Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

ирина астапенко
Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Слова различаются звуками.

Программное содержание: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком.

Ход занятия

В гости к детям приходит Петрушка (кукла на ширме). У него в руках три «чемодана», один красного цвета, другой – зеленого, третий – синего.

Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте!

логопед: Здравствуй, Петрушка. А куда это ты собрался?

Петрушка: - Я собираюсь переехать в новый дом! Только вот проблемка небольшая. Вещей у меня много, а чемодана только три, и как я ни старался, вещи никак не укладываются! (Петрушка отдает воспитателю предметные картинки).

логопед: Ну, может быть ты, Петрушечка, не правильно их складываешь?

Петрушка: Ну, вы придумали! Правильно, неправильно! Я их все подряд складывал!

логопед: Вот потому-то и не поместились. А если правильно сложить, так ещё может и место останется. Ребята, давайте поможем Петрушке сложить вещи в чемоданы. А складывать мы их будем по таким правилам: в красный чемодан мы положим предметы, названия которых начинаются с гласного звука, а в синий – те предметы, названия которых начинаются с твердого согласного звука, а в зеленый – с согласного мягкого звука. (Дети раскладывают предметные картинки по чемоданам: называют слово, определяют, с какого звука начинается это слово, а затем кладут картинку в чемодан.)

Петрушка: Вот спасибо ребята, быстро вы разобрали вещи. Я вижу вы сообразительные ребята. А загадки вы умеете отгадывать?

-Конечно, умеем!

Петрушка: - У меня есть две загадки. Они совсем разные, а вот отгадки послушаешь, а они звучат почти одинаково. Слушайте первую загадку:

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки. (Стол.)

(выставляется картинка «стол»)

-А теперь вторая загадка:

Чтоб Петрушка отдохнул

Быстро сядет он на … (стул).

(выставляется картинка «стул».)

Петрушка: - Молодцы, ребята. А теперь скажите, одинаковые отгадки или разные? Чем отличается слово «стол» от слова «стул»?

логопед: Мы сейчас с ребятами узнаем, из каких звуков состоят слова «стол» и «стул» и скажем тебе, Петрушка, чем они отличаются и чем похожи.

Проводится звуковой анализ слова «стол». (Один ребенок выкладывает схему слова на доске, остальные на столах).

- Сколько всего звуков в слове «стол»?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Сколько согласных звуков? Назовите каждый звук.

Проводится звуковой анализ слова «стул».

Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? Назовите их.

Сколько согласных звуков? Назовите их.

-Давайте, теперь сравним схемы слов «стол» и «стул». Похожи ли они?

- Да, схемы одинаковы, а слова разные. Чем отличается слово «стол» от слова «стул»? - Правильно, только одним звуком. В слове «стол» слышен звук О, а в слове «стул» - У. А какие одинаковые звуки слышатся в этих словах ([с] [т] [л]) Дети делают вывод, что если в слове заменить один звук, то получится новое слово.

Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так, (наклоняют голову к плечу)

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час: (раскачиваются в такт маятника)

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево – раз, направо - раз, (поворачивают туловище в стороны)

Мы тоже можем так.

Петрушка: Мне понравилось как вы тикали, как часики. Я вам тоже часы принес, только они необычные. На них, как на всех часах есть стрелочки, только вместо цифр - картинки.

логопед: Мы знаем, Петрушка, что это «звуковые часы». С помощью стрелок мы будем находить нужные слова. Я поставлю стрелку на картинку «мак» и назову её «ммаакк» (слово произносится с выделением каждого звука в слове, а ребята найдут на часах похожее слово, которое отличается только одним звуком.

(дети называют слово «рак» и ставят вторую стрелку на картинку «рак»).

И далее дети находят пары картинок жук – лук, мышка – мишка, кит – кот.

Затем вместе с логопедом делают вывод: если в слове заменить один звук, то меняется все слово.

Петрушка: Ребята, я вижу, что вы много знаете и хочу, чтобы вы мне помогли закончить проект моего дома, который я хочу построить. На своем проекте я нарисовал только одну стену, а названия остальных деталей дома забыл, но знаю, что во всех названиях есть звук [р]. Назовите части дома, которые нужно дорисовать.

Логопед уточняет, называть можно только те слова, в которых есть звук [р] или [р’] Дети называют: крыша, чердак, рама, крыльцо, труба, дверь.

Логопед дорисовывает «проект» Петрушкиного дома.

Петрушка: - Вот спасибо, вам, ребята, за помощь. Я теперь начну заниматься строительством дома и обещаю всех пригласить в новый дом на новоселье.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «В гости к лисе» Программные задачи: 1 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. 2 Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 11 октября 2012 в 16:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...