Слышу. Вижу. Делаю.

Наталия Медведенко
Слышу. Вижу. Делаю.

Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей видов игр.

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трём принципам. Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

С каждым годом неуклонно растёт объём знаний, которые взрослые должны передавать детям. Своевременное и полноценное формирование речи ребёнка помогает в дальнейшем справиться с ожидающими их сложными задачами, это основное условие успешного обучения.

Ещё во 2 веке до нашей эры в Японии было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга. Наши предки наверняка о чём-то догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза – рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Если обратится к истории, то можно заметить, что многое из опыта наших предков не забыто, более того, продолжает развиваться, что говорит о пользе и важности данных игр.

По мнению Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способности и дарований детей находятся на кончиках его пальцев». Учёными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определённые зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность артикуляции, от чего произношение ребёнка становится более чётким и правильным. Как отмечает М. М. Кольцова, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область руки можно считать ещё одной речевой зоной.

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка пользоваться этими движениями.

Практика показывает, чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Именно поэтому для развития мелкой моторики руки мною была выбрана пальчиковая гимнастика.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Эти игры могут расти вместе с малышом. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Пальчиковые игры подразделяются на несколько видов.

Пальчиковые игры с предметами: Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. При этом всегда используется какой -то предмет. Коллеги предлагаю вам поиграть в одну из таких игр. Но сначала расскажу, как это делаю с детьми.

1. Показываю игру сама, дети смотрят.

2. Выполняю с детьми одновременно.

3. Дети выполняют со мной, и я проговариваю текст.

4. Проговариваю текст, дети выполняют.

Игра с «колючим» мячиком:

По тропинке, по дорожке Правой рукой ударять мячиком по столу

Топают к нам чьи-то ножки с продвижением вперёд

Это ёжик посмотри Катают мячик в ладошках,

К нам пробрался из глуши растопырив пальцы

По столу всласть находился Левой рукой катаем мяч по столу

И в ручей потом свалился Перекидываем из руки в руку

Следующий вид «Активные игры со стихотворным сопровождением. Дети проговаривают слова и выполняют действия пальчиками. Ещё раз поиграем дорогие коллеги

Мы варили суп-суп (трём ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп,

Получилась каша

То-то горе наше (взяться за голову)

Замесили тесто, (стучим кулачками по коленкам)

А оно не с места (ручки лежат на коленках)

Замесили на дрожжах (опять стучим по коленкам)

Не удержишь на вожжах (разводим руки в стороны)

«Игры манипуляции» - Такие игры ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого, в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ. Это такие как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Этот пальчик хочет спать», «Пальчик-мальчик, где ты был?», поиграем в игру «Апельсин»

Мы делили апельсин (Дети «разламывают» апельсин)

Много нас (Показывают 10 пальцев)

А он один (Показывает 1 палец)

Эта долька - для ежа (Загибают пальцы левой руки)

Это долька - для стрижа

Это долька –для утят

Это долька-для котят

Это долька-для бобра

А для волка-кожура. (Бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас- (Сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Беда!

Разбегайтесь-

Кто куда!

«Пальчиковые игры на основе сказок»- такие игры позволяют повысить общий тонус, развивает память, снимает психоэмоциональное напряжение. При этом использую пальчиковый театр. Из колпачков, или нарисовать персонажи на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть знакомую сказку.

Пальчиковые кинезиологические игры или по другому «гимнастика мозга». Эти игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшает мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Это такие упражнения как «Коза», «Зайчик», «Ёжик» (показ)

Очень эффективны игры с элементами самомассажа, здесь используются движения- разминание, растирание, надавливание, пощипывание. Поиграем в «Пальчик-пальчик»

-Пальчик, пальчик, где ты был? (Показывает большой пальчик)

С этим братцем в лес ходил, (Массаж каждого пальца от основания к

С этим братцем щи варил, кончику пальца)

С этим братцем кашу ел, (Другой вариант: соединяем поочерёдно С этим братцем песни пел большой палец с остальными Песни пел, да играл, пальчиками малыша)

Да всех братцев забавлял. Хлопки в ладоши

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Например:

Пирамидку собираем,

Тра - ля- ля, тра- ля - ля!

И на место убираем,

Тра- ля- ля, Тра -ля- ля!

Своё выступление закончу стихотворением

Две руки

Нам две руки природою даны

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остаётся у того,

Кто не желает в жизни ничего?

В его руках богатство остаётся

И ни кому оно не достаётся.

Публикации по теме:

Флеш-альбом. Тема: «Животные».Флеш-альбом. Тема: «Животные». Флеш-альбом Тема "Животные". Пальчиковая гимнастика играет большую роль в общем развитии детей. Это, прежде всего, развитие речи, артикуляционного.

Интеллектуальный ринг Тема: «Совершенствование профессиональной компетентности педагога» Автор: Э. А. Дмитриева, зам. заведующего по ВМР БДОУ ВМР «Детский сад «Гармония» Интеллектуальный ринг Тема: «Совершенствование профессиональной.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Еда, продукты питания
  • Научная лаборатория
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Слышу. Вижу. Делаю.
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 13:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Оформление развивающей среды на стене в беседке ДОУ. «Времена года».
Стену в беседке мы решили оформить в экологическом направлении, дерево "Времена года". Сначала подготавливаем стену: обдираем старые облущенные слои,...
Конспект познавательно-игрового занятия для старшей группы «Август заглянул сегодня в...
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды...
Староновогодняя история. Часть VI.
Фейный слёт накануне Яблочного Спаса Совершенно неожиданно в "Староновогодних историях" появилась ещё одна часть, на сей раз - летняя, что стало полной...
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...