Получи документы

Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя

Елена Кичаева
Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя

«Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителями»

В наше время одним из основных запросов родителей, является интеллектуальное развитие ребенка. В результате дети больше знают, но все реже восхищаются и удивляются, сопереживают. Большинство дошкольников не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога - психолога, возникли вопросы, связанные с развитием эмоциональной сферы ребенка, с поиском новых эффективных методов и приемов, способствующих улучшению психического здоровья дошкольников.

Публикация «Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя» размещена в разделах

Поиски меня привели к волшебному, здоровьесберегающему методу сказкотерапии и к элементам метода волшебного искусства – арт-терапии.

Передо мной стояли следующие задачи:

• изучить психолого-педагогические аспекты проблемы развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

• развитие у детей способности самовыражения и самопознания.

• воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, дружеских взаимоотношений со сверстниками, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствования взаимоотношений с окружающим миром. Сказкотерапия использует источники сказок для выявления проблем и заключения правильных выводов и решений в воспитательных, образовательных целях, и для общей корректировки поведения детей. Она идеально подходит для всех возрастных категорий, независимо от того, чьи проблемы нужно разобрать и попробовать решить, ребенка или взрослого.

Для этого сказкотерапия использует сказочные приемы и способы работы с детьми, доступные им из-за своей простоты и огромного интереса к самой сказке.

Арт-терапия – процесс осознания себя и мира. В творчестве воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения, конфликты и примирения. Творческие возможности ребенка, реализуемые в процессе арт-терапии - это его развитие, как интеллектуальное, так и эмоциональное, раскрытие творческого потенциала. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Психолог не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через творчество, и в повышении его адаптационных способностей.

Находясь в творческом пространстве, ребенок получает для себя столь необходимую возможность самовыражения, развития, общения. Арт-терапевтическая атмосфера способствует раскрытию ребенком своего потенциала, что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.

Цели и задачи сказкотерапии и арт-терапии

Цели и задачи сказкотерапии

Цели и задачи арт-терапии

Выявление актуальных проблем ребёнка.

Акцентирование внимания на ощущениях и чувствах.

Развитие способности тонко чувствовать другого и происходящее вокруг. Выражение ребенком своих актуальных чувств, эмоций и переживаний в творческих упражнениях.

Развитие способности к децентрированию, умения вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон. Развитие сенсорики, моторики, речи.

Развитие фантазии и воображения.

Развитие воображения, творческих способностей;

активизация внимания, памяти, мышления.

Совершенствование вербального языка.

Установление адекватной самооценки.

Совершенствование коммуникативных навыков, сплочение группы.

Отреагирование ребенком укоренившихся аффектов, которые ребенок не мог своевременно выразить (страхи, обиды, злость и др.);

снижение агрессивности и демонстративности ребенка

Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.

Проявление инициативы и стимуляции выбора.

Организация персонального пространства:

- Умение создавать комфорт вокруг и внутри себя,

- Умение создавать вокруг себя обстановку, максимально способствующую решению определённых задач. Гармонизация внутреннего состояния.

Приобретение новых эффективных стилей поведения взамен дезадаптивным

Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия формирует основные структуры эмоционального интеллекта, а арт-терапия способствует выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.

Рассмотрим основные формы работы со сказкой : Рассказывание сказок помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию.

Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от имени третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

Анализ сказок дает осознание, интерпритацию того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.

Сочинение сказок

Ребенок может сочинять сказку, самостоятельно выбирая тему или по заданной первой фразе. В первой фразе психолог может указать главных героев и место действия. В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения. Она дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения.

Сказочная куколотерапия

В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют волшебством. Используются разные варианты кукол: куклы-марионетки; пальчиковые куклы; теневые куклы.

Постановка сказок

Хорошо разыгранное действие захватывает, создает ощущение сопричастности к событиям. Однако не каждый ребенок или взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол и песочницы.

Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование сказки

В контексте сказкотерапии возможно применение арт - терапевтических приё мов: это и использование проективных графических тестов, и спонтанное рисование, или же рисование иллюстраций к сказке.

Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала. Рисование, лепка выступают как способы постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.

На время общения с искусством ребенок «уходит» от переживаний, страхов и тревожности. Таким образом, арт-терапия позволяет вывести переживания ребёнка во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, создать новые позитивные переживания, проявить и развивать творческие способности.

Итак, своеообразием моей практической работы, является то, что в работе с детьми используется интеграция методов : сказкотерапии и элементов арт – терапии.

Техники используемые на данных занятиях:

марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, тиснение, кляксография, набрызг, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги, лепка из пластилина и соленого теста.

Дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

Структура развивающего сказкотерапевтического занятия

с использованием элементов арт-терапии :

• Настрой на предстоящую деятельность. Разминка. Коллективные упражнения.

• Повторение. Психолог задает детям вопрос о том, что они помнят из прошлого занятия.

• Расширение. Психолог рассказывает или показывает детям новую сказку. Предлагает детям попробовать, помочь какому-либо существу из сказки, придумать свое окончание сказки, проиграть сказку и нарисовать понравившийся сюжет из сказки (или продолжение).

• Закрепление. Психолог проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения. Обсуждение придуманного (нарисованного детьми).

• Интеграция. Психолог обсуждает и анализирует вместе с детьми в каких ситуациях из жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели.

• Резюмирование. Психолог подводит итог занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта.

• Ритуал «выхода» из сказки. Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением.

Цели и задачи сказкотерапевтического занятия с элементами арт-терапии

Снятие эмоционального напряжения

и мышечных зажимов Развитие эмоционально-личностных особенностей поведения

Развитие познавательных процессов

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, мелкой моторики

Развитие навыков совместной деятельности.

Сплочение группы.

Формирование графических способностей, умения штриховать и закрашивать разными способами

Развитие коммуникативных навыков Развитие сенсорных представлений: знание цветов и оттенков, холодных и тёплых тонов, формы, величины, пространственного расположения предметов для создания выразительных образов

Интеграция данных методов позволяет создавать условия для выявления потенциальных возможностей и стимулирования личностного роста ребенка, коррекции и развития эмоциональной отзывчивости. Это живой, творческий процесс, который обогащается детскими находками и озарениями.

Данные методы могут освоить и использовать в повседневной жизни родители и педагоги.

Публикации по теме:

«Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми.» Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития.

Активный метод обучения в дошкольном учреждении «Активный метод обучения»1 Метод «Дни недели». Цель: Развивать у детей внимание, память. Группа: Старшая Численность: по 7 человек. Время.

Использование песочной терапии с детьми раннего дошкольного возрастаИспользование песочной терапии с детьми раннего дошкольного возраста Мы все знаем, что использование песочной терапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, особенно в период адаптации. На.

Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми» Сказкотерапия – это метод арт-терапии, используемый для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования взаимодействия.

Мастер–класс «Здоровье на ладошке» по применению су-джок терапии в индивидуальной работе с детьми с ОВЗ Одной из главных задач в образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья – это всестороннее развитие. В детском.

Проектный метод в работе с родителями детей дошкольного возраста Проектный метод в работе с родителями детей дошкольного возраста. Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи и ДОУ – «вечная» проблема.

Перспективное планирование совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по песочной терапии Перспективное планирование совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по песочной терапии Тема Программное содержание.

Проектная деятельность как метод обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и полноценного физического и психического.

Самообразование «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -расширить.

Педагогический опыт музыкального руководителя «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми» Тема: «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми в рамках музыкально-образовательных технологий» Идея опыта: В основе ритмопластики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сказкотерапия с элементами арт-терапии как инновационный и активный метод в работе с детьми дошкольного возраста и родителя
Опубликовано: 7 января 2017 в 16:19
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД