Сказка в помощь малышам и их родителям.

Ананина Ольга
Сказка в помощь малышам и их родителям.

«Сказка в помощь малышам и их родителям»

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски.

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило

царство Сказки….

В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал?

Что делать малышу? – Расскажите ему сказку!

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Она окружает нас повсюду. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали поучительные истории. И копились, копились истории в памяти малыша. Накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней?

Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. Что же делать в «этом» мире ребенку? Как не потеряться в «лабиринте» жизненных трудностей?

Сказкатерапия – одно из самых удивительных и эффективных направлений в современной психологии. Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основных базовых потребности (выделил И. П. Яничев):

1. потребность в автономности (независимости);

2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3. потребность в активности.

Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:

• стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;

• способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;

• социальная компетентность.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах, явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

В настоящее время активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционные – это значит, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовать ход повествования. Ведь сказка – это место свободное от условностей.

Используя работу со сказками с детьми дошкольного возраста, можно помочь каждому ребенку «безболезненно» войти в мир взрослых.

К сожалению, стрессовые («болезненные») ситуации неизбежны в жизни каждого малыша. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться самостоятельно. Что может послужить причиной детского стресса? С чем сталкивается «маленький человек», входя в мир взрослых? Страхи, появление второго ребенка в семье, расставание с дорогими людьми (поступление в детский сад, развод родителей - вот неполный перечень, чем наполнена жизнь. Сказка же может выступить защитным механизмом. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. ОсоринаЮ, Е. Лисина, Е. Петрова, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сегодня часто слышишь от педагогов: «Этот ребенок чрезмерно активен, плаксив, часты вспышки агрессивности!» В чем же причина поведения малыша? Ответ прост. Плохое поведение является симптомом детского стресса. Родителю, педагогу просто необходимо понять, принять и помочь ребенку. И опять на помощь взрослому приходят сказки. Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются самым эффективным педагогическим средством. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя не адекватно ситуации.

В своей деятельности я широко использую возможности сказки для развития познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, при этом решаю в первую очередь ряд важных задач:

• знакомлю детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

• учу видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

• развиваю эмоциональную произвольность;

• учу конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, решать конфликтные ситуации и т. д.).

В качестве основных методов и приемов использовались

- чтение и обсуждение детской художественной литературы,

- диагностику эмоционального состояния, отношение ребенка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;

- изменение окончания сказки;

- оказание помощи героям;

- психогимнастика;

- имитационные игры.

Поддержанию интереса способствует присутствие сказочных персонажей, сказочных сюжетов: Баба-Яга, Злой колдун, Фея, мальчик Антошка и другие. Появление сказочных героев всегда сопровождается «волшебством» - это, то эмоциональное состояние ребенка, в котором он готов понять и помочь другому, это то, что необходимо поддерживать и развивать в нем.

В своей работе я использую коррекционно-развивающую программу С. И. Семенака «Уроки добра», дополняя ее сказочным материалом и заданиями.

Главный герой, путешествующий по сказочной стране - это мальчик Денис. Возраст героя близок детям, поэтому трудности, с которыми он сталкивается в путешествии, понятны и актуальны для дошкольника. Злой волшебник и Добрая фея помогают детям: учат различать «добро» и «зло», дают первые уроки нравственности, учат видеть и определять эмоциональное состояние другого персонажа (Бабы-Яги, Водяного, Шапокляк, мальчика Юры, Доктора Айболита, Антошки, Плаксы, Злюки, Резвушки) и помогают давать нравственную оценку поступкам. В ходе работы с детьми проводится диагностика собственного эмоционального состояния, для этого даются задания:

- контурное изображение лица, человека (необходимо нарисовать свое настроение;

- покажи с помощью мимики свое настроение (карточки «азбука настроения»);

- использование «волшебных красок». Какие краски используются для веселого настроения, для грустного, для злого? Изобрази свое настроение.

Для выражения детьми эмоционального состояния используется музыка классических композиторов и современные детские песни. (Например: тема «Добрый - злой» - песня В. Шаинского «Улыбка», тема «Чувства одинокого человека»«Песня Водяного» М. Дунаевского, тема «Конфликтное поведение» - «Песня старухи Шапокляк».)

Познакомив детей с эмоциями, Злой Волшебник и Фея учат способам управления собственным поведением, (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

Этому способствуют:

-тренинг эмоций («шаловливые мышата», «скажи ласковое слово» и т. д);

-придумывание сказки наоборот («Упрямые козы», «Два барана», «Спящая красавица»;

-сочинение детьми историй-продолжений;

-оказание помощи героям сказок и рассказов («Сказка о птицах», «Гуси –лебеди» «Котенок», «Медвежонок Тим и Том», «Самое страшное» Е. Пермяк, «Отомстила» В. Осеевой)

-умение определять «сказочные уроки» («Колобок», «Красная шапочка», «Звездный мальчик», «Гуси-лебеди», «Айога», «Три поросенка», «Золушка»).

Завершается цикл заданий созданием «Дерева Радости или Мечты».

Родителей часто волнует вопрос, как быть со страшными сказками, читать или не читать их детям? Обязательно читать, но читать с умом, зорко наблюдая за эмоциями ребенка. Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой мамы и папы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем–то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть, хотя бы в малой степени, готов к подобной степени, поэтому необходимо учить умению преодолевать собственные страхи.

В возрасте 5 – 7 лет у детей активно развивается анимизм мышления, т. е способность наделять предметы одушевленными свойствами, а это порождает страхи. Страшные сказки, героями которых является «нечистая сила», позволяют, многократно моделируя и проживая

тревожную ситуацию, детям освобождаться от напряжения и приобретать

новые способы реагирования. Для этого в своей работе использую серию сказок «У страха глаза велики!». Главный герой – маленький зайчик, который всего боится. Истории о Трусишке, так зовут главного героя, построены так, что ребенок активно вовлечен в них:дает имена героям, показывает мимикой, пантомимикой состояние персонажа, вступает с ними в диалог, размышления о поступках, дает совет или оказывает помощь.

В процессе работы со «страшной» сказкой ребенок научается активной жизненной позиции, умению справляться с трудностями,

препятствиями.

Очень многому ребенок научается в семье. В том числе и умению преодолевать сложные ситуации. В настоящее время увеличилось число разводов. Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т. п. справиться с этими негативными эмоциями можно с помощью сказки. В основу разработки программы для детей, переживших развод родителей, легли работы Л. Коротковой и Д. Бретт. На занятиях активно используются

рисуночные техники, работа с куклой (марионеткой, постановка спектакля.

Комбинируя различные приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку прожить сложные ситуации, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими детьми.

Как развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Один из возможных путей это - контролируемый и целенаправленный путь через художественную литературу, а особенно через сказку. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, в сказочной форме дошкольники сталкиваются со сложнейшими явлениями и чувствами. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Публикации по теме:

Презентация «День космонавтики» для детей старшего дошкольного возраста 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник – День космонавтики. В этот день каждый педагог старается объяснить малышам, которые.

Сказка «Машенькин сон», для детей 1 младшей группы. Эту сказку мы сочинили вместе с детьми подготовительной группы, чтобы показать малышам. Дети сами подобрали картинки и мы сделали вот такой.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Сказка в помощь малышам и их родителям.
Опубликовано: 29 января 2013 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...
Фотоотчет «Спасем зимующих птиц»
нашей группе " Колокольчик" пришла тематическая неделя под девизом " Спасем зимующих птиц ". Зима – очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно...
Фотоотчет о проведении клубного дня в московской школе
В Москве по инициативе директоров школ впервые стали проводиться клубные дни для жителей микрорайонов. В этот день любой желающий может посетить мероприятие,...