и моделей поведения.

2. Способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным и патриотическим содержанием сказки.

3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, формированию представлений о месте каждого человека в истории и культуре своего народа, гармонизации психоречевого развития.

4. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Занятия программы предполагают использование:

– народных и авторских, русских и зарубежных сказок,

малых жанров фольклора: загадок, пословиц, поговорок, былин,

– познавательных рассказов из круга детского чтения.

В начале учебного года берутся простые и небольшие русские народные сказки, во втором полугодии – длинные авторские сказки, более глубокие по содержанию и сложные по восприятию.

Приведем пример планирования занятий со сказкой в течение учебного года.

Учебно-тематическое планирование

(32 часа, 1 час в неделю)

1. «Репка» «Там, где дружат – живут, не тужат»

2. «Колобок» «Лесть без зубов, а с костьми съест»

3. «Теремок» «В тесноте, да не в обиде»

4. «Кот и петух» «Друг познается в беде»

5 «Муравей и голубка» «Сам погибай, а друга выручай»

6. «Маша и медведь» «Глупый киснет, а умный все промыслит»

7 «Гуси-лебеди» «Придет беда – не купишь ума»

8 «Каша из топора» «Смекалка – второе счастье»

9. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

10. «Два Мороза» «С трудом и мороз не страшен», «Труд согревает»

11. «Лисичка-сестричка и волк» «Первой касатке не верь», «Догадаешься, как проиграешься»

12. «Морозко» «Как проживешь, так и прослывешь»

13. Рождественский праздник

14. «Двенадцать месяцев» «Доброму Бог помогает»

15. «Зимовье зверей» «Согласного стада волк не берет», «В согласии жить – никто не одолеет»

16. «Заюшкина избушка» «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай»

17. «Летучий корабль» «Добро в век не забудется»

18. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Умей обождать», «Мир не без добрых людей»

19. Проверочное занятие Повторение пройденного литературного и музыкального материала в игровой форме: загадки, музыкальные викторины, инсценировки.

20. «Стойкий оловянный солдатик» «За честь хоть голову снесть»

21. «Как рубашка в поле выросла» «За один раз дрова не срубишь», «Дело шутки не любит»

22. «Сказка о рыбаке и рыбке» «Чего нет, того и хочется», «Кто многого желает, тот и мало не видает»

23. «Сивка-бурка» «Храброму смерть не страшна», «За добро добром платят»

24. «Царевна-Несмеяна» «Долг платежом красен»

25. «Царевна-лягушка» «Покорись беде и беда покорится»

26. «Иван-царевич и серый волк» «Что кому на роду написано, то тому Бог и даст»

27. «Спящая красавица» «Не у всякого жена Марья – у того, кому Бог дал»

28. Посещение спектакля театра кукол

29. Былина «На заставе богатырской» «Была, не была, что будет, то будет, а будет, что Бог даст»

30. Авторская музыкальная сказка

31. «Цветик-семицветик» «Для милого дружка и сережка из ушка»

32. Итоговое занятие

Структура занятий традиционна. Каждое занятие включает в себя ряд этапов:

1. Слушание сказки с включением музыкальных фрагментов.

В сочетании с музыкой воздействие сказки на ребенка усиливается: музыка обогащает художественное произведение, одухотворяет его, придает особую глубину его образам, а литературное произведение помогает ребенку понять музыкальный язык, облегчает его знакомство с новым миром музыкальных образов, с новыми формами и жанрами музыкальной классики.

2. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания сказки, выяснение основной идеи.

Для содействия образному восприятию сказок используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации в стиле И. Билибина, репродукции картин В. М. Васнецова (они помогают детям ярче прочувствовать образы героев и события сказки, образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства.

3. Игры, драматизация, музыкально-двигательная деятельность.

4. Организация художественно-продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования на тему сказки.

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен реализует деятельностный принцип психического развития детей : желание и потребности ребенка выразить свои отношения и представления создают реальные психологические условия для формирования социальных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений, нравственных и патриотических качеств личности ребенка. Обеспечивается не формальное усвоение духовно-нравственных представлений, знаний и норм поведения, а их практическое освоение и закрепление с переносом в реальную жизнь и взаимоотношения с ближайшим социальным окружением (семьей и сверстниками).

Постепенное включение родителей в активное воспитание детей средствами народной и авторской сказки идет от принятия детских работ в виде подарков до подготовки совместных (детско-родительских) спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Так, в конце первого полугодия устраивается для детей и их родителей семейное празднование Рождества Христова. В конце второго полугодия планируется семейное посещение Театра кукол.

Публикации по теме:

Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Проект для старшего дошкольного возраста Тема: «Интегративный подход в развитии патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

«Ознакомление с родным поселком Черноморское, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Видео Цель Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным.

Доклад «Мини-музей как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям,.

Консультация для родителей «Значение нравственно-патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение нравственно- патриотического воспитания для детей дошкольного возраста» Духовно-нравственное воспитание.

Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» МКДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» консультация для воспитателей Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания детей.

Кубанская народная песня, как средство патриотического воспитания детей в детском саду.Кубанская народная песня, как средство патриотического воспитания детей в детском саду. Кубанская народная песня - это моя гордость, радость, счастье, услада души моей. 30 лет она со мной. Поддерживает в трудную минуту, помогает.

Мини-музеи, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Мини-музеи, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. На сегодняшний день мини- музей является неотъемлемой частью развивающей предметно пространственной среды дошкольного учреждения. Мини –.

Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации)Особенности нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (методические рекомендации) П. И.  чайковский:Могущество страны не только в одном материальном богатстве, но и в душе народа. Чем шире, свободнее эта душа, тем большего.

Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста. Аннотация. Сказка входит в жизнь ребенка с самого.

Творческо-информационный проект «Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста, основанного на православных традициях
Опубликовано: 26 октября 2016 в 19:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД