Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей 5–7 лет

Надежда Петринко (Карпенко)
Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей 5–7 лет

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – это яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром природы, людей, предметным миром; происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. К сожалению, не все дети в данном возрасте окружены достаточным вниманием, пониманием и заботой со стороны взрослых. Не у всех родителей есть время уделить должное внимание своим детям в связи со своей занятостью. Именно поэтому, многие очень значимые для детей моменты и вопросы «проходят мимо». Отсюда, в дальнейшем возникают проблемы в поведении детей.

В настоящее время многие педагоги, психологи, а так же другие специалисты все чаще прибегают к такому методу как «сказкотерапия» для того, чтобы помочь детям решить или выяснить в чем заключаются проблемы ребенка. Так как сказки – это естественная составляющая повседневной жизни всех детей, то сказкотерапия является действенным методом в работе с детьми.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращения. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Конечно, сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Концепция программы

Данный метод вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, сказка помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у дошкольников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

У сказки несколько функций: служить источником знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании.

Поэтому основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Актуальность

Актуальность данной программы заключается в том, что сказки – естественная составляющая жизни ребенка. Из наблюдений за детьми в процессе игры, на занятиях, прогулках, в свободной деятельности, видно, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, то есть на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль. Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество. Поэтому занятия по сказкотерапии помогут детям в реальной жизни стать активными созидателями, накопить в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости, а не будет ситуации - так и останется в пассиве. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности.

Цель программы

Целью данной программы является изучение эффективности использования сказкотерапии как средства снижения состояния тревожности и повышение уровня самооценки детей.

Задачи программы

С учетом поставленной программой целью целесообразно выделить следующие задачи:

1. Проведение констатирующего эксперимента для выявления уровня самооценки и состояния тревожности в начале года;

2. Выявление отношения ребенка к семье, к отдельным ее членам с помощью рисуночного теста.

3. Проведение контрольного эксперимента для выявления уровня самооценки и состояния тревожности в конце года;

4. Количественный и качественный анализ результатов использования программы.

Возраст детей

Возраст детей, участвующих в реализации программы, - 5 – 7 лет. Это определяется значительным ростом умственных и физических способностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, что дает им возможность принимать, анализировать и интегрировать полученную на занятиях информацию.

Продолжительность реализации программы

Продолжительность реализации программы – 1 год.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность занятия 30 – 35 минут. Общее количество учебных занятий – 36.

Количество детей посещающих занятие – 10 человек (на некоторых занятиях допустимо присутствие родителей).

Ожидаемые результаты

1. Активизация мыслительных процессов детей;

2. Преодоление и решение имеющихся у ребенка проблем с помощью сказкотерапии;

3. Накопление в подсознании ребенка «банка жизненных ситуаций»;

4. Выявление и поддержание творческих способностей детей;

5. Развитие умения преодоления страхов и трудностей;

6. Снижение уровня тревожности и агрессивности;

7. Развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

Формы контроля

1. Диагностические данные, представленные в виде таблиц и диаграмм;

2. Наблюдение;

3. Беседы с воспитанниками и их родителями;

Педагогическая диагностика (Приложение №1)

1. Методика исследования самооценки по методу Дембо – Рубинштейна;

2. Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная Р. Телом, М. Дорки и В. Аменом;

3. Методика «Рисунок семьи», А. Л. Венгер.

Формы подведения итогов реализации программы

1. Продукты творческой деятельности детей (рисунки, поделки, изделия из пластилина и т. д.);

2. Открытые занятия для педагогов и родителей;

3. Инсценировка сказок для показа на праздниках в детском саду;

4. Письменные отзывы родителей;

5. Фотоотчет;

6. Творческий отчет воспитателя на педагогическом совете детского сада.

Учебно – тематический план (Приложение №2)

Методы, используемые на занятиях

1. Сказкотерапия, изотерапия, релаксация;

2. Беседы, рассказы, игры, сказки;

3. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, психодинамические медитации и танцы;

4. Рассматривание иллюстраций, картин, зарисовок;

Приложение №1

Методика исследования самооценки по методу

Дембо – Рубинштейна

Настоящий метод прост, для его реализации необходимы лист бумаги, карандаши или фломастеры. На листе бумаги исследующий рисует вертикальную линию и сообщает испытуемому, что на верхнем полюсе находятся самые счастливые люди, на ниже – самые несчастные.

Испытуемого просят обозначить карандашом свое место на линии. В беседе с ним уточняются особенности его самооценки, имеющиеся проблемы, выясняются представления о счастье и несчастье.

Методика определения тревожности у детей дошкольного возраста, разработанная Р. Телом, М. Дорки и В. Аменом

Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков и для девочек. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка.

Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Все высказывания ребенка заносятся в протокол. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально – негативных выборов (Выборов печального лица) к общему количеству предъявляемых рисунков (14). ИТ = количество эмоционально – негативных выборов.

Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной и отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом. При интерпретации данных тревожность, испытываемая ребенком в той или иной ситуации, рассматривается как проявление его отрицательного эмоционального опыта в той или аналогичной ситуации. Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Эмоционально – позитивный или эмоционально – негативный опыт косвенно позволяет судить об особенностях взаимоотношений ребенка со сверстниками, взрослыми в семье, в детском саду.

Тест тревожности для дошкольников

1. Игра с младшими детьми.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) играет с малышами».

2. Ребенок и мать с младенцем.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».

3. Объект агрессии.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»

4. Одевание.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) одевается».

5. Игра со старшими детьми.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) играет со старшими детьми».

6. Укладывание спать в одиночестве.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) идет спать».

7. Умывание.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) в ванной».

8. Выговор.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»

9. Игнорирование.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»

10. Агрессивное нападение.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»

11. Уборка игрушек.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»

12. Изоляция.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?»

13. Ребенок с родителями.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) со своими мамой и папой».

14. Еда в одиночестве.

«Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка – печальное или веселое?

Он (она) ест».

Публикации по теме:

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Взаимодействие педагогов и специалистов в сохранении физического и психического здоровья детей В презентации рассказывается о взаимодействии воспитателей и всего персонала детского сада для сохранения психического и физического здоровья.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Транспорт
  • Космос
Автор публикации:
Сказкотерапия как средство снижения состояния тревожности и повышения уровня самооценки детей 5–7 лет
Опубликовано: 27 сентября 2013 в 15:07
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...