«Сказки водят хоровод». Конспект занятия по национальным ненецким сказкам

Мария Музафарова
«Сказки водят хоровод». Конспект занятия по национальным ненецким сказкам

«Путешествие в страну ненецких сказок Шутпял,с».

Цели: уточнить и расширить знания детей о ненецких сказках.

Задачи: развивать читательский интерес, прививать любовь, книге, способствовать развитию речи, памяти;

на примерах героев ненецких сказок воспитывать доброту, смелость, желание и умение совершать добрые поступки.

Участники: разновозрастная группа воспитанников.

Подготовительная работа:

-чтение ненецких сказок,

-создание творческой группы,

-организация книжной выставки,

-оформление группы,

-подбор музыки

Оборудование: музыкальное сопровождение, выставка рисунков, альбомные листы, цветные карандаши, ножницы, детская нарта, палка для перетягивания.

Ход мероприятия:

Послушайте меня,

Да мои детушки!

Я ли вам сказку скажу,

Сказку скажу да стародавнюю…

Вступительная беседа:

(Звучит музыка «Девочка неночка», педагог читает стихотворение: «У сказки чистая душа.)

У сказки чистая душа

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Педагог:

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами отправимся в волшебное путешествие в мир ненецких сказок.

- Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагала она по свету, яркая умная, веселая. Ребята, вы, наверное, все любите и знаете сказки?

-Каждому из вас сказки рассказывают мамы, бабушки, дедушки. Какие же ваши любимые сказки, назовите их.

(Дети перечисляют свои любимые сказки, а в это время выходит их чума Тэюне со словами)

Тэюне: - куда это я попала? Где я?

Педагог:

- Здравствуйте! Кто вы? И откуда вы к нам?

Тэюне: - я потерялась, помогите мне ребята найти дорогу обратно.

Педагог:

- Ребята, мы поможем девочке вернуться в сказку?

2. Основная часть.

Викторина А) «Сказочный переполох».

Педагог:

- А для того чтобы ей помочь нам придется сильно потрудится. И вашему вниманию предлагаю викторину, посмотрите, пожалуйста, на экран, ведь действительно перепутались названия сказок, начался переполох!

(показ слайда №1 на экране).

1. Храбрый Ято и три его дочери.

2. Старик и сестра его Тэюне.

3. Почему рыба ходить не может.

4. Почему гагара живёт в воде.

5. Лиса и собачка.

6. Ворона

(на столах лежат карточки с перепутанными названиями сказок, ножницы).

Педагог:

- Перед вами карточки с запутанными названиями, Соедините начало и конец названий сказок, используя ножницы и клей.

-Теперь проверим, правильно ли вы соединили названия сказок?

(Показ слайда №2 на экране с правильными ответами).

1. Старик и три дочери.

2. Храбрый Ято и сестра его Тэюне.

3. Почему гагара ходить не может.

4. Собачка.

5. Почему рыбы живут в воде.

6. Лиса и ворона.

Педагог:

- Какие вы молодцы, и успешно справились с заданием. Но это ещё не всё, ведь не только сказки перепутались, но и предметы. В сумочке наша девочка принесла предметы из сказок, и мы с вами должны угадать с какой сказки предметы.

Б) викторина: Из какой сказки эти предметы?

Тэюне:

- поможете мне вернуть их хозяевам?

(Тэюне из сумочки вытаскивает предметы)

Наперсток – из сказки «Кукушка»

Стружка – из ненецкой сказки «Тун, кавхи»

Волшебные стрелы – из сказка «Храбрый Ято и сестра его Тэюне»

Педагог:

- Молодцы, оказывается, знаете много сказок. Вот мы прошли все испытания, подскажите, с какой же сказки потерялась наша девочка и как её зовут? (Храбрый Ято и сестра его Тэюне)

Творческая работа. (10 мин).

- Правильно ребята, а вы помните эту сказку, а давайте вспомним содержание этой сказки, и нарисуем наиболее понравившийся вам эпизод из сказки.

(Помощница раздает альбомные листы и цветные карандаши)

Какие прекрасные рисунки у вас получились, давайте немного каждый расскажет что нарисовал.

Обсуждение с детьми рисунков

(Во время обсуждения рисунков из чума выходит брат Тэюни Ято.)

Ято: - Здравствуйте ребята, я услышал ваши голоса, - вы указали мне дорогу и нашли мою сестру Тэюни? Спасибо вам большое за сестру, но я к вам пришёл не с пустыми руками. Скажите ребята, какими личными качествами должен обладать молодой человек? (Смелость, ловкость, выносливость и т д).

Всё правильно, давайте мальчики, посостязаемся, а самому сильному и выносливому я подарю свой ремень, который мне приносит удачу.

Для состязаний нам понадобятся детские нарты, палки для перетягивания. Есть среди вас желающие поиграть? (Выходят желающие.)

(Ято сообщает правила игры.)

Игра: Прыжки через нарту»

Правила игры: Прыжки через нарты (ненецкая игра) - в ряд ставится 2-3 нарты (или любое другое препятствие) параллельно друг другу на расстоянии 40-50с. играющие поочерёдно прыгают через них на двух ногах, мягко приземляясь; во время прыжка нельзя задевать препятствие.

Игра «Перетягивание палки»

Правила игры: Борьба на палке (ненецкая игра) - на площадке проводится черта. двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила простые: начинать перетягивать палку только по сигналу; во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.

(В это время Тэюне собирает детей и рассаживает около себя.)

Тэюне:

- А мы давайте посмотрим на будущих охотников, рыбаков и оленеводов. И будем болельщиками за каждого участника.

3. Подведение итогов.

Педагог:

- Ребята, Наше путешествие по сказкам подходит к концу. Прежде чем мы скажем героям сказок "до свидания”, давайте, еще раз перечислим, чему нас учат народные ненецкие сказки?

(Приблизительные ответы детей.)

*сказки знакомят нас с окружающим миром;

*внушают нравственные правила, нормы поведения;

*внушают уверенность в торжестве правды;

*в победе добра над злом.

Педагог:

-Наши герои сказок, хотят вам на последок сказать пожелания на ненецком языке.

(Пожелания героев сказок Тэюне и Ято детям на ненецком языке.)

Педагог:

-Гости пожелали нам быть смелыми, храбрыми, добрыми, делать добро близким, друзьям. Давайте хором скажем нашим гостям «до свидание». И конечно до новых встреч! Будем надеяться, что они к нам ещё придут в гости и познакомят с другими добрыми смелыми героями сказок.

(Прощаемся с героями сказок, Ято и Тэюне берутся за руки и уходят)

Публикации по теме:

Перспективное планирование НОД «Художественная литература» по программе «Детство» Образовательная область «Чтение художественной литературы»: Художественная литература 1 раз в месяц (4-я неделя месяца) Сентябрь «Детский.

Презентация «В гостях у сказки» Вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста. Обучающие задачи:  1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
«Сказки водят хоровод». Конспект занятия по национальным ненецким сказкам
Опубликовано: 5 марта 2013 в 18:57
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...