Словесные игры дома и в детском саду

Светлана Литвишко
Словесные игры дома и в детском саду

Большое значение в развитии речи детей 4-5 лет играет общение родителей с ребенком. Интерес родителей к рассказу ребёнка помогает ему раскрепоститься и «начать» говорить, а совместные игры и специальные упражнения по дороге домой будут способствовать этому. Они просты, не требуют специальной подготовки, занимают мало времени, и дают прекрасный результат. Чтобы эти упражнения были ребёнку интересны, предлагайте их в форме игр, загадок, головоломок, и так, чтобы ребенок почувствовал, что вам хочется с ним поиграть. Пусть ребёнок тоже загадывает эти задания вам или другим детям (ведь объём его знаний будет расширяться благодаря той информации, которую он получит от взрослых). В эти игры можно играть как вдвоем, так и в компании с другими детьми.

«Подскажи словечко»

Предложите ребенку закончить предложение, подобрав слово.

Например:

– Ворона каркает, а сорока?

Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:

– Сорока стрекочет.

Вопросы могут быть любыми, типа:

– Сова летает, а кролик?

– Корова ест сено, а лиса?

– Крот роет норки, а сорока?

– Лягушка квакает, а лошадь?

Фантазируйте и придумывайте разнообразные предложения.

«Кто где живет?»

Попросите ребёнка ответить на вопросы:

– Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Кто живёт в гнезде? – Птицы.

Кто живёт в будке? – Собака.

Кто живёт в улье? – Пчёлы

Кто живёт в норе? – Лиса.

Кто живёт в логове? – Волк.

Кто живёт в берлоге? – Медведь.

Можно попробовать и наоборот:

– Где живут скворцы?

– Где живут медведи? и. д.

«Горячо – холодно»

Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами. Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.

Например:

Горячий – холодный

Хороший – плохой

Умный – глупый

Весёлый – грустный

Острый – тупой

Гладкий – шероховатый

«Лови да бросай – цвета называй»

В ходе игры необходимо подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет. Так же происходит закрепление названий основных цветов, развитие воображения.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

Например:

Красный – мак, огонь, флаг;

Оранжевый – апельсин, морковь, заря;

Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа;

Зелёный – огурец, трава, лес;

Синий – колокольчик, море, небо;

Фиолетовый – слива, сирень, сумерки.

«Весёлый счет»

Очень часто дети допускают ошибки при образовании множественного числа существительных. Исправить это можно в игре. Мама бросает мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Например:

Стол – столы,

Стул – стулья,

Гора – горы,

Лист – листья,

Дом – дома,

Носок – носки,

Глаз – глаза,

Кусок – куски,

День – дни,

Прыжок – прыжки,

Сон – сны,

Гусёнок – гусята,

Лоб – лбы,

Тигрёнок – тигрята

ИЛИ

Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин;

один дом - два дома….- пять домов…--- десять домов

«Что бывает круглым?»

В игре происходит расширение словаря ребёнка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Мама, бросая мяч, задаёт вопрос, ребёнок должен на него ответить и вернуть мяч.

– Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко)

– Что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка)

– Что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф)

– Что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)

«Назови ласково»

В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол – столик, ключ – ключик.

Шапка – шапочка, белка – белочка.

Книга – книжечка, ложка – ложечка.

Голова – головка, картина – картинка.

Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.

Кукла – куколка,

Коса – косичка, вода – водичка.

Жук – жучок, дуб – дубок.

Вишня – вишенка, башня – башенка.

Платье – платьице, кресло – креслице.

«Отгадай предмет по названию его частей»:

ствол, ветка, кора, корни, листья (дерево)

дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)

крылья, кабина, хвост, мотор (самолёт)

глаза, рот, нос, брови (лицо)

пол, стены, потолок, окна (комната)

палуба, каюта, нос, якорь (корабль)

рукава, карманы, воротник, подол (платье)

кузов, кабина, руль, фары (машина)

лестница, этаж, подъезд, квартиры, чердак, подвал (дом)

.

«Кто – откуда?»

Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

Откуда вышел мужчина?

(Мужчина вышел из магазина.)

Откуда выехал автобус?

(Автобус выехал из-за дома.)

Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки.)

Куда зашла бабушка?

(Бабушка зашла в подъезд.)

Публикации по теме:

«Если я один дома!» ОБЖ в детском саду«Если я один дома!» ОБЖ в детском саду Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности.

Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Консультация для родителей «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома» Содержание И родители, и педагоги знают, что математика.

Мастер-класс «Закаливание детей в детском саду и дома» В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения,.

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Домашние питомцы
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Словесные игры дома и в детском саду
Опубликовано: 22 июня 2018 в 16:36
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по пластилинографии «Ставенки резные» в старшей группе
Конспект открытого НОД ( художественно-эстетическое развитие) Тема «Ставенки резные» Цель: украсить оконные наличники ( картонные наличники) пластилином в...
Методическая разработка «Настроение» для детей 3–4 лет
Пояснительная записка. Жизнь без эмоций, без эмоционального реагирования, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной, гармоничной....
Педагогический проект «Птицы нашего двора»
Педагогический проект на тему: "Птицы нашего двора" учителя - дефектолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69»...
Консультация для воспитателей «Руководство играми детей во второй группе раннего...
Особенности игровой деятельности детей второй группы раннего возраста . В игре отражается эмоциональный и интеллектуальный опыт, представления об...
Наблюдение за лекарственным растением «Иван — чай (кипрей)»
Наблюдение за лекарственным растением «Иван – чай ( кипрей) ». Елена Владимирова. «Лекарственное растение Иван – чай ( кипрей) ». «Почему кипрей...