Сказкотерапия и театр в работе с дошкольниками

елена сергеева
Сказкотерапия и театр в работе с дошкольниками

Сказкотерапия – это направление арт-терапии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Главным средством воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.

Функции сказок :

.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

  2. Сказкотерапия основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

 о жизненно важных явлениях;

 о жизненных ценностях;

 о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

В сказке в символической форме содержится информация о том:

   как устроен этот мир, кто его создал;

   что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

   какие этапы в процессе самореализации проходит человек ;

   какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

   как приобретать и ценить дружбу и любовь;

   какими ценностями руководствоваться в жизни;

   как строить отношения с родителями и другими детьми;

   как прощать.

Авторские художественные сказки:

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Примерно с 6 лет можно также использовать или придумывать сказки-притчи и бытовые сказки.

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

     Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

    Герои сказки справляются с трудностями.

    Развязка сказки должна быть позитивной.

     Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Авторская сказка или сказка правильно подобранная к жизненной ситуации помогает ребенку как бы со стороны взглянуть на свою ситуацию, увидеть возможные пути решения проблемы.

Театрализованная деятельность:

Театрализованная деятельность ребенка является следующим этапом терапевтического воздействия на ребенка, когда ребенок уже «изнутри» решает свою проблему, развивает эмоционально-личностную сферу или преодолевает коммуникативную дезадаптацию.

Основные функции театрализованной деятельности детей:

-очищение, освобождение от негативных состояний и эмоций;

- снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

- коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение, ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Задачи театр. деятельности:

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Ребенок имеет возможность отождествления себя с персонажем, примерить на себя разные образы, учится видеть ситуацию глазами другого, а это помогает развить чувство эмпатии.

Таким образом, сказка и искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных эмоциональных и поведенческих сфер у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию»Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Сказка как метод развития взаимоотношений. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказкотерапия и театр в работе с дошкольниками
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 14:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий тематического игрового развлечения «Морское путешествие» для детей средних...
Слайд 1 ( вода) Ведущий: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы, какой у нас сегодня праздник? Дети: Праздник воды! Ведущий: А как вы думаете, для чего нам...
Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольника
Дошкольный возраст-период интенсивного развития ребенка в разных видах деятельности, ведущей из которых является игра, а следовательно и взаимодействие с...
Использование информационных технологий в сельской школе
Использование информационных технологий в образовательном процессе сельской школы Никто не будет оспаривать истину, что быть учителем в современном, быстро...
Рисуем вкусное мороженое
Вот так чудо! Вот так смех! Продаётся летом Снег. Зимние Подарки В упаковках ярких. ( Мороженное) Вы любите мороженое? Ванильное, шоколадное,...
Небольшой кусочек проекта «Ознакомление детей со свойствами воды и песка»
Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во...