Сказки-истории для детей. «Знаем ли мы природу?»

Людмила Бельчикова
Сказки-истории для детей. «Знаем ли мы природу?»

Сейчас много говорят об охране природы. К сожалению, вынуждены говорить. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела и не хочет рожать хлеб. … И никто как будто специально чёрным этим делом не занимался. Так и хочется развести руками – мол, само как-то так вышло…. Нет, товарищи дорогие, не само. А по нашему с вами незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то и земля, чтобы нас ублажать. А про то, что сами мы – часть этой земли не вспоминали. Не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с той самой землей, на которой живем. Что поразительно болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землей многие сельские жители! И взрослые, и, конечно, дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает, и согревает. Получается, что как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а Обыкновенная Полынь – это где-то, где-то, где-то….

Я хочу предложить истории – сказки, в которых все события основаны на реальных фактах, на реальной жизни природы. Эта жизнь не таинственна, она повторяется, ее может увидеть каждый, если захочет. Герои – растения, животные взяты нарочно самые обыкновенные, те, что, можно сказать, примелькались. Взгляд скользит поверх них, мимо.

Эти истории сказки можно даже рассматривать как сказки – игры. В самом деле, как просто, выйдя с ребятами на прогулку, найти героя только, что прочитанной истории! А он тут как тут, словно ждёт – у забора, у дороги, на лужайке. И продолжит сказку уже наяву. Найдет воспитатель тот же Лопушок: «Смотрите, дети, вот этот Лопушок вырос из того самого семени. Но ведь теперь это уже другой лопушок и другая у него должна быть история. Давайте-ка придумаем вместе». И вот вам – и Лопушок дети запомнили (ещё бы – увидели, услышали, сами придумали, и фантазии чуток прибавилось. А главное – земля стала ближе.

И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным – как же, ведь не просто лопух, а Лопух. И уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Очень хочется в это верить. А ведь многое зависит от каждого из нас. Детей с первых шагов учат добру, состраданию, сопереживанию – маме, друг другу. И с первых же шагов нужно учит их любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать свое единство с ней, свою ответственность за неё.

Лопушок

На пригорке у забора весна всегда начиналась раньше, чем на всей деревенской улице. Когда вокруг еще лежал снег, здесь уже чернела земля. А когда вокруг была еще голая земля, здесь уже курчавилась травка. В эту весну первым появился росток, похожий на сжатый кулачок.

Прошел день, и кулачок разжался в мягкий овальный листок.

- Смотрите, Лопушок! Закричали дети.

Так росток узнал, что он – Лопушок. Вокруг каждый день появлялись другие ростки. Лопушок снисходительно смотрел на их тонкие стрелки…. И вдруг – он даже не заметил, как это произошло, - стрелки развернулись в листья, листочки, веточки, и он, Лопушок, совсем затерялся среди них.

Лопушок потянулся вверх. Но сумел обогнать даже соседний Тысячелистник. А ведь мог бы одним своим листом накрыть всю тысячу листочков соседа, если бы тот не выбросил вверх тонкий длинный стебель. Вскоре на макушке стебля раскрылось множество мелких белых изящных цветочков. Они расположились широким щитком так, что стали для лопушка зонтиком от солнца.

Лопушок тоже попробовал зацвести. Но ничего не получилось, у него вырастали только листья. И не маленькие, мягкие, как весной, а огромные, жёсткие, шершавые. И уже никто не называл его Лопушком, все говорили – Лопух. Но эта слава его не радовала. Он грустил о том времени, когда был первым….

Листья его с каждым днем все больше грубели, блекли и даже начали сохнуть. Правда, и листья соседей: Тысячелистника, Просвирника, герани и даже Полевого вьюнка, опутавшего весь забор, тоже желтели, краснели и сохли. Но ведь так оно и должно было быть, потому что приближалась зима. Лопух не знал, что уснет и что там, за порогом зимы, ждет его удивительная жизнь.

… Лопух проснулся от того, что ему стало жарко. Он выбрался из земли на свет – над ним струился теплый пар, и он снова был… первым. Но теперь его росток уже не был похож на сжатый кулачок. В нем сразу угадывалась верхушка будущего мощного ствола. И когда из земли пробились другие ростки, Лопух смотрел на них уже сверху. Когда пригорок пожелтел от Одуванчиков, Лопух был уже ростом с прошлогодний Тысячелистник. А когда Тысячелистник зацвел, Лопух был уже выше высоких Пижм. Дети теперь восторженно кричали: «Вот это Лопух! Выше забора!»

И тут Лопух зацвел…. Что там цветочки у Тысячелистника! Вот у него один бутон – с воробьиную головку. Правда, когда бутоны раскрылись, цветки у Лопуха оказались лишь пучком малиновых волосков. Но он считал, что они очень украшают его макушку. Да так оно и было. Ведь цветки у Лопуха не простые, а сложные, потому что множество маленьких отдельных цветков сидели в одной общей корзинке. Издали казалось, что это один большой цветок. Так что Лопух имел все основания гордится собой. Он стал оглядываться, чтобы проверить, всем ли его видно. И… забыл о себе. Да оно и понятно – в саду, за забором, цвели яркие цветы. За пригорком по зеленому лугу текла речка. Там было так привольно! А далеко-далеко, за речкой, темнел заманчивый лес. А он, такой красивый, такой большой, растет только здесь, у забора? Как бы ему попасть и в сад, и на луг, и в лес? Мимо летели на прозрачных зонтиках семена Одуванчика, на пере-летучке – семена Иван-чая, птицы склевывали и уносили семена Подсолнуха. И Лопух понял, что ему нужно делать. Пусть у него нет зонтиков, пушинок, пусть нет лакомых семечек, зато каждая его семянка окружена плотной кожурой с длинным носиком. И Лопух загнул все носики как крючки. Получился один цепкий шарик.

Первый шарик Лопух прицепил к Бабушкиной кошелке, когда Бабушка проходила мимо в лес за грибами.

- Вот прилип, репейник! – сказала в сердцах Бабушка, с трудом отдирая его от кошелки.

Так Лопух узнал, что он ещё и Репейник.

Второй шарик Лопух прицепил к сарафану Девочки. Целый десяток шариков ему удалось запутать в косматом загривке Собаки. Ещё несколькими он украсил коровий хвост, когда корова возвращалась с пастбища…

Приближалась осень и снова раскрашивала листья в бурые, желтые и красные цвета. Травы на пригорке пожухли, прижались к земле от дождя и ветра. И только Лопух-Репейник стоял прямой и гордый. Ведь он отправил свои семена всюду. В саду будут расти теперь Лопухи. На лугу – тоже Лопухи. И в лесу – одни Лопухи. Откуда было ему знать, что Девочка из шарика-репья сделала заколку для куклы. Репьи из шерсти Собаки повытаскивал хозяин, собрал их в клубок и повесил на березовый сучок – пусть щеглы полакомятся. Корова решила оставить репей в своем хвосте как украшение. И только один шарик, последний на макушке Лопуха, упал на землю рядом со старым стволом. Какое-нибудь из десятка семян этого шарика прорастёт. И появится на пригорке новый Лопушок. Правда, старый Лопух с ним не встретится, потому, что живёт одно растение два года.

И, может быть, вся история повторится снова, а может быть, это будет совсем другая история…. Вот появится новый Лопушок – посмотрим…

Настовичок

Зайчонка звали Настовичок.

Первое, что он увидел, когда проснулся, - белая, белая, как его шубка, плотная корка снега. «Это называется наст, - вспомнил зайчонок мамины рассказы. – Отсюда и имя мое – Настовичок».

Он лежал в снегу тихо-тихо, как сугроб на соседнем пеньке. Но вот над лесом поднялось солнце. Снег на поляне засверкал, тут и там стали вспыхивать разноцветные искорки. А под кустом орешника, где лежал зайчонок, снег стал синий. Настовичок не знал еще, что это была всего лишь тень, и слегка испугался.

Тень вскоре сама поползла из-под куста. И хотя еще цеплялась за деревья, но все-таки скрылась в чаще леса. Теперь снег искрился и у самого заячьего носа. И от снега запахло теплом!

Солнце разбудило лес. Со всех сторон стали слышны шорохи. А рядом с Настовичком, что- то тяжело бухнулось в снег. Он зажмурился от страха и потому не видел, что это свалился с дерева сугроб. Большой, белый, пушистый сугроб.

Не успел зайчонок успокоится, как снова что-то зашуршало, зазвенело, охнуло, ухнуло…. Настовичок ушки к спинке прижал, сидит ни жив, ни мертв: страшно! Где спрятаться? Он побежал к огромной ели. Концы ее длинных широких ветвей лежали под снегом. Под ветками было сумрачно и тихо. Только собрался Настовичок шмыгнуть под ветки, как одна из них дрогнула, оторвалась от снега и… подскочила вверх! И сейчас же на ветке появился маленький зверек. Незнакомый. Настовичок с перепугу замер на месте.

- Эй, ты что, перепугался! Не бойся. Белка я. Не обижу. Мы народ быстрый, веселый. Нам весна в радость. А ты, длинноухий, от страха дрожишь?

- Страшно мне, - признался Настовичок. – Там шумит, тут трещит…

- Так это же весны начало! Солнце стало припекать, снег на ветках тает, с веток падает, вот и трещит, вот и шумит. Лесная грамота!

- Откуда ты все знаешь? Кто тебя научил?

- Лес научил. И ты всему научишься, не горюй!

Прошло несколько, и Настовичок увидел, что на каждой ветке куста орешника закачались длинные коричневые сережки. Ветер качал ветки, и сережки окутывались золотистыми облачками. А потом стали падать на снег. И тотчас из-под снега показалась маленькая зверушка, схватила сережку, и начала быстро-быстро есть, держа в лапках. Зверушка увидела испуганные круглые глаза Настовичка и пожалела его:

- Не бойся, Мышка я. А сережки вкусные… попробуй.

Мышка собралась еще что-то сказать Настовичку, но над ними раздалась звонкая барабанная дробь…. Мышка юркнула под снег.

Кто-то барабанил весело, радостно. И Настовичок не испугался, но удивился: кто это? Что это? Выглянул из-под куста и видит – сидит на сухом сосновом суку черная птица в красной шапочке.

- Что это ты делаешь!

- Так мы, Дятлы, весеннюю песню поем. Кто найдет сучек по суше, у того и песня звонче.

- А как же - весна в лес идет! Ты смотри вокруг да примечай. Лесной грамоте учись. Без нее, малыш, быстро на чей-нибудь зуб попадешь….

И Дятел полетел искать новый сучок для звонких песен. А Настовичок решил: буду учиться. Огляделся вокруг – надо запомнить, как кусты от ветра шумят, как от снега теплом пахнет, как… а чем это запахло сейчас?. Увидел он что-то черное, неподвижное, а над ним легкий пар вьется. Что это? А запах так и манит, так и манит…. Не вытерпел зайчонок, подскочил… а это бугорок земли оттаял на солнце. Пахнет то как. Вдруг шорох в кустах. Зайчонок так припустил, что отдышался лишь в глубине леса, в густых кустах. Здесь было еще совсем холодно и снег белый-белый. Зато бок у Настовичка стал серый с рыжими подпалинами. Пока зайчонок сквозь кусты продирался, зимняя шерсть вытерлась. Обрадовался Настовичок, - оказывается, у него под белой шубкой к весне вырастает серая, на темной земле незаметная.

Улегся он поудобнее и стал думать, как бы ему быстрее лесной грамоте выучится. А спать хочется…. Подумал он и решил во сне глаза не закрывать, а то, как бы чего не проглядеть. От Настовичка, видно, потом и другие зайцы это переняли – иначе отчего бы всем зайцам спать с открытыми глазами?

Публикации по теме:

Бутерброды «Пикник».Бутерброды «Пикник». Такие бутерброды я делаю, когда в хлебнице остаётся чёрствый хлеб. Их можно кушать дома, удобно с собой брать на природу. Можно делать.

Ты помнишь, Боже!!! (песня) Ты помнишь, боже, как все начиналось, Солнце яркое поднималось, Все выше и выше, поля озаряя, Все больше и больше нас согревая. Ты помнишь,.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Сказки-истории для детей. «Знаем ли мы природу?»
Опубликовано: 2 февраля 2013 в 19:26
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...