Папки-передвижки

Сказкотерапевтическое занятие для педагогов «Придание старины глубокой и не очень…»

Ирина Волкова
Сказкотерапевтическое занятие для педагогов «Придание старины глубокой и не очень…»

Цель: обучение практическим приемам работы со сказками, раскрытие творческого потенциала педагогов.

Необходимые материалы и оборудование: листы бумаги формата А4 из расчета два листа на количество участников; цветные карандаши, фломастеры; таблички с названием сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», карточки с цитатами из этих сказок, тексты сказок; аудиозапись спокойной музыки; магнитофон; методическое пособие по сказкотерапии (виды сказок, методы работы по сказкотерапии, принципы работы со сказками, схема размышления над сказками и их обсуждение, этапы работы по сказкотерапии, структура сказкотерапевтического занятия) на каждую группу; «браслеты» с именами героев сказок; «облака» с названиями сказок.

Публикация «Сказкотерапевтическое занятие для педагогов „Придание старины глубокой и не очень…“» размещена в разделах

Ход занятие:

Распределение участников на команды, создание непринужденной атмосферы, настрой на общение.

Игра «Найди свое место»

Инструкция. На каждом столе стоит табличка с названием народной сказки, при входе в зал - поднос с карточками, на которых записаны крылатые фразы из этих сказок. Каждый педагог выбирает любую карточку, про себя читает фразу и садится за соответствующий стол. Когда все участники рассядутся за столы, предложите им по очереди зачитать содержание своих карточек и проверить, правильно ли каждый из них определил свое местоположение.

Сегодня наша встреча посвящена сказкотерапии. Наверное, нет человека, который бы не любил сказки. Те из нас, кто незаинтересован классическими вариантами сказочных историй, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, любовные романы. Но что это, если не современные сказки для взрослых?

Что же такое сказкотерапия? Это - лечение сказками. Знания испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Знание сокровенное, глубинное, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит.

Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивает себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания, как у него, бывают и у других. Пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами.

Кстати, очень интересные выводы можно сделать, просто зная, какая сказка у ребенка самая любимая. Если ребенку нравится сказка, значит, она затрагивает именно те проблемы, которые на данном этапе развития являются важнейшими для него, отражая его способности, черты характера и восприятие действительности. По сути, любимая сказка – это модель жизни человека, вернее, то, какой бы он хотел ее видеть в идеале. Поэтому обязательно надо выяснить, что привлекает ребенка в сюжете его любимой сказки.

Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Как сказка врачевать научилась.

Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось.

И вот однажды встретила Сказка Человека.

— Ты любишь людей? — спросил он.

— Да, — ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.

— Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям, избавлять их от болезней.

—А подружек можно с собой взять?

—Можно, — разрешил Человек. И тогда она согласилась: ведь с друзьями нигде не страшно.

Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень по-нятном, и стали разные ученые слова произносить.

Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать.

Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом — стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой хо-рошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.

И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.

Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!». И то, что извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее вовсе.

Что же извлекли люди из сказки?

Концепция комплексной сказотерапии базируется на пяти видах сказок:

1. К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято называть сказками, мифами, притча-ми, историями.

- Народные сказки. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс “мифосложения” и “сказко-творчества” был связан с принципом “оживотворения”.

- Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы хо-тим помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, мы, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.

4. Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста.

5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как вспомогательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочными материалами.

Поэтому, строя свою работу с детьми, придумывая свой собственный сценарий путешествия по сказке, нельзя забывать об основных принципах работы со сказками.

Принципы работы со сказками. (Методическое пособие для воспитателей)

Работа по сказкотерапии в разных возрастных группах проводиться по-разному. В системе работы по сказкотерапии выделяют три этапа. В работе с дошкольниками в ДОУ каждый этап – это одно занятие.

Этапы работы по сказкотерапии. (Методическое пособие для воспитателей)

Схема размышлений над сказками и их обсуждение. (Методическое пособие для воспитателей)

Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с группой.

Формы работы по сказкотерапии. (Методическое пособие для воспитателей)

Структура сказкотерапевтического занятия. (методическое пособие для воспитателей)

Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.

Лечить то, что всего нужнее — Душу человеческую!

А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает без-опасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать: манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.); проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги; танцевально-двигательный ритуал и др. Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Ритуал «входа» в сказку. Приглашение в путешествие.

Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие – в страну Сказок и Мифов! Хотите?.

Упражнение «Волшебная дверь».

Страна Сказок находится за волшебной дверью. Давайте нарисуем ее… Перед вами лежит листок бумаги, согните его пополам. На внешней половине листа нарисуйте любую дверь (например, каменную, деревянную, закрытую, открытую, ведущую в любое помещение (например, в замок, подземелье, пещеру) или в какое-либо пространство (например, в сказку).

Откройте волшебную дверь и на внутренней половине листа нарисуйте свое «самое-самое-самое». У каждого оно свое. У кого-то это самое красивое, у кого-то – самое страшное, а у кого-то – самое интересное.

А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами шагнули в эту дверь и очутились в волшебной стране. В стране Сказок живут необычные существа, которые хранят тайные знания способные сделать мир лучше и счастливее. Они готовы были поделиться с нами этими знаниями, но Зло наложила на них запрет молчания. И только мы свами можем помочь им, расшифровав их тайные послания нам.

Задание: каждая группа придумывает свой ритуал для своей сказки. Это может быть сказка, стихи, легенда и др.

Давайте попробуем разгадать одно из посланий которое оставили нам жители сказочной страны.

Сказка «Курочка Ряба»

Интересно, что чем короче сказка, тем более концентрированным смыслом она обладает. Попробуем

размышлять вместе с нашими воспитанниками:

1. О чем эта сказка?

- о подарке судьбы («золотое яйцо») и о том, что делают с ним неподготовленные люди;

- о стереотипах человеческого поведения (если яйцо, то по нему нужно бить, независимо от качества скорлупы);

- о случайностях, которые обычно случаются закономерно («мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось»);

- любви к ближнему («не плачь дед, не плачь баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое»);

- о разбившейся мечте или надежде (яичко разбилось); и о многом другом.

Кажется, что это совсем не детская сказка. Конечно, больше она подходит для обсуждения со взрослыми и подростками философии жизненных ситуаций и уроков, которые мы извлекаем.

2. Чему нас сказка учит?

- конечно, содержать свой дом в чистоте, не доводить до появления мышей. В этом случае есть надежда, что золотое яичко не будет разбитым;

- гибкости при решении новых или трудных ситуаций. Если бы Дед и Баба гибко подошли к решению проблемы, они бы не стали бить по золотому яйцу, а нашли ему лучший способ применения. Кстати, какой?

- не дарить ближнему того, что он не готов получить (вопрос о том, какие подарки мы выбираем для других, и какие желаем получить сами); и многому другому.

Все это может стать темой для обсуждения.

3. Объясните, пожалуйста, почему Дед и Баба плачут, когда яичко разбилось, ведь они сами хотели, чтобы это произошло, когда били по нему.

Действительно, почему Дед и Баба так непоследовательны? Может быть, они хотели разбить яйцо сами, без посторонней помощи? Может быть, они плачут от того, что увидели внутри яйца не то, что ожидали? Может, на самом деле, они хотели, чтобы яйцо осталось целым?

При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны. Для этого мы «поворачиваем» сказочную ситуацию как кристалл, и рассматриваем ее грани.

Задание: каждая группа размышляет над своей сказкой.

А теперь, я предлагаю немного расслабиться и поиграть.

П/игра «Найди свою сказку»

Педагоги выбирают «браслеты» с именами героев сказки.

На полу раскладываются облака с названиями сказок.

Педагоги должны найти своё облако – свою сказку. Задача заключается в том, что некоторые герои не присутствуют в данных сказках – педагоги должны выбрать сказку для своего героя и при-думать для него сюжетную линию в данной сказке.

Практическое занятие.

Демонстрация педагогами выполненных заданий.

Обсуждение конспектов.

Ритуал «выхода» из сказки.

Благодаря совместным усилиям и волшебству мы помогли жителям страны Сказок донести свои тайные знания до наших детей и снять с них запрет молчания. Теперь нам пора возвращаться в свой мир.

Закройте глаза и представьте, что проходите обратно через нарисованную дверь и вновь оказываетесь среди обычных людей… Откройте глаза!

«Анонимный подарок»(рисование)

«А сейчас возьмите, пожалуйста, листы бумаги и попробуйте изобразить те чувства, которые вы сейчас испытываете. Все, что вам может понадобиться, вы можете найти на столе».

Включается запись спокойной музыки, участники группы выполняют работу на тему «Мои чувства». Каждый участник должен быть занят только своей работой.

Работы выкладываются на всеобщее обозрение. Каждый участник группы рассматривает все ра-боты и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок и подрисовывает на рисунке маленькое сердечко. Если чья-то работа осталась без подарка, группа для этого участника делает коллективный подарок в виде пожелания.

«Посмотрите, какие чудесные творения у вас получились. И пусть все то, что вы здесь создали, в повседневной жизни помогает вам лучше понимать себя, напоминает о наших встречах».

Рефлексия:мое впечатление от уведенного и услышанного на сказкотерапевтическом занятии.

Я благодарю вас за участие в путешествии. Всего вам доброго! Новых творческих свершений!

Литературный источник:

1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. – СПб. : ООО «Речь», 2000. – 310 с.

2. Журнал практического психолога. № 10-41 за 1999 год. – М., 1999.

3. Соколов Дм. Сказки и сказкотерапия. – М., 1996.

4. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – ЛГУ, 1986.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Количественный счёт» для классов с глубокой умственной отсталостьюДидактическая игра «Количественный счёт» для классов с глубокой умственной отсталостью Поскольку сенсорное развитие является неотъемлемой частью воспитания, его значение в формировании интеллектуальных способностей ребенка.

Комплексное занятие по реализации НРК для детей 6–7 лет с ЗПР «В нашем округе большом очень дружно мы живем» Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и эмоциональной сферы для детей 6-7 лет с задержкой психического развития.

НОД «Маму милую свою очень, очень я люблю! В день 8 Марта цветочек подарю!» (первая младшая группа)НОД «Маму милую свою очень, очень я люблю! В день 8 Марта цветочек подарю!» (первая младшая группа) НОД : «Маму милую свою очень, очень я люблю!В день 8 марта, цветочек подарю!»( 1 младшая группа) Интеграция образовательных областей:.

Познавательное развлечение в средней группе «Придания старины глубокой» Детский сад № 100 ОАО «РЖД». Познавательное развлечение в средней группе «Придания старины глубокой» Воспитатель: Кузнецова Т. А. Цель:.

Практическое занятие для педагогов "Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка" Задачи: 1. Расширить представления педагогов о формах и причинах.

Проект «Предание старины глубокой» Проект для детей подготовительной группы «Пчелки» "Предание старины глубокой»" Матрица проекта Название проекта «Предание старины глубокой».

Спортивное развлечение для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью «Весёлая зима» Задачи: -Развивать двигательные навыки. – Создать положительный эмоциональный настрой у детей: веселье, бодрое настроение. Оборудование:.

Спортивное развлечение «Всем ребятам очень, очень, очень нравится зима!» Зал оформлен 2 снеговика, держат транспарант, внизу кармашки с эмблемами команд. Команды: «Елочка», «Снежинка» входят в зал под спортивный.

Занятие «Дружба крепкая очень нам нужна» (подготовительная группа) Интегрированное занятие на тему : «Дружба крепкая очень нам нужна» Вос-ль: придумано кем-то просто и мудро При встречи здороваться.

Занятие со 2 классом (для детей с глубокой умственной отсталостью) на тему «Части тела и лица». Предмет: Человек Тема: Повторение пройденного - части лица и тела Цель: Научить показывать части лица и тела, складывать из картинок (разрезных).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапевтическое занятие для педагогов «Придание старины глубокой и не очень…»
Опубликовано: 24 апреля 2017 в 10:14
+79Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 62.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД