Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей

Татьяна Шубина
Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей

Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей

Семья – это основная ячейка общества. Именно семья учит ребенка любить, радоваться жизни, познавать мир, искать свое место в обществе. Отношения между родителями являются примером для детей, на примере родителей дети учатся переживать тяжелые моменты и в дальнейшем строить свои собственные отношения.

Но на сегодняшний день одной из значимых проблем общества и семьи стали разводы. Причем наиболее распространенным это явление считается среди молодых пар в возрасте от 25 до 40 лет.

По данным официального сайта Правительства Архангельской области за 9 месяцев 2010 года территориальными отделами агентства ЗАГС в Архангельской области и Ненецком автономном округе зарегистрирован 8401 брак, что на 349 больше, чем с января по сентябрь 2009-го. Отмечается снижение количества расторгаемых браков. Если в 2009 году было зарегистрировано 4747 разводов, то в 2010 году их количество снизилось на 465 и составило 4282. Не смотря на это, количество расторгнутых браков остается большим.

После развода ситуация в разных семьях складывается по - разному. Это зависит не только от характера и образа жизни взрослых, причин их развода и того, как складывается их новая личная жизнь, но и от того, как реагирует на разлуку с матерью или отцом ребенок и как ведет себя по отношению к нему родитель, с которым он остался.

Многие женщины, переживая развод, совершенно забывают о ребенке, полностью сосредоточившись на жалости к себе и обиде на бывшего мужа. А ведь ребенок переживает распад семьи не меньше, а может, еще и больше.

Для любого ребенка развод родителей это, прежде всего колоссальный стресс, который оказывает большое негативное влияние на психологическое состояние детей. Это всегда разрушение среды обитания.

Что же волнует детей больше всего, когда их родители расстаются?

1. Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с некоторыми друзьями и членами семьи (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

2. Одним из самых больших опасений детей являются грядущие изменения. С разводом эти изменения коснутся многих домашних обязанностей. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к новой домашней работе, другому режиму дня. Если же при разводе ребенок меняет место жительства - это тоже может стать для него дополнительным стрессом.

3. Дети боятся, что, если они потеряли одного родителя, то они могут потерять и другого. Возникают опасения, что их могут отдать в детский дом. Они перестают чувствовать себя в безопасности, волнуются относительно того, кто будет заботиться о них, и даже о том, кто будет забирать их после школы.

4. Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Злость, печаль и растерянность – основные эмоции, которые обычно испытывают дети в этот период. Ребенок может стать плаксивым, капризным, испытывать страхи.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют, что факт развода вызывает такие тяжелые последствия у ребенка, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность) и т. д.

Одно из самых ближайших последствий послеразводового стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Существуют и дальние последствия, касающиеся глубоких изменений личности ребенка, представлений о любви и верности, о том, какой должна быть семья. По результатам долговременных психологических исследований почти половина детей из разведенных семей вступают в юность обеспокоенными, подавленными, неуверенными в своих способностях, а то и попросту озлобленными. Нет ничего удивительного, если дети разведенных родителей меньше всего дорожат сплоченностью семьи, не имеют навыков позитивного разрешения семейных конфликтов.

Чтобы снизить для ребенка травматический накал, родителям необходимы искренность и ясность в объяснении сложившейся ситуации. При этом в разъяснениях, которые надо дать, важно учитывать возраст, индивидуальные особенности ребенка, возможности осознания им происходящего. Самое правильное - дать ребенку простое и доступное его пониманию объяснение.

Это очень важный момент развития будущих отношений, как с бывшим супругом, так и с детьми. Совершенно ясно, что лгать детям нельзя. Постоянные недомолвки могут привести к страхам и другим нежелательным эффектам, тем более что ребенок все равно рано или поздно об этом узнает. Дошкольнику достаточно сказать: "Папа (мама) переезжает, больше с нами жить не будет, но будет приходить к нам, и ты сможешь с ним видеться столько, сколько захочешь". Понятно, что такие слова должны быть подкреплены сознательной договоренностью родителей. Подростку можно сказать больше, однако не нужно вдаваться в подробное объяснение причин и обстоятельств развода, недопустимо объяснять развод несостоятельностью супруга. К сожалению, приходится слышать высказывания типа: "Папа (мама) плохой (-ая, мы его (ее) выгнали и больше к нам не пустим". Необходимо отделить отношения разошедшихся супругов от их отношения к детям. Ребенок должен ясно видеть и понимать, что его ждет, какими будут его дальнейшие отношения с матерью и отцом, будет ли он встречаться с родителем.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как возможность обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно устранить негативные проявления.

Таким образом, распад семьи и напряженность отношений между родителями сильно травмируют любого ребенка. Не стоит ограждать ребенка от переживаний, поскольку он так или иначе будет страдать. Ему необходимо помочь пережить относительно безболезненно расставание с одним из родителей.

Существуют различные методы психологической поддержки ребенка в данной ситуации. Одним из них является сказкотерапия. В сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.

В результате многолетней работы Е. Куличковская и О. Степанова разработали практические материалы для работы с детьми и взрослыми, переживающими ситуацию развода.

Авторы предлагают диагностические методики для определения состояния ребенка, понимания его места в сложившейся семейной структуре, отношения детей к близким для них людям, степени привязанности к родителю противоположного пола и соперничества с родителем своего пола, а также исследованию психоэмоционального состояния.

Далеко не всегда ребенок склонен говорить с кем – либо о своих переживаниях. Поэтому после проведения диагностики и уточнения проблем ребенка авторы предлагают использовать в дальнейшей терапевтической работе сказки.

Сказка дает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказка - зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы. И, заметьте, всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна!

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами. Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка. Психолог и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее в песочнице.

Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Так, например, сказка Т. Холкиной «Про маленькую веселую рыбку», которая плыла к морю в большой и красивой реке. Ей было хорошо и спокойно, но однажды все изменилось. Река стала шумной и бурной и вскоре разделилась на два ручья. Рыбке стало страшно, она заметалась: в какой ручей ей плыть? Где остаться? К ней на помощь пришел ее друг Ветерок, который успокоил ее, показав, что Ручейки текли рядышком и между ними был мостик - радуга по которой рыбка могла перебираться в другой ручеек. Ручейки успокоились и рыбка плыла со своими Ручейками все дальше и дальше к Морю.

Данная сказка на символическом уровне передает знания для ребенка о том, что люди как реки: то сходятся, то расходятся. Так бывает, но жизнь продолжается. И еще – не смотря на разрыв, оба Ручейка – родителя любят ребенка, они всегда будут рядом и не так важно, в каком Ручейке ты плывешь, ведь всегда можно придти в гости к другому Ручью, а потом опять вернуться обратно.

Сказка помогает обсудить переживания, связанные с ситуацией развода такие как:

1. Обида, злость, страхи.

2. Найти ответ на вопросы «почему?», «кто виноват?», «зачем люди расходятся?».

3. Разобраться с эмоциями, когда у мамы или папы появился «друг» (подруга).

4. Взаимоотношения со сводным братом (сестрой).

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить трудную и страшную для него ситуацию развода.

Сказочные истории позволяют сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Сказка отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним и сформировать веру в позитивное разрешение проблемы.

Читайте сказки. Феномен сказки в том, что даже без обсуждения она делает свое «сказочное» дело. Она запускает механизм самоисцеления – и у детей и у взрослых.

Литература:

Куличковская Е. В., Степанова О. В. Это горькое слово "Развод". Психологическая работа с детьми, переживающими развод родителей. -М. Генезис,2010.

http://biblios.newgoo.net/t4394-topic.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Прошу помощь». Всем известна игровая ситуация, когда дети стоят в кругу и по заданию воспитателя называют слово или ведут счет. В игре наступает момент,.

Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию»Курс для педагогов «Введение в сказкотерапию» В своей работе как с детьми так и воспитывающими взрослыми и педагогами я использую метод комплексная сказкотерапия. Автор метода Татьяна.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Сказкотерапия как метод формирования и развития коммуникативных навыков детей в ситуации развода родителей
Опубликовано: 30 августа 2012 в 20:42
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...
Мастер-класс «Елочка из фоамирана»
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...