Сказка в экологическом образовании дошкольников

Ольга Новоселова
Сказка в экологическом образовании дошкольников

Сказка способна сделать привлекательным и интересным процесс обучения, она без назиданий формирует нравственного и гуманного человека. Кроме того, сказка откроет необозримые просторы для ребёнка - художника, артиста, сочинителя, фантазёра, деятеля, она будет обогащать его речь и эрудицию, воспитывать социальное и экологическое самосознание. Сказка сделает маленького человека более мудрым и счастливым. Нужны ли ещё доводы в пользу сказки?

Всем нам известно, что сказка была в разных странах основой народной педагогики на протяжении тысячелетий. Даже взрослый человек подсознательно тянется к удивительным событиям и явлениям, ребёнок же, особенно старший дошкольник или младший школьник, очень серьёзно относится к сказочному сюжету, готов слушать и обсуждать его, сопереживать героям, затевать игры по мотивам сказки, разыгрывать сценки, самозабвенно рисовать иллюстрации. При этом дети переживают ярчайшие эмоции, в сознании их формируются образы настолько выразительные, что ребята готовы спорить с ними, защищать их, волноваться за них, то есть - любить. Это ли не благодатная почва для понимания природы, формирования любви к ней, потребности хранить её и быть ей благодарным.

Если говорить о специфике нашего предмета - познания окружающего мира и экологии, сказка будет анализироваться не с традиционных позиций, а с естественнонаучной точки зрения, с учётом взаимозависимости человека и природы, в первую очередь.

Здесь нужно сказать отдельно о том, как подходить к выбору сказки. Если народные сказки мира чаще всего вполне экологичны, то к авторским произведениям нужно подходить более тщательно. Конечно, если речь идёт о таких писателях, как Бианки, Сладков, Шим, Акимушкин, Дитрих, Дмитриев, Паустовский, Пришвин и другие мастера детской литературы, которым мы благодарны за прекрасное знание природы и глубоко человеческое отношение к ней, можно с полным доверием воспользоваться любым их текстом, который смело назовём познавательной сказкой. Это обогатит и детей, и педагога. Но, к сожалению, не все авторы столь ответственны. Многие из них, особенно из числа современных писателей, предлагают ребёнку сказки, выполняющие лишь развлекательную функцию, зачастую отражающие невысокий уровень знаний о природе, и выражают личные взгляды автора на отношение человека к ней. Подобные тексты способны даже навредить в работе с детьми, поэтому желательно избежать их. Не хотелось бы предлагать вниманию ребёнка и те истории, которые приветствуют сугубо потребительское отношение к природе. Многие авторы советского периода часто грешили именно таким подходом к воспитанию молодого гражданина - хозяина и повелителя природы, поворачивающего вспять реки.

В последнее время становится очень популярным такой вид деятельности как проект. Это очень интересная, но требующая времени и усилий работа, которая тоже может строиться на основе сказки. Могу предложить вашему вниманию результаты нашей работы по проектам с младшими школьниками, но уверена, что проекты можно адаптировать и на возраст дошкольника. Очень нравятся детям всевозможные конкурсы, которые тоже будут иметь в основе сказку. Возможно, это будет конкурс иллюстраций, поделок или сказочных историй, которые сочинили ваши мальчишки и девчонки. Очень важно помнить при этом, что необходимо продумать способ публикации, обнародования этих детских работ, так как ребёнку очень важно, чтобы сказка стала известной, хотя бы среди сверстников, родителей, любимых воспитателей. В таком случае дети становятся увлеченными сказочниками, творцами, что говорит об их развитии, к которому мы с вами тоже приложили руки, и, конечно же, свои сердца.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия в работе воспитателя» «Сказкотерапия в работе воспитателя» Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это.

Огородная сказкаОгородная сказка Посмотрела на замечательные фотографии огорода на окне и тоже решила поделиться творческими находками наших педагогов. 15 марта мы подвели.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Сказка в экологическом образовании дошкольников
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 00:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Сюжетно-ролевые игры» — фотоотчёт
Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям поиграть в...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос...
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Уронило солнце лучик золотой, вырос одуванчик - первый, молодой» Цель: учить детей передавать...
Знакомство детей с народным творчеством (фотоотчет)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова Татьяна...
Фотоотчет «Жизнь нашей группы в апреле»
Заканчивается апрель - весенний месяц, который мы с нетерпением ждали. Ждали наступления тепла в природе и добрых праздников. Жизнь нашей группы в апреле...
Мастер-класс для дошкольников «Золотая рыбка в нетрадиционной технике...
Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование важными палочками можно...