Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников

ИРИНА ГУЩИНА
Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников

Воспитатель МБДОУ д/с № 7

Гущина И. Н.

Сказки как средство развития связной речи

старших дошкольников

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

К сожалению, сегодня у многих детей к старшему дошкольному возрасту уровень развития связной речи ниже положенной нормы.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Повышение уровня развития связной речи детей старшего дошкольного возраста возможно через сказки и сочинение сказок.

Задачи на развитие связной речи:

- учить детей составлять описательные рассказы с опорой на их предшествующий опыт, а также по предметной картине, по серии картин. Учить пересказывать текст по коллективно составленному плану, используя схему-модель, как по цепочке, так и индивидуально; придумывать свой конец к составленному на занятии описательному рассказу; составлять план описательного рассказа с помощью воспитателя, по аналогии, самостоятельно.

- учить детей давать полные ответы на вопросы о птицах, животных, растениях, событиях; объяснять содержание сюжетных картин

- обогащать лексику детей родственными словами, синонимами, антонимами (предметами, признаками, действиями); образными признаками (эпитетами); сравнениями. Тренировать детей в подборе слов-признаков и слов-действий к предметам; учить их согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.

- развивать общие речевые навыки: дыхание, темп и ритм речи, координацию речи с движением.

Задачи нравственного воспитания:

-воспитывать в детях стремление выполнять нравственные правила, осознанно относиться к нравственным нормам и ценностям, принятым в обществе.

- воспитывать у детей любовь к родному краю; учить их заботиться о природе, поддерживать чистоту в окружающей среде; воспитывать чувство прекрасного.

- развивать коммуникативные умения и навыки, желание оказывать окружающим посильную помощь.

Ознакомление дошкольников со сказкой часто ограничивается беседой о том, что лежит на поверхности текста, обыгрыванием и инсценировкой. В то время как использование сказочного материала нетрадиционно позволяет повысить речевую активность детей. Нетрадиционные формы позволяют научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации.

Существует богатая палитра методов и приемов – это и художественное слово, сказки, загадки, словесные дидактические игры, моделирование и элементы мнемотехники, методику Дж. Родари, элементы ТРИЗ, методику, направленную на развитие творческого воображения О. М. Дьяченко и другие. Особый интерес у меня вызывают театрализованная деятельность и универсальная методика работы со сказкой Л. Б. Фесюковой.

Один из приемов, способствующих активному включению детей в речевую деятельность - прием «проживания» сказки. Используя алгоритм рассуждения по сказкам, мы учим детей понимать действия персонажей, сущность каждого из них, анализировать правильность их поступков. В процессе рассуждений делаются выводы о поступках персонажей: что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение); в каких ситуациях он созидатель, в каких разрушитель. Пытались представить себя на месте героев и проанализировать возникающие чувства. Н-р, сказка «Заюшкина избушка». О чем эта сказка? (мораль сказки): Победа добра над злом. Почему герой совершает тот или иной поступок? (линия героев сказки): Лиса – жадная, злая, хитрая, ленивая, хотела получить избушку, не прилагая усилий. Что приносят поступки героя окружающим, являются они созидательными или разрушительными: поступок Лисы разрушительный приносит зайцу горе, он остается без дома; поступок Петушка созидательный, приносит радость. Какие чувства вызывает эта сказка у вас (актуализация чувств): негодование от поступка Лисы, сострадание к Зайцу, радость, когда добро побеждает зло.

Хороший результат в развитии связной речи старших дошкольников дает применение универсальной методики работы со сказкой Л. Б. Фесюковой, которая включает в себя решение 7 проблем:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка. (развитие речи)

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки

Н-р сказка «Маша и медведь»

1. Нравственный урок. При работе со сказкой важно знать, для чего необходим нравственный урок: не зря же существует поговорка “Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. Нетрадиционный подход как раз дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей, из любого положения можно найти выход – должна стать творческим девизом для ребенка.

Хорошее: - пошла по ягоды (забота о близких).

-умеет готовить,

- умеет навести порядок в доме (трудолюбива,

- сообразительна и находчива.

- не плачет, не отчаивается.

Плохое:- невнимательна во время прогулки по лесу, непослушна,

-не умеет ориентироваться в лесу

- нельзя заходить в чужой дом.

2. Воспитание добрых чувств.

Можно ли назвать медведя добрым? Почему?

Игра «Хорошо-плохо» (медведь поступил хорошо-и-медведь поступил плохо)

3. Речевая зарядка. (помогает сделать нашу устную речь эмоциональной, образной, красивой)

-Машенька какая (добрая, непослушная, маленькая, трудолюбивая, сообразительная.)

-Медведь какой? (добрый, доверчивый, эгоистичный, неуклюжий, большой)

-Придумать новое сказке (Как Маша заблудилась», «Приключения Машеньки» и т. д.)

большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений.

• придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок - лесовичок);

• срифмовать два слова (купец-удалец, а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

• Составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре “От каждого по словечку” – например, “Колобок-Колобок катится - Колобок катится по дорожке - Колобок катится по зеленой дорожке” и т. д.

Важным также является и воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:

• найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

• сочинить длинное и в то же самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистохвостая);

• разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях (мука – мука);

• объяснить происхождение слова (например, закоулочки).

Сказка должна способствовать и общению. Для этого можно использовать игру “Интервью”. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказки.

4. Развитие мышления и воображения.

Представь себя Машей. Какой способ придумаешь ты для возвращения домой?

Объедини со сказкой «Вершки-корешки»

5. Сказка и математика –Попробуй зашифровать сказку геометрическим фигурами;

-За какое время Медведь дойдет до дома Маши?

6. Сказка и экология.

-Что могло произойти, если б Маша умела ориентироваться в лесу?

-Представьте, что все произошло зимой…

7. Сказка развивает руки – продуктивная деятельность.

Трудно переоценить возможности театрализованной деятельности для развития связной речи детей. Именно она является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. И как сказал немецкий психолог Карл Гросс: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Малыши очень любят играть в сказку. Дети старшего дошкольного возраста являются частыми гостями в младших группах. Они приходят поиграть, показать свои постановки сказок. Спектакли по сказкам готовятся достаточно долго и проигрываются не один раз. В процессе сами актеры вносят изменения в свои роли, добавляют фразы, диалоги, по- новому раскрывают характер персонажа. В постановках решается важная проблема: детям предстоит идти в школу. Опыт публичных выступлений поможет им уверенно чувствовать себя при ответах у доски, они будут легко вступать в контакт со сверстниками.

Малыши очень любят, когда к ним приходят ребята со своими рукотворными книжками, и рассказывают по ним сказки. Создавались эти книжки в совместном детско-родительском творчестве.

Родители охотно включаются в работу по театрализованной деятельности, помогают нам сочинять сказки, участвуют в наших представлениях.

В результате такой работы дети приобретают умение правильного построения разных типов предложений; могут использовать различные части речи; учатся строить самостоятельно высказывания разных типов; могут связно пересказывать сказки; составлять небольшие рассказы; придумывать загадки; объединять события в последовательное повествование, стали хорошо ориентироваться в знакомых сказках; научились анализировать поведение и поступки героев сказок. Такая работа способствует расширению словарного запаса, помогает правильно строить диалоги, влияет на развитие связной, логической речи, фантазии детей.

Публикации по теме:

Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа Методическая разработка на тему: «Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников».

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности Консультация для воспитателей «Методика развития связной речи старших дошкольников с ЗПР на занятиях по изобразительной деятельности».

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития связной речи дошкольника» "Родное слово является основой всякого умственного развития.

Моделирование-как средство развития связной речи. Консультация: «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Умственное развитие ребёнка занимает важное место в детской.

Моделирование как средство развития связной речи у дошкольников Ускоренный темп развития общества требует от человека с самого раннего возраста владеть умением содержательно и понятно излагать свои мысли.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников
Опубликовано: 23 января 2018 в 21:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...