Слагаемые профессиональной компетенции педагогов

Валерия Морозова
Слагаемые профессиональной компетенции педагогов

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально- педагогических умений по 3-х бальной шкале. Можно выделить следующие группы профессионально- педагогических умений:

гностические умения –.

1. извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;

2. самостоятельно работать с различными источниками информации;

3. выделять главное, существенное при отборе и структурировании прогрммного материала и изложении его;

4. анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;

5. добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;

6. логически рассуждать и проводить логические вычисления;

7. изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

8. Знать и владеть методиками.

Диагностические умения-владение методами педагогической диагностики.

Это умения изучать у учащихся состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характеристик видов деятельности

умение выявлять зону ближайшего развития учащихся, условия их перехода с одного уровня развития на другой

Проектировочные умения - проектировать (планировать)

• Проектировочные умения - это умения:

1. осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;

2. предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;

3. намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;

4. ставить цель учебной работы, планировать ее достижение,

5. проектировать содержание учебного предмета;

6. проектировать собственную педагогическую деятельность.

прогностические умения – умение прогнозировать успешность воспитательно-образовательного процесса, контроль за процессом и результатом;

коммуникативные умения –владение методами личностно-ориентированного подхода;

- вступать в контакты с разными людьми;

- устанавливать профессиональные отношения;

- осуществлять индивидуальный подход к детям;

- сотрудничать, вступать в деловые контакты;

- создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;

- вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем;

- быть тактичным;

- побуждать ребенка к действию, творчеству;

- влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме;

- правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

организационные умения –

• Организаторские умения - это умения:

1. организовывать групповую и индивидуальную работу воспитанников с учетом всех факторов;

2. оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;

3. организовывать усвоение программного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям воспитанников;

4. осуществлять коррекцию воспитательно-образовательной деятельности.

рефлексивные умения – способность к самопознанию, самооценка профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализация;

Для эффективного осуществления самоконтроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Это умение анализировать: правильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям; соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам; эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности; соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т. п. ; причины успехов и неудач,

конструктивные умения –составление технологических карт, направляющих тестов;

• Конструктивные умения - это умения:

1. отбирать и структурировать материалы в воспитательно-образовательной деятельности.

2. проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;

3. конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально- компетентный педагог.

Публикации по теме:

«Рекомендации по проведению самоанализа занятия» “Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот.

Про аттестацию на соответствие занимаемой должности В ноябре 2011г. ездила на курсы по подготовке экспертов-тьюеров (по новой аттестации) в г. Челябинск. Там нам очень подробно рассказали.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Слагаемые профессиональной компетенции педагогов
Опубликовано: 22 ноября 2013 в 10:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт о рисовании «Мамин портрет»
Продолжая публикации посвящённые Дню Матери предлагаю посмотреть рисунки моих воспитанников. Мамы у нас получились замечательные добрые и милые, красивые и...
Конспект занятия по аппликации «Букет маме» во второй младшей группе
Уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию занятие по аппликации во второй младшей группе " Букет маме". Приближается самый тёплый праздник - День...
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая»
Конспект НОД в первой младшей группе «Мамочка любимая». Задачи: -Приучать детей внимательно слушать стихи о маме. -Вызвать эмоциональный отклик на стихи....
Мастер-класс «Букет для мамы из одноразовых ложек»
День матери - праздник особый, Отмечаем его в ноябре: Зимы ожидает природа, И слякоть ещё на дворе. Но мы дорогим нашим мамам Подарим веселье сердец!...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Домашние животные и их...
Тема: «Домашние животные и их детеныши» Цели: расширять представления о животных и их детенышах; развивать мыслительные операции; развивать слуховое и...