Лучший педагог года

Сказка в помощь малышам и их родителям.

Ананина Ольга
Сказка в помощь малышам и их родителям.

«Сказка в помощь малышам и их родителям»

Спустился вечер за окном,

Затушевал дневные краски.

Окутал город нежным сном,

Вновь наступило

царство Сказки….

В нашей жизни мы часто встречаемся с различными проблемами, сложностями. Взрослые ищут пути решения их, а как же быть детям, чей жизненный опыт так мал?

Что делать малышу? – Расскажите ему сказку!

Публикация «Сказка в помощь малышам и их родителям,» размещена в разделах

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый, мощный инструмент развития, приобретения опыта. Она окружает нас повсюду. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории. Дети забирались на печь и слушали сказку, девушки пряли кудель и рассказывали поучительные истории. И копились, копились истории в памяти малыша. Накапливались знания о жизни. К великому сожалению, опыт этот утрачен. В наше «быстротечное» время взрослому некогда почитать, рассказать сказку своему малышу, да не просто прочитать, а осмыслить – чему учит она? какой жизненный урок скрыт в ней?

Ребенок чаще сидит у телевизора, за компьютером. Весь багаж жизненных ценностей он черпает из средств массовой информации, компьютерных игр, а не из книг. Вот и получаем в итоге «человека» с «искаженным» внутренним миром, умеющим силой решать проблемы и с «отсутствием» сердца. Что же делать в «этом» мире ребенку? Как не потеряться в «лабиринте» жизненных трудностей?

Сказкатерапия – одно из самых удивительных и эффективных направлений в современной психологии. Ребенок, работая со сказкой, в первую очередь удовлетворяет три основных базовых потребности (выделил И. П. Яничев) :

1. потребность в автономности (независимости);

2. потребность в компетентности (силе, всемогуществе);

3. потребность в активности.

Результатом удовлетворения этих потребностей служит формирование ряда качеств личности ребенка – дошкольника:

• стремление проявлять свое личное мнение, отстаивать свои интересы, взгляды;

• способность владеть инициативой в общении, управлять процессом, эмоционально откликаться;

• социальная компетентность.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах, явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

В настоящее время активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционные – это значит, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовать ход повествования. Ведь сказка – это место свободное от условностей.

Используя работу со сказками с детьми дошкольного возраста, можно помочь каждому ребенку «безболезненно» войти в мир взрослых.

К сожалению, стрессовые («болезненные») ситуации неизбежны в жизни каждого малыша. У детей стресс возникает при столкновении с чем-то новым, а потому из-за отсутствия опыта они не в состоянии с ним бороться самостоятельно. Что может послужить причиной детского стресса? С чем сталкивается «маленький человек», входя в мир взрослых? Страхи, появление второго ребенка в семье, расставание с дорогими людьми (поступление в детский сад, развод родителей - вот неполный перечень, чем наполнена жизнь. Сказка же может выступить защитным механизмом. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. ОсоринаЮ, Е. Лисина, Е. Петрова, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.

Сегодня часто слышишь от педагогов: «Этот ребенок чрезмерно активен, плаксив, часты вспышки агрессивности!» В чем же причина поведения малыша? Ответ прост. Плохое поведение является симптомом детского стресса. Родителю, педагогу просто необходимо понять, принять и помочь ребенку. И опять на помощь взрослому приходят сказки. Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются самым эффективным педагогическим средством. Многого еще не зная и не умея, дети часто нарушают установленные нормы, ведут себя не адекватно ситуации.

В своей деятельности я широко использую возможности сказки для развития познавательной, личностной и эмоционально-волевой сферы дошкольника, при этом решаю в первую очередь ряд важных задач:

• знакомлю детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку;

• учу видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией;

• развиваю эмоциональную произвольность;

• учу конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряжение, решать конфликтные ситуации и т. д.).

В качестве основных методов и приемов использовались

- чтение и обсуждение детской художественной литературы,

- диагностику эмоционального состояния, отношение ребенка к обсуждаемой проблеме;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;

- изменение окончания сказки;

- оказание помощи героям;

- психогимнастика;

- имитационные игры.

Поддержанию интереса способствует присутствие сказочных персонажей, сказочных сюжетов : Баба-Яга, Злой колдун, Фея, мальчик Антошка и другие. Появление сказочных героев всегда сопровождается «волшебством» - это, то эмоциональное состояние ребенка, в котором он готов понять и помочь другому, это то, что необходимо поддерживать и развивать в нем.

В своей работе я использую коррекционно-развивающую программу С. И. Семенака «Уроки добра», дополняя ее сказочным материалом и заданиями.

Главный герой, путешествующий по сказочной стране - это мальчик Денис. Возраст героя близок детям, поэтому трудности, с которыми он сталкивается в путешествии, понятны и актуальны для дошкольника. Злой волшебник и Добрая фея помогают детям : учат различать «добро» и «зло», дают первые уроки нравственности, учат видеть и определять эмоциональное состояние другого персонажа (Бабы-Яги, Водяного, Шапокляк, мальчика Юры, Доктора Айболита, Антошки, Плаксы, Злюки, Резвушки) и помогают давать нравственную оценку поступкам. В ходе работы с детьми проводится диагностика собственного эмоционального состояния, для этого даются задания:

- контурное изображение лица, человека (необходимо нарисовать свое настроение;

- покажи с помощью мимики свое настроение (карточки «азбука настроения»);

- использование «волшебных красок». Какие краски используются для веселого настроения, для грустного, для злого? Изобрази свое настроение.

Для выражения детьми эмоционального состояния используется музыка классических композиторов и современные детские песни. ( Например: тема «Добрый - злой» - песня В. Шаинского «Улыбка», тема «Чувства одинокого человека»«Песня Водяного» М. Дунаевского, тема «Конфликтное поведение» - «Песня старухи Шапокляк».)

Познакомив детей с эмоциями, Злой Волшебник и Фея учат способам управления собственным поведением, (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации).

Этому способствуют:

-тренинг эмоций («шаловливые мышата», «скажи ласковое слово» и т. д);

-придумывание сказки наоборот («Упрямые козы», «Два барана», «Спящая красавица»;

-сочинение детьми историй-продолжений;

-оказание помощи героям сказок и рассказов («Сказка о птицах», «Гуси –лебеди» «Котенок», «Медвежонок Тим и Том», «Самое страшное» Е. Пермяк, «Отомстила» В. Осеевой)

-умение определять «сказочные уроки» («Колобок», «Красная шапочка», «Звездный мальчик», «Гуси-лебеди», «Айога», «Три поросенка», «Золушка»).

Завершается цикл заданий созданием «Дерева Радости или Мечты».

Родителей часто волнует вопрос, как быть со страшными сказками, читать или не читать их детям? Обязательно читать, но читать с умом, зорко наблюдая за эмоциями ребенка. Наши малыши не живут под стеклянным колпаком, они не все время находятся под спасательной защитой мамы и папы. Совершенно внезапно во дворе или на улице они могут столкнуться с чем–то «страшным», незнакомым, непонятным. Ребенок должен быть, хотя бы в малой степени, готов к подобной степени, поэтому необходимо учить умению преодолевать собственные страхи.

В возрасте 5 – 7 лет у детей активно развивается анимизм мышления, т. е способность наделять предметы одушевленными свойствами, а это порождает страхи. Страшные сказки, героями которых является «нечистая сила», позволяют, многократно моделируя и проживая

тревожную ситуацию, детям освобождаться от напряжения и приобретать

новые способы реагирования. Для этого в своей работе использую серию сказок «У страха глаза велики!». Главный герой – маленький зайчик, который всего боится. Истории о Трусишке, так зовут главного героя, построены так, что ребенок активно вовлечен в них:дает имена героям, показывает мимикой, пантомимикой состояние персонажа, вступает с ними в диалог, размышления о поступках, дает совет или оказывает помощь.

В процессе работы со «страшной» сказкой ребенок научается активной жизненной позиции, умению справляться с трудностями,

препятствиями.

Очень многому ребенок научается в семье. В том числе и умению преодолевать сложные ситуации. В настоящее время увеличилось число разводов. Развод родителей предполагает серьезные изменения в маленьком мире ребенка, семье. Это травмирующий процесс, в результате которого дети испытывают целый спектр негативных эмоций: злость, тревогу, страх, грусть и т. п. справиться с этими негативными эмоциями можно с помощью сказки. В основу разработки программы для детей, переживших развод родителей, легли работы Л. Коротковой и Д. Бретт. На занятиях активно используются

рисуночные техники, работа с куклой (марионеткой, постановка спектакля.

Комбинируя различные приемы работы со сказкой, можно помочь каждому ребенку прожить сложные ситуации, значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими детьми.

Как развить в ребенке отзывчивость, как сделать его добрее? Один из возможных путей это - контролируемый и целенаправленный путь через художественную литературу, а особенно через сказку. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, в сказочной форме дошкольники сталкиваются со сложнейшими явлениями и чувствами. Уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Публикации по теме:

Презентация «День космонавтики» для детей старшего дошкольного возраста 12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник – День космонавтики. В этот день каждый педагог старается объяснить малышам, которые.

Сказка «Машенькин сон», для детей 1 младшей группы. Эту сказку мы сочинили вместе с детьми подготовительной группы, чтобы показать малышам. Дети сами подобрали картинки и мы сделали вот такой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказка в помощь малышам и их родителям.
Опубликовано: 29 января 2013 в 14:16
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД