Получи документы

Сказкотерапия как средство развития личностных качеств детей

Елена Анцибор
Сказкотерапия как средство развития личностных качеств детей

Познать загадочный мир детской души взрослому человеку порой бывает очень нелегко. Но не все так безнадежно, как может показаться на первый взгляд, ведь каждый из нас когда-то тоже был ребенком, и нас тревожили те же проблемы и интересовали те же вопросы, которые интересуют сегодняшних малышей. Нам стоит лишь вспомнить, и мы окажемся в волшебном мире детства.

А в детстве самое главное – это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, готовится к взрослой жизни.

Публикация «Сказкотерапия как средство развития личностных качеств детей» размещена в разделах

В детском дошкольном учреждении сказка приобретает особую актуальность, ведь она напрямую связана с игрой – основной деятельностью в этом возрасте. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и т. п., научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства. Через сказку взрослому и ребенку легче понять друг друга, а порой – и наладить пошатнувшиеся было взаимоотношения.

Я очень часто применяю сказкотерапевтические приемы, как в групповой работе, так и во время индивидуальных занятий.

Формы работы использую различные :

1. Постановка спектаклей (кукольных и по ролям).

2. Рассказывание и анализ сказок.

3. Сочинение сказок.

4. Рисование сказок.

5. Куклотерапия (использование кукол-марионеток).

6. Песочная терапия.

Для «сказочного» настроения необходим «разогрев». Для «разогрева» могут использоваться тексты сказок, игры, предметы, создающие соответствующую обстановку:

- При переходе к работе над сказкой психолог может «изменить» внешность, добавив какую-либо «сказочную» деталь, или обыграть любой имеющийся предмет как сказочный

- Если сказкотерапия проходит в течение нескольких занятий, разнесенных во времени, то можно сделать «пропуск в сказку», который участники группы должны получить каким-либо необычным способом (на нитке воздушного шарика, пойманного каждым участником, сорвать с «древа желаний» и т. п.)- Возврат «пропуска» в начале следующего занятия возвращает группу в ту точку, в которой она находилась в конце предыдущего занятия.

- Призывание сказки. Группу можно попросить «позвать сказку», что можно сделать, например, мелодичным, чуть монотонным пением; минутой внутреннего сосредоточения в тишине, когда каждый зовет сказку про себя; придумыванием эпитетов и ласковых слов для сказки, когда каждый участник добавляет что-либо: «Мы ждем сказку. Какую? — Ласковую, увлекательную, чуть-чуть страшную, мудрую, неизвестную, справедливую и т. д.».

- До работы с основной сказкой можно выбрать какую-либо другую, всем хорошо известную и попробовать с ней «поиграть». В качестве игры можно применить изложение сказки с другой точки зрения. Сказку о репке можно попросить рассказать с позиции внучки, мышки или репки. Можно поиграть в «осовременивание» сказки или замену персонажей.

- Отгадывание сюжета или персонажей. Можно выбрать одну и ту же «разогревающую» сказку, предложить выбрать в ней какой-либо персонаж или предмет и описать происходящее с этим персонажем так, чтобы нельзя было догадаться сразу. Например, участник группы, выбравший «хвост ослика Иа» из сказки о Винни-Пухе, может сказать : «Я сначала вишу, а потом теряюсь». Группа задает вопросы. Загадку может представить психолог, перечисляя персонажей и спрашивая: «Кого еще в сказке не хватает или «Что это за сказка.

- Сочинение сказки экспромтом. Каждый участник группы добавляет по нескольку фраз. Получившийся текст, кстати, до некоторой степени проецирует проблемы участников и стратегию их поведения в группе.

- Использование игр на тему предполагаемого обсуждения.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания. Или: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или: развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. Нужно только подобрать упражнения, которые позволят успешно решить поставленные задачи и связать их в единый сказочный сюжет, сделать для каждого упражнения сказочную «упаковку». Дети почувствуют, что они не просто играют «в сказку» или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.

Для того, чтобы дети лучше «воспринимали», что с ними происходит в сказке, нужно придумать ритуал входа и ритуал выхода. Причем ритуал входа и выхода должны быть одинаковыми. Это может быть:

- Волшебный Цветок, который передает детям часть волшебной силы;

- Волшебный Тоннель, через который можно войти в сказку (расставляются друг за другом детские стулья и накрываются плотной тканью или одеялом);

- волшебное зеркало, посмотревшись в которое, дети попадают в сказку.

- Если дети пришли перевозбужденные и не готовы к сосредоточению, то можно использовать «двигательный» ритуал входа в сказку. Например, чтобы попасть в сказку, необходимо пять раз подпрыгнуть на правой ноге, семь раз на левой ноге, затем сделать три хлопка, потом пять прыжков. Причем, делать это нужно одновременно.

Можно комбинировать способы «введения» в сказку. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.

Таким образом, через сказку можно работать с различными проблемами : страхи, энурезы, агрессивность и т. д. Сказкотерапевты говорят : «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Наверное все причины можно свести к одной глобальной проблеме, которую называем внутренней дисгармонией. И все мероприятия помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни, как Созидатель, а дисгармоничный – как Разрушитель.

Использованная литература:

1. Развивающая сказкотерапия/ под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб. : Речь, 2006. – 168 с.

2. Формы и методы работы со сказками/ под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб. : Речь, 2006. – 240 с.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок толерантного поведения у детей Дефицит примеров толерантного поведения - одна из причин, препятствующих формированию у дошкольников важнейших предпосылок социального развития.

Сказкотерапия. Из опыта работыСказкотерапия. Из опыта работы Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство развития личностных качеств детей
Опубликовано: 23 сентября 2013 в 09:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД