Сказка в экологическом образовании дошкольников

Ольга Новоселова
Сказка в экологическом образовании дошкольников

Сказка способна сделать привлекательным и интересным процесс обучения, она без назиданий формирует нравственного и гуманного человека. Кроме того, сказка откроет необозримые просторы для ребёнка - художника, артиста, сочинителя, фантазёра, деятеля, она будет обогащать его речь и эрудицию, воспитывать социальное и экологическое самосознание. Сказка сделает маленького человека более мудрым и счастливым. Нужны ли ещё доводы в пользу сказки?

Всем нам известно, что сказка была в разных странах основой народной педагогики на протяжении тысячелетий. Даже взрослый человек подсознательно тянется к удивительным событиям и явлениям, ребёнок же, особенно старший дошкольник или младший школьник, очень серьёзно относится к сказочному сюжету, готов слушать и обсуждать его, сопереживать героям, затевать игры по мотивам сказки, разыгрывать сценки, самозабвенно рисовать иллюстрации. При этом дети переживают ярчайшие эмоции, в сознании их формируются образы настолько выразительные, что ребята готовы спорить с ними, защищать их, волноваться за них, то есть - любить. Это ли не благодатная почва для понимания природы, формирования любви к ней, потребности хранить её и быть ей благодарным.

Если говорить о специфике нашего предмета - познания окружающего мира и экологии, сказка будет анализироваться не с традиционных позиций, а с естественнонаучной точки зрения, с учётом взаимозависимости человека и природы, в первую очередь.

Здесь нужно сказать отдельно о том, как подходить к выбору сказки. Если народные сказки мира чаще всего вполне экологичны, то к авторским произведениям нужно подходить более тщательно. Конечно, если речь идёт о таких писателях, как Бианки, Сладков, Шим, Акимушкин, Дитрих, Дмитриев, Паустовский, Пришвин и другие мастера детской литературы, которым мы благодарны за прекрасное знание природы и глубоко человеческое отношение к ней, можно с полным доверием воспользоваться любым их текстом, который смело назовём познавательной сказкой. Это обогатит и детей, и педагога. Но, к сожалению, не все авторы столь ответственны. Многие из них, особенно из числа современных писателей, предлагают ребёнку сказки, выполняющие лишь развлекательную функцию, зачастую отражающие невысокий уровень знаний о природе, и выражают личные взгляды автора на отношение человека к ней. Подобные тексты способны даже навредить в работе с детьми, поэтому желательно избежать их. Не хотелось бы предлагать вниманию ребёнка и те истории, которые приветствуют сугубо потребительское отношение к природе. Многие авторы советского периода часто грешили именно таким подходом к воспитанию молодого гражданина - хозяина и повелителя природы, поворачивающего вспять реки.

В последнее время становится очень популярным такой вид деятельности как проект. Это очень интересная, но требующая времени и усилий работа, которая тоже может строиться на основе сказки. Могу предложить вашему вниманию результаты нашей работы по проектам с младшими школьниками, но уверена, что проекты можно адаптировать и на возраст дошкольника. Очень нравятся детям всевозможные конкурсы, которые тоже будут иметь в основе сказку. Возможно, это будет конкурс иллюстраций, поделок или сказочных историй, которые сочинили ваши мальчишки и девчонки. Очень важно помнить при этом, что необходимо продумать способ публикации, обнародования этих детских работ, так как ребёнку очень важно, чтобы сказка стала известной, хотя бы среди сверстников, родителей, любимых воспитателей. В таком случае дети становятся увлеченными сказочниками, творцами, что говорит об их развитии, к которому мы с вами тоже приложили руки, и, конечно же, свои сердца.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия в работе воспитателя» «Сказкотерапия в работе воспитателя» Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это.

Огородная сказкаОгородная сказка Посмотрела на замечательные фотографии огорода на окне и тоже решила поделиться творческими находками наших педагогов. 15 марта мы подвели.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Экология
Автор публикации:
Сказка в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 00:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Развлечения для детей второй младшей группы фото отчет «Волшебный мир насекомых».
Цель : Продолжать расширять знания детей о летних изменениях в природе; учить узнавать и называть насекомых. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...