Словесные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Лена Деменцева
Словесные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

С кем чаще всего общается современный ребёнок? С кем он говорит? С другими детьми (только если он ходит в детский сад, постоянно и свободно гуляет на улице, часто бывает в гостях у соседей или родственников, у которых есть дети, или если сам живёт в большой многодетной семье.

Современные родители не просто не имеют достаточно времени, что бы по душам разговаривать с ребёнком. Часто они даже не знают толком, как и зачем это делается. Много ли матерей сегодня умеют петь, например, колыбельные песни?

Тема увеличения количества детей с нарушениями речевой и слуховой способности более чем актуальна.

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, использую различные части речи простые и распространённые предложения.

Речь детей под направляющим руководством взрослых быстро совершенствуется.

Развитие речи малышей осуществляется воспитателем при помощи различных средств, в том числе и словесных игр.

Использование словесных игр я начала в период адаптации. Это были пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, так как это всё близко и знакомо детям-с ними играли так дома. Родители тоже были ознакомлены с теми играми, в которые мы играли с детьми, поэтому малыши очень быстро стали узнавать «Сороку-сороку…», «Козу рогатую», «Петушка», «Пальчик-мальчик…»

По мере освоения и запоминания словесных игр с пальчиками я стала вводить игры на формирование словаря :«Большой - маленький» (использование прилагательных, «Назови ласково» (образование уменьшительного названия предмета, «Отгадай и назови» (называние предметов и их качеств, «Отгадай кто к нам пришёл?» (закрепление в речи названия отдельных предметов).

Затем я начала использовать словесные игры на грамстрой и формирование связной речи. Это такие игры как «Кто ушёл, кого не стало?» (на согласование слов в предложении, «Кто что ест» (составление предложений из 2-3 слов, «Отгадай, кто к нам пришёл?», «Передай куклу Катю».

Словесные игры я включала в разные режимные моменты: утром - как работу с рано пришедшими детьми, перед занятием- как речевую гимнастику и организующий момент, днём – индивидуально на прогулке, перед обедом - чтобы успокоить детей перед дневным сном. Вечером вводила словесные игры в сюжетно - ролевую игру, а так же занималась индивидуально с робкими, стеснительными детьми, или с теми, у кого не получалось сложить пальчики.

Хочется отметить, что словесные игры, вообще речевое общение с детьми, не только развивает активную речь, но и делает ребёнка более уверенным в своих силах, коммуникабельным, общительным.

Я не могу сказать, какую именно игру любят малыши в моей группе, но если я планирую им 1-2 игры, то мы можем проиграть 5-6 игр. Детям это очень нравится.

Приведу примеры пальчиковой и словесной игр.

Пальчиковая игра «Комарики».

Читайте малышу потешку, сопровождая её действиями:

Дарики – дарики,

(хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, з-з-з!

(складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились,

(вращаем кистями рук)

Вились, вились,

Раз! Ив ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Словесная игра «Кто пришёл?»

Предложите ребёнку поиграть в игру «Кто пришёл?». Выйдите за дверь, постучите: тук- тук – тук,- «Кто пришёл?». Изобразите какое-нибудь животное. Например: «Это я, корова. Му- у-у». «Заходи, корова. Здравствуй, корова. Откуда, ты, корова, идёшь!» Меняйтесь ролями с ребёнком, поочерёдно представляйте различных зверей, людей, сказочных персонажей. Пытайтесь вести диалог с простыми вопросами и ответами.

Публикации по теме:

Анкета для родителей при поступлении ребенка в детский сад .

Анкетирование для родителей «Восприятие книги ребёнком» 1. Фамилия, имя, возраст ребёнка (количество полных лет и месяцев). 2. С кем из членов семьи ребёнок чаще всего общается? 3. В каком возрасте.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Словесные игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 января 2014 в 20:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление папок творческих работ детей выпускной группы
Подходит к концу учебный год, а это значит, что мы, воспитатели, прощаемся с очередными детками и совсем скоро к нам опять придут малыши. Сегодня хочу...
Проект мини-музея «Книги Красноярья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по...
Мастер-класс «Желтый одуванчик — солнышко на ножке»
Мастер-класс «Желтый одуванчик - солнышко на ножке» Словно солнышко на ножке Появилось у дорожки, Пахнет мёдом и травой, Завлекает красотой. (...
«Жители леса» (итоговая творческая работа по тематической неделе «Дикие животные» )
Еще одна тематическая неделя позади. На этот раз мы с ребятами взялись за изучение диких животных, а именно- жителей леса. Узнали, как их зовут; что они...
Фотоотчет о проведении поэтического вечера «Литературно-музыкальная гостиная...
Дорогие друзья, спасибо огромное всем за визиты, за добрые комментарии к моим постам! Сегодня я расскажу о том, как прошел наш вечер. Многие друзья на МААМе...