Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников

Оксана Новикова
Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников

Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников

h3]Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников. [/h3]

Любая сказка, она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности, способствует развитию эмоциональной сферы, заставляет ребёнка сочувствовать, сопереживать героям, ставить себя на их место. К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности. А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе, своих силах, помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений.

Эффективным приёмом работы со старшими дошкольниками является обыгрывание сказок посредством игр-драматизаций. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Она наиболее соответствует природе детства, поскольку, во-первых, близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.

Опыт работы с дошкольниками показывает что, в процессе театрализованных игр:

• расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

• происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического;

• активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

• совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

развивается эмоционально - волевая сфера;

• происходит коррекция поведения;

развивается чувство ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

• стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами. Обыгрывание контрастных ролей (положительных и отрицательных героев) дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного поведения.

Театрализованная деятельность позволяет справиться и с такими психологическими проблемами детей, как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка. Разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем избавляясь от робости.

В нашем дошкольном учреждении со старшими дошкольниками были организованы мероприятия по включению детей, имеющих проблемы в личностном и социальном развитии (по результатам мониторинга и психолого-педагогической диагностики) в различные формы театрализованной деятельности.

Одной из таких форм стала постановка сказки В. Сутеева «Дядя Миша».

На подготовительном этапе воспитатели познакомили детей с содержанием сказки, обсудили характеры героев, раскрыли основной смысл и идейное содержание произведения.

Часто детям бывает сложно передать образ того или иного героя в мимике, жестах, тембре голоса. В мультфильме по сценарию В. Сутеева «Дядя Миша» очень ярко представлены персонажи одноименной сказки. Для того чтобы помочь детям вжиться в роли и суметь проявить себя в новых образах, был организован просмотр мультфильма в музыкальном зале с помощью медиа проектора. Дети имели возможность проследить, как строятся взаимоотношения героев, с какой интонацией они общаются друг с другом, как двигаются, жестикулируют.

На репетициях, обыгрывая этюды, вживаясь в роль, дети погружались в процесс творческого переживания и воплощения. Родители воспитанников проявили заинтересованность в процессе подготовки к спектаклю, который и явился итогом проделанной работы. Они приняли активное участие в изготовлении костюмов и атрибутов. В итоге в процесс подготовки к спектаклю были вовлечены и дети, и родители, и воспитатели, и педагоги детского сада.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Предметно-развивающая среда в музыкальном развитии детейПредметно-развивающая среда в музыкальном развитии детей Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 09:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Спорт — это сила, спорт — это жизнь». Летнее спортивное развлечение. Фотоотчёт
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 210 « Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по художественно-...
ДИ для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и «Коммуникации» (счет в пределах...
Д/И для проведения интегрированных занятий по ФЭМП и "Коммуникации"( счет в пределах 5) для средн. возраста "Цветочная поляна" Цели и задачи:...
Рисуем лилии в нетрадиционной технике. Фотозарисовка
Об этих цветах было сложено много историй, мифов и легенд. Лилии называют повелительницей цветов. На Руси лилии ласково называют – ясными очами, солнечной...
Фотоотчёт «Творческие работы первоклассников»
Цель: развитие творческого умения учащихся первого класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу продемонстрировать Вам творческие работы моих...
Дидактическая игра для развития речи детей «Угадай, чего не стало?»
Дидактическая игра для развития речи детей :" Угадай, чего не стало ? ". Цель игры: учить детей запоминать предметы и их изображения, расположение предметов...