Сказкотерапия и театр в работе с дошкольниками

елена сергеева
Сказкотерапия и театр в работе с дошкольниками

Сказкотерапия – это направление арт-терапии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Главным средством воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.

Функции сказок :

.  Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню  сознания и подсознания.

  2. Сказкотерапия основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

 о жизненно важных явлениях;

 о жизненных ценностях;

 о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

В сказке в символической форме содержится информация о том:

   как устроен этот мир, кто его создал;

   что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

   какие этапы в процессе самореализации проходит человек ;

   какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

   как приобретать и ценить дружбу и любовь;

   какими ценностями руководствоваться в жизни;

   как строить отношения с родителями и другими детьми;

   как прощать.

Авторские художественные сказки:

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных;

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Примерно с 6 лет можно также использовать или придумывать сказки-притчи и бытовые сказки.

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

     Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

    Герои сказки справляются с трудностями.

    Развязка сказки должна быть позитивной.

     Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

Авторская сказка или сказка правильно подобранная к жизненной ситуации помогает ребенку как бы со стороны взглянуть на свою ситуацию, увидеть возможные пути решения проблемы.

Театрализованная деятельность:

Театрализованная деятельность ребенка является следующим этапом терапевтического воздействия на ребенка, когда ребенок уже «изнутри» решает свою проблему, развивает эмоционально-личностную сферу или преодолевает коммуникативную дезадаптацию.

Основные функции театрализованной деятельности детей:

-очищение, освобождение от негативных состояний и эмоций;

- снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния;

- коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки.

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда, также, включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа - весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. Дающая ему возможность попробовать разные способы взаимодействия с людьми, ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение, ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Задачи театр. деятельности:

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи (необходимую для последующего школьного обучения) можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.

Ребенок имеет возможность отождествления себя с персонажем, примерить на себя разные образы, учится видеть ситуацию глазами другого, а это помогает развить чувство эмпатии.

Таким образом, сказка и искусство театра, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных эмоциональных и поведенческих сфер у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию»Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Сказка как метод развития взаимоотношений. Людям свойственно обмениваться историями. Обмен историями, как и обмен, жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сказкотерапия и театр в работе с дошкольниками
Опубликовано: 16 апреля 2013 в 14:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...