Сказкотерапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду

Юлия Малета
Сказкотерапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду

У сказки есть счастливая возможность

перелететь через пропасти, охватывать бесконечные

пространства, сталкивать различные времена,

сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими,

преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой

великий оптимизм, она сразу лишится всего: и мудрости, и чувства справедливости и дара воображения и предвидения.

С. Я. Маршак.

Каждый человек с рождения и до самой старости окружён сказками, былинами, мифами, баснями, притчами. У нас есть любимые сюжеты и персонажи. Порой мы сами не замечаем, как глубоко сказка проникает в нашу повседневную жизнь, и какое влияние оказывает на неё. Издавна знания и мудрость одного поколения передавались другому именно в сказочной форме, ведь так они лучше воспринимаются и запоминаются. Общаясь с детьми, замечаю, что они тянутся ко всему красивому, на интуитивном уровне чувствуют прекрасное, восхищаются и радуются. Сохранить это чувство, которое дарит жизненную энергию, побуждает малыша к созиданию чего-то подобного и обязательно красивого, помогают добрые сказки. Признак настоящей сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Обеспечить одно из современных требований к дошкольному образованию, а именно, обязательное психологическое сопровождение мне помогает сказкотерапия. Для себя я определила, что сказкотерапия–это игровой метод, который позволяет организовать сказочное пространство для формирования интегративных качеств воспитанников, развития их потенциальных способностей и эмоционального интеллекта. Сказку можно использовать в работе в различных ситуациях. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души. Работая в данном направлении с дошкольниками, положила в основу принципы сказкотерапии, и поставила перед собой цели:

обеспечить психологическое сопровождение ребенка, эмоциональный комфорт через снижение уровня детской конфликтности, агрессивности, психосоматических заболеваний, помощь ребенку в преодолении недостатков и превращение их в достоинства, определение положительных, благородных качеств характера; задачи:

учить детей выстраивать более конструктивные отношения с окружающими; знакомить с приемами позитивного поведения в конфликтных ситуациях; предупреждать психоэмоциональное напряжение детей; развивать эмоциональный интеллект.

Определила основные этапы включения сказкотерапии в образовательную деятельность с дошкольниками. Они корректируются в зависимости от возрастных и личностных особенностей детей.

1 этап – чтение сказки и беседа по ее содержанию. В основу положении первый принцип сказкотерапии – «донести до сознания малыша информацию о базовых жизненных ценностях». Здесь помогает прием «символизация». Рассказывая детям сказку, сопровождаю повествование условными картинками – символами. Ненавязчиво прилекаю внимание ребенка к чувствам и переживаниям героев, даю ему возможность примерить на себя роли персонажей сказки.

2 этап – подчинен второму принципу сказкотерапии – «принцип Жизненной Силы». Все сказки для детей несут позитивную жизненную программу. Дети ещё не знают основных психологических законов общения, не понимают, каким образом необходимо принимать себя и близких. Для положительных изменений помогаю ребенку укрепить веру в себя, восстановить, познать и накопить собственный источник Жизненной Силы. Использую этюды по психогимнастике. Организую проигрывание эпизодов сказки. Погружение в сказку, где героем становится сам ребенок, помогает корректировать детские психологические проблемы.

3 этап – продуктивная творческая деятельность, построенная на основе третьего принципа сказкотерапии – «принцип многогранности». Жизненная ситуация и сказочная история воспринимается как кристалл со множеством граней. В ходе продуктивной деятельности – рисования или изготовления поделок по мотивам сказок, стараюсь стараюсь изменить отношение ребенка «к ситуации за счет рассмотрения наибольшего спектра ее граней». Очень эффективен здесь прием игра-рисование по следам прочитанного, изображение героев в движении, игра «Нарисуй продолжение сказки». В ходе игры в рисунке появляются схематичные изображения действий, которые используются как творческое поле.

4 этап подчинен четвертому принципу – «связь между реальностями». Где ресурсы психической реальности перемещаются в жизненную практику дошкольника. Здесь эффективны различные педагогические приемы. Игра – драматизация, сочинение сказки по серии картинок, рассказывание с помощью различных видов театра.

В своей практике я также использую приемы Джанни Родари, на которых хотела бы остановиться более подробно. Первый прием основан на теории русского исследователя-фольклориста В. Я. Проппа. Пропп, анализируя сюжеты народных сказок определил, что функции действующих лиц постоянно повторяются во всех народных сказках. Число этих функций всегда ограничено, а последовательность их в сказках одна и та же. На основе этих функций, их сочетания ипоследовательности, выстраиваем с детьми бесконечное множество сюжетов, организую игру с ребёнком или с группой детей. Игровое пособие сделано из картонных карточек с иллюстрациями или символами. Для читающих детей сверху написаны названия функций. Иногда символы придумываются вместе с ребёнком.

И еще второй интересный прием – «конструктор», предложенный Родари, увлекает детей в мир сказки – «карты Пассаторе».Задача здесь тоже состоит в том, чтобы придумать рассказ, опираясь на картинки или настоящие предметы. Здесь, в отличие от карт Проппа, в которых используются исключительно 20 функций, количество предметов, действий, признаков никак не ограничено. Главное – множество одинаковых по размеру карточек с разными изображениями, чем больше – тем лучше. Карты перемешиваются, кладутся на стол вверх рубашками, затем игроки по очереди вытягивают по одной карте и придумывают рассказ. Задача последнего участника – придумать логическое завершение рассказа. Так же придумываем сказки с реальными предметами, это, даже интереснее, ведь их можно не только вообразить, но потрогать, понюхать и даже взять на руки! Эта игра немного проще, чем «Карты Проппа» и я начала играть в неё уже с младшим дошкольником.

Целесообразность карт, состоит в том, что:

• наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо, большое количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.

• представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации и пр., а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.

• Карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешению глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро.

На мой взгляд, преимущества «проповских карт и «карт Пассаторе» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира. Они всегда рядом. Под рукой, многократно апробированные, дают положительные результаты.

Сказкотерапия как одно из направлений здоровьесберегающих технологий. Помогает мне осуществлять обязательное психологическое сопровождение.

Сказкотерапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду

Прикреплённые файлы:

master-klas_leks5.ppt | 2395 Кб | Скачан: 192
 
Публикации по теме:

Как мы создавали новогоднее настроение в своей группеКак мы создавали новогоднее настроение в своей группе Я работаю с самыми маленькими детьми в нашем саду это детки 1,5-3лет. И вот к новому году у нас в детском саду был объявлен конкурс на лучшее.

Совместная деятельность педагогов и родителей в условиях центра игровой поддержки Совместная деятельность педагогов и родителей МАДОУ ЦРР — ДС №66 в условиях центра игровой поддержки «Тека — ДОМ» Центр игровой поддержки.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Праздники
  • Цифры
Автор публикации:
Сказкотерапия как один из методов психолого-педагогического сопровождения ребенка в детском саду
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 20:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Коллективная работа «Лесные друзья»».
Наши дети группы «Теремок» перешли в подготовительную группу, и теперь наша главная задача – подготовка детей к школе. Как правило, родители обращают...
Фото природы на «Хотмыжской осени» и то, что осталось из не показанных фото…
Как вы думаете, что это? Огурчики! Рисование на морских камешках! Их я встретила на Фестивале в Хотмыжске - интересно, что взяв любой из них, можно было...
Фотоотчёт занятия по рисованию «Ковёр из разноцветных листьев» во второй младшей группе.
Если осень, каждый знает, в небе листики гуляют, Цветом листья разные: желтые и красные. Как и во многих садах начались занятия на тему "Осень". На...
Портрет Осени
Приветствую всех коллег! Очень рада снова влиться в теплую среду МААМ. RU! Красавица Осень каждый день радует нас своими яркими и сочными красками. Во время...
Реализация проектной деятельности в едином поле взаимодействия участников проекта.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 76 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...