Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

ирина астапенко
Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Слова различаются звуками.

Программное содержание: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов; закреплять знания о гласных, твердых и мягких согласных звуках; закрепить умение пользоваться при звуковом анализе условными обозначениями; дать понятие, что с изменением одного звука в слове, меняется слово и его значение, учить называть слова с заданным звуком.

Ход занятия

В гости к детям приходит Петрушка (кукла на ширме). У него в руках три «чемодана», один красного цвета, другой – зеленого, третий – синего.

Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте!

логопед: Здравствуй, Петрушка. А куда это ты собрался?

Петрушка: - Я собираюсь переехать в новый дом! Только вот проблемка небольшая. Вещей у меня много, а чемодана только три, и как я ни старался, вещи никак не укладываются! (Петрушка отдает воспитателю предметные картинки).

логопед: Ну, может быть ты, Петрушечка, не правильно их складываешь?

Петрушка: Ну, вы придумали! Правильно, неправильно! Я их все подряд складывал!

логопед: Вот потому-то и не поместились. А если правильно сложить, так ещё может и место останется. Ребята, давайте поможем Петрушке сложить вещи в чемоданы. А складывать мы их будем по таким правилам: в красный чемодан мы положим предметы, названия которых начинаются с гласного звука, а в синий – те предметы, названия которых начинаются с твердого согласного звука, а в зеленый – с согласного мягкого звука. (Дети раскладывают предметные картинки по чемоданам: называют слово, определяют, с какого звука начинается это слово, а затем кладут картинку в чемодан.)

Петрушка: Вот спасибо ребята, быстро вы разобрали вещи. Я вижу вы сообразительные ребята. А загадки вы умеете отгадывать?

-Конечно, умеем!

Петрушка: - У меня есть две загадки. Они совсем разные, а вот отгадки послушаешь, а они звучат почти одинаково. Слушайте первую загадку:

Под крышей четыре ножки,

А на крыше – суп да ложки. (Стол.)

(выставляется картинка «стол»)

-А теперь вторая загадка:

Чтоб Петрушка отдохнул

Быстро сядет он на … (стул).

(выставляется картинка «стул».)

Петрушка: - Молодцы, ребята. А теперь скажите, одинаковые отгадки или разные? Чем отличается слово «стол» от слова «стул»?

логопед: Мы сейчас с ребятами узнаем, из каких звуков состоят слова «стол» и «стул» и скажем тебе, Петрушка, чем они отличаются и чем похожи.

Проводится звуковой анализ слова «стол». (Один ребенок выкладывает схему слова на доске, остальные на столах).

- Сколько всего звуков в слове «стол»?

- Сколько гласных звуков? Назовите их.

- Сколько согласных звуков? Назовите каждый звук.

Проводится звуковой анализ слова «стул».

Сколько в этом слове звуков? Сколько гласных? Назовите их.

Сколько согласных звуков? Назовите их.

-Давайте, теперь сравним схемы слов «стол» и «стул». Похожи ли они?

- Да, схемы одинаковы, а слова разные. Чем отличается слово «стол» от слова «стул»? - Правильно, только одним звуком. В слове «стол» слышен звук О, а в слове «стул» - У. А какие одинаковые звуки слышатся в этих словах ([с] [т] [л]) Дети делают вывод, что если в слове заменить один звук, то получится новое слово.

Физкультминутка «Часы»

Тик-так, тик-так, (наклоняют голову к плечу)

Все часы идут вот так:

Тик-так.

Смотри скорей, который час: (раскачиваются в такт маятника)

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево – раз, направо - раз, (поворачивают туловище в стороны)

Мы тоже можем так.

Петрушка: Мне понравилось как вы тикали, как часики. Я вам тоже часы принес, только они необычные. На них, как на всех часах есть стрелочки, только вместо цифр - картинки.

логопед: Мы знаем, Петрушка, что это «звуковые часы». С помощью стрелок мы будем находить нужные слова. Я поставлю стрелку на картинку «мак» и назову её «ммаакк» (слово произносится с выделением каждого звука в слове, а ребята найдут на часах похожее слово, которое отличается только одним звуком.

(дети называют слово «рак» и ставят вторую стрелку на картинку «рак»).

И далее дети находят пары картинок жук – лук, мышка – мишка, кит – кот.

Затем вместе с логопедом делают вывод: если в слове заменить один звук, то меняется все слово.

Петрушка: Ребята, я вижу, что вы много знаете и хочу, чтобы вы мне помогли закончить проект моего дома, который я хочу построить. На своем проекте я нарисовал только одну стену, а названия остальных деталей дома забыл, но знаю, что во всех названиях есть звук [р]. Назовите части дома, которые нужно дорисовать.

Логопед уточняет, называть можно только те слова, в которых есть звук [р] или [р’] Дети называют: крыша, чердак, рама, крыльцо, труба, дверь.

Логопед дорисовывает «проект» Петрушкиного дома.

Петрушка: - Вот спасибо, вам, ребята, за помощь. Я теперь начну заниматься строительством дома и обещаю всех пригласить в новый дом на новоселье.

Публикации по теме:

Конспект занятия в старшей группе по обучению грамоте. Тема: «В гости к лисе» Программные задачи: 1 Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова. 2 Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Слова различаются звуками. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 11 октября 2012 в 16:56
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
План — конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на Северный полюс» в подготовительной группе ( образовательная область...
На поиски пропавшего самолета.
Конспект НОД по физической культуре для детей _старшей_группы «На поиски пропавшего самолета» Цель занятия: Повысить интерес к занятиям по физической...
Снежинка из холодного фарфора.
В этом году решила попробовать сделать поделку на конкурс"Волшебная снежинка" из "холодного фарфора". После замеса, получается довольно приятная и мягкая...
Новогодняя ёлочка из фетра. Мастер-класс.
В ожидании нового года есть что - то волшебное. Каждый год в это сказочное время хочется сделать маленькое чудо своими руками. Мы с дочкой всегда с...
«В ожидание Чуда». Фото отчёт.
Приближается самый долгожданный, волшебный праздник – Новый год, который очень любят и взрослые, и дети! Все ждут от него исполнения желаний, подарков и...