МААМ-картинки

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

Татьяна Мещерякова
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей

Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы чувствовали себя в обществе других людей свободно и уверенно.

Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

Публикация «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» размещена в разделах

Дефект одной из цепочек в речевой системе влечё т за собой вторичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушение словесно-логического мышления.

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.

Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.

Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ.

Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче, перед сном и т. д.

Словесные игры

1. «Слово на ладошке»

Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т. д.

2. «Объясни словечко»

Предложите ребёнку объяснить значение слов : подосиновик, боровик, сыроежка, поганка, подберёзовик, мухомор, рыжик (по теме «Грибы).

3. «Что бывает?»

Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Красный: …дом, помидор. Зимняя: …одежда, рыбалка.

Домашнее: …печенье, задание.

4. Скороговорки необходимы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка. Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова»

1-й вариант. Ребёнок должен назвать фрукты, мебель, птиц, овощи, одежду…

2-й вариант. Ребёнку предлагается назвать одним словом : сосна, берёза, клён – это…

6.«Четвёртый лишний»

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Ваза – роза – нарцисс - гвоздика.

7.«Посчитай» Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока… пять красных яблок и т. д.

8.«Скажи наоборот»

Взрослый называет какое-либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот». Существительные: смех -, лето -, день -, холод - … и т. п. Глаголы: пришёл -, нырнул - … Прилагательные: широкий -, маленький -, богатый -… и т. п. Наречия : далеко -, высоко- …

9. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой - либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас).

10. «Большой - маленький»

Ребёнку предлагается назвать ласково, например, ложку - ложечка, стул - стульчик и т. д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова : лисонька, заинька, коровушка.

11. «Отгадай загадку»

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще. Например: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

12. «Назови, какой…»

Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

13. «Подумай и ответь»

Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: «Кого в лесу больше: сорок или птиц?» 14. «Расскажи стихотворение»

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

15. «Расскажи сказку»

Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детейДидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи у детей Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем подавать в игровой форме, так.

Игры на развитие лексико-грамматического строя 1. Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательных форм существительных). Логопед предлагает пригласить в гости куклу. Кукла.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста «Огород. Овощи» Конспект по развитию лексико- грамматического строя речи для детей среднего возраста. Тема. «Огород. Овощи» 1. Расскажите ребёнку, что овощи.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи «Мальчик-наоборот». Цели: Образовательные:.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Человек. Наше тело» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Человек. Наше тело» Цели: Коррекционные:.

Конспект занятия для детей с ОНР 6–7 лет по развитию лексико-грамматического строя речи «Относительные прилагательные» Конспект занятия для детей с ОНР (6-7 лет) по развитию лексико-грамматического строя речи по теме «Относительные прилагательные» Цели:.

Консультация для педагогов «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников» Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Консультация для родителей «Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей» Все родители мечтают о том, чтобы их дети добились в жизни значительных успехов, сделали блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе,.

Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей. Речь - инструмент развития высших отделов психики растущего человека.

Советы логопеда родителям по развитию у их детей лексико-грамматического строя речи .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Словесные игры для развития лексико-грамматического строя речи детей
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 17:09
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД