Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников

Оксана Новикова
Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников

Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников

h3]Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников. [/h3]

Любая сказка, она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности, способствует развитию эмоциональной сферы, заставляет ребёнка сочувствовать, сопереживать героям, ставить себя на их место. К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности. А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе, своих силах, помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений.

Эффективным приёмом работы со старшими дошкольниками является обыгрывание сказок посредством игр-драматизаций. Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытывать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как реальных, так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. Она наиболее соответствует природе детства, поскольку, во-первых, близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения.

Опыт работы с дошкольниками показывает что, в процессе театрализованных игр:

• расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

• происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого, двигательного, кинестетического;

• активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

• совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

развивается эмоционально - волевая сфера;

• происходит коррекция поведения;

развивается чувство ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

• стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами. Обыгрывание контрастных ролей (положительных и отрицательных героев) дает возможность зафиксировать в сознании и подсознании разные позиции, принять ценность именно неагрессивного поведения.

Театрализованная деятельность позволяет справиться и с такими психологическими проблемами детей, как застенчивость, неуверенность в себе, замкнутость, неадекватная самооценка. Разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем избавляясь от робости.

В нашем дошкольном учреждении со старшими дошкольниками были организованы мероприятия по включению детей, имеющих проблемы в личностном и социальном развитии (по результатам мониторинга и психолого-педагогической диагностики) в различные формы театрализованной деятельности.

Одной из таких форм стала постановка сказки В. Сутеева «Дядя Миша».

На подготовительном этапе воспитатели познакомили детей с содержанием сказки, обсудили характеры героев, раскрыли основной смысл и идейное содержание произведения.

Часто детям бывает сложно передать образ того или иного героя в мимике, жестах, тембре голоса. В мультфильме по сценарию В. Сутеева «Дядя Миша» очень ярко представлены персонажи одноименной сказки. Для того чтобы помочь детям вжиться в роли и суметь проявить себя в новых образах, был организован просмотр мультфильма в музыкальном зале с помощью медиа проектора. Дети имели возможность проследить, как строятся взаимоотношения героев, с какой интонацией они общаются друг с другом, как двигаются, жестикулируют.

На репетициях, обыгрывая этюды, вживаясь в роль, дети погружались в процесс творческого переживания и воплощения. Родители воспитанников проявили заинтересованность в процессе подготовки к спектаклю, который и явился итогом проделанной работы. Они приняли активное участие в изготовлении костюмов и атрибутов. В итоге в процесс подготовки к спектаклю были вовлечены и дети, и родители, и воспитатели, и педагоги детского сада.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Предметно-развивающая среда в музыкальном развитии детейПредметно-развивающая среда в музыкальном развитии детей Предметно-развивающая среда содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Сказка как средство социально-педагогического развития личности дошкольников
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 09:58
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...
Конспект НОД по рисованию тычком жесткой полусухой кистью в младшей группе...
Возраст детей: 2 и 3 года. Цель: обобщить и систематизировать представление детей о зиме как о времени года. Задачи: -совершенствовать навыки рисования...