Папки-передвижки

Консультация «Сказкотерапия, или «лечение» сказкой»

Анна Гоппе
Консультация «Сказкотерапия, или «лечение» сказкой»

Как известно, сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, вряд ли есть малыш, который был бы равнодушен к сказке. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, выполняющего ряд задач, таких как обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения ребенка, возможности выхода из проблемной ситуации (например, в отношениях со сверстниками, родителями и т. д.); развитие речи и др.

Публикация «Консультация „Сказкотерапия, или „лечение“ сказкой“» размещена в разделах

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. Кроме того она может быть использована у детей с поведенческими нарушениями, а также у детей, имеющих особенности в эмоционально-волевом и психофизическом развитии (дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи и т. д.). В качестве материалов для данной терапии используются следующие виды сказок :

- развивающие и обучающие сказки, которые позволяют ребенку накопить опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях;

- народные художественные сказки, способствующие воспитанию нравственных и эстетических качеств: чувства взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, ответственности и др. ;

- диагностические сказки, позволяющие определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает;

- психологические сказки, создающие такие условия для ребенка, которые способствуют преодолению вместе с ребенком общих страхов, обретению чувства уверенности в себе, адекватному переживанию чувства неудачи или победы;

-медитативные сказки, которые позволяют создать атмосферу позитива, комфорта, расслабления, снятие напряжения, возбуждения.

Придуманные взрослыми сказки – это очень щадящий способ воздействия на внутренний мир ребенка. В них нет прямых поучений, наставлений, но ребенок через непосредственные переживания получает определенный опыт, полезные знания.

Ребенок, слушая сказку, понимает, что герой сказки – это вымышленный персонаж, и в то же время он отождествляет себя с героем. Подобные произведения позволяют ребенку прочувствовать ситуацию, понять, что он не одинок в своих переживаниях, что другие люди в похожих ситуациях могут испытывать такие же ощущения, эмоции, что оказывает успокаивающее воздействие на малыша.

Таким образом, главной целью сказкотерапии является не создать высокохудожественное произведение, а показать ребенку разные способы взаимодействия между людьми, способы поведения в определенных ситуациях и пути их разрешения. Умение преподнести, рассказать сказку, конечно, тоже здесь немаловажно.

Следует помнить, что простое прочтение сказки не несет в себе никакой терапевтической нагрузки. Сказку нужно обыграть, инсценировать, тщательно проанализировать, дать ребенку прочувствовать внутренние переживания героя, а затем подвести выводы и сделать оценки по ее содержанию. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка. Знакомство со сказкой должно происходить в ненавязчивой и дружеской обстановке, только в этом случае ребенок усвоит правила поведения в приведенных ситуациях, основы сглаживания конфликта. При знакомстве со сказкой для начала следует рассмотреть иллюстрации, героев, затем провести описание и анализ поступков героев. Как подведение итогов, можно выразить свое отношение к героям сказки и их поступкам, а также определить правильную модель поведения.

Другими словами, работа со сказкой строится по следующей схеме:

1) рассказ самой сказки; ее обсуждение. При обсуждении сказки ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение,

2) рисование любого наиболее понравившегося и значимого для ребенка отрывка сказки;

3) драматизация сказки. Ребенок интуитивно выбирает для себя роль наиболее близкого для него героя, а проиграв проблемную ситуацию находит выход из сложившейся ситуации.

В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Важным является и то, что через восприятие сказочного мира создаются необходимые условия для развития эмоциональной сферы ребенка, формируется его воображение.

Таким образом, сказки, их восприятие, проживание их нравственного урока являются условием формирования гармоничной личности ребенка, т. к. они не только развивают фантазию ребенка, но и создают положительный эмоциональный настрой малыша, придают ему уверенности в своих силах, позволяют найти самостоятельно выход из конкретной ситуации.

Публикации по теме:

Сказкотерапия-лечение детской души «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Консультация для воспитателей «А я советую читать сказки так! Интересные методы работы над сказкой» Консультация для воспитателей: «А я советую читать сказки так!» Современные подходы к развитию дошкольника как всесторонне развитой личности.

Консультация для клуба молодой семьи «Сказкотерапия как метод сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ» Жизнь в современном мире ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления.

Консультация для родителей «Энтеровирусная инфекция у детей: симптомы, профилактика и лечение» Энтеровирусная инфекция у детей: симптомы, профилактика и лечение. Энтеровирусная инфекция – это острое инфекционное заболевание, вызываемое.

Проект «Сказкотерапия-лечение детской души» 1слайд. Проект на тему: «Сказкотерапия лечение детской души». Подготовила: воспитатель - Волкова Светлана Александровна, г. Гулькевичи,.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия» Сказкотерапия Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания,.

Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста» Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели.

Консультация «Сказкотерапия. Воспитание сказкой» Сказкотерапия. Воспитание сказкой. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать.

Консультация «Воспитание сказкой. Сказкотерапия» Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любя. Из них они черпают множество познаний:.

Экологический проект «Дикие птицы дома. Лечение и уход за совой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 71 «Огонёк» ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Дикие птицы дома. Лечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказкотерапия, или «лечение» сказкой»
Опубликовано: 17 декабря 2017 в 10:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД