Сказки, но по-новому

Лина Тарасова
Сказки, но по-новому

СКАЗКИ, НО ПО-НОВОМУ

Сказки есть в каждом доме, конечно, они читаются детям всех возрастов. И дети их любят и черпают из них множество удивительных познаний. На сказках малыши впервые испытывают как бы на себе храбрость и стойкость, добро и зло.

Но существует совершенно справедливые утверждение, что многие сказки жестоки по содержанию, несут в себе насилие, подавление и другие негативные моменты (лиса съела колобка, сестры издевались над Золушкой, как тяжело живется Иванушке-дурачку и т. п.)

На решение вышеизложенной задачи направлена работа сочинительства сказок вместе с ребенком. Конечно, ребенку сложно сразу сочинять свои сказки, придумывать начало после конца или фантастические истории. Нужна подготовительная работа, которая заключается примерно в следующем:

• Познакомить детей со сказками в рамках возраста, причем лучше не читая, а рассказывая.

• Развивать диалогическую речь, т. е. уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию сказки. Вопросы должны быть не только такие как «Что?», «Кто?», «Где?», но и поискового характера «Почему?», «Отчего?», «По какой причине?», «Как ты думаешь?».

Чередование вопросов поможет ребенку думать, делать свои первые выводы относительно добра и зла.

Также необходимо тренировать активный словарь ребенка. Зачастую малыш стремиться, что-то рассказать, объяснить, но останавливается, часто использует ненужные паузы, повторяется. Здесь, нужно помочь малышу перенести слова, которые у него в пассивном словаре в активный, т. е. помочь отыскать в памяти нужное слово.

С этой целью можно использовать следующие речевые игры: «Найди словечко», «Длинные и короткие слова», «Назови по-разному одну и ту же игрушку», «Угадай предмет по описанию», «Придумай красивое слово», «Назови по другому», и другие. Эти игры и упражнения направлены на активизацию речи. Теперь поиграем в игры, где разрешается фантазировать и высказывать свои желания. Игра-мечта «А если бы я оказался…». Игра в вопросы «Кем бы ты был, если бы у тебя выросли четыре ноги?», «На кого бы ты стал похож?», «Как бы ты жил раньше?», в ответах участвуем и мы взрослые. Так постепенно мы подводим детей к умению и желанию творить в сказочном мире.

Для того чтобы у детей получалось придумывание историй и сказок, нужно быть терпеливым, сочинять вместе, поощрять и хвалить.

Когда ребенок с удовольствием освоил и принял участие в речевых играх, переходим к придумыванию сказок. Можно использовать сначала легкие картинки: «Придумай сказку про двух котов и птичку». Затем предлагаем вроде бы знакомую картинку о Красной Шапочке, но на дереве сидят волк и охотник. Что же будет дальше? И вместе с ребенком составляется сказка по-новому. Отходя от наглядности, можно предложить детям знакомый текст сказки, но изменить ее конец. Например: Красную Шапочку спасли не дровосеки, а волшебная палочка. Вариантов может быть множество.

Мы почему-то привыкли к логически завершенным концам сказок: репку вытащили, колобка съела лиса, Золушка и принц поженились, Красная Шапочка и бабушка остались живы и невредимы, я, предлагая метод «А что потом?» (начало после конца).

Давайте поразмышляем: репку вытащили, как ее потом делили, что с ней сделали, кто больше всех трудился; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком потом; как живут Золушка с принцем и т. д. Как видите, варианты есть, и они будут своеобразными и у детей.

Близко к этому методу «Изменение ситуации в знакомых сказках». Мы рассказываем в который раз знакомую сказку и доверительно рассказываем и договариваемся что-то в ней изменить. Сначала мы что-то сами меняем в ней, причем совсем немногое, но такое, которое побуждает ребенка придумать: «А давайте сделаем так, чтобы, убегая от принца, Золушка потеряла не туфельку, а что-то другое, и принц ее по этому нашел». Путем рассуждений и проб мы движемся к возможным ответам: кольцо, деталь наряда, поясок. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках. Очень важно научить детей говорить по-разному.

Так же можно использовать метод «Сказки про самого себя», который полезен с различных сторон. Во-первых, дети любят слушать, что же случилось или могла случиться с мамой, бабушкой, любят придумывать про самих себя или братьев и сестер. Во0вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинения, как дополнение к реальной жизни. В результате, закончив сочинять, ребенок, не испытывает разочарования.

Перевирание сказки. Например: «Жила-была Желтая Шапочка, ах Красная конечно и отправилась она к тете, конечно к бабушке». «Ты все перепутала!» - сердится ребенок, ему, конечно же, хочется, чтобы любимая сказка была рассказана как раньше, и в то же время он охотно принимает правила игры.

Так же хорош метод «Сказка по-новому». Вроде бы сказка берется за основу старая, но предлагается малышам поделить главных героев противоположными качествами:

• Семь козлят становятся злыми и капризными и убегают в лес, а добрый волк помогает маме-козе.

• Зайчик хитрый и злой, а лиса скромная и послушная.

• Падчерица ленивая и упрямая, мачеха заботливая.

Вариантов и переплетений очень много

Много можно давать еще советов и приводить примеров, а еще лучше сделать постоянной «Семейную сказку», где главным персонажем будет «Кузя» или «Незнайка». Открытый конец семейной сказки сплотит еще более взрослых и детей, а это, пожалуй, и является самым важным.

Нет предела творчеству в сказках. Можно придумывать, например, только «желтую» или только «синюю» сказку. Можно сочинять невероятные приключения «чудо-юдо», можно изменять сюжет, можно конец или начало. Есть еще очень много «можно» - важно, чтобы ваши дети полюбили сказочный мир, чтобы он стал одним из лучших воспоминаний их детства.

Публикации по теме:

Мои участники и победители конкурса детского рисунка «Мир сказок»Мои участники и победители конкурса детского рисунка «Мир сказок» Дети живут до определенного возраста в мире сказки. Из сказок они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,.

Творческие задания для проекта «Сказка — источник творчества детей»Творческие задания для проекта «Сказка — источник творчества детей» В старшей группе я разработала проект «Сказка – как источник творчества детей», рассчитанный на три месяца. Актуальность состояла в следующем:.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказки, но по-новому
Опубликовано: 8 января 2014 в 14:43
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...