Лучший педагог года

Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»

Анастасия Мокова
Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Публикация «Проект „Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии“» размещена в разделах

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На мой взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н. В. Имедадзе. А. М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы коррекционной работы. Игра является естественной деятельностью детей дошкольного возраста.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «игра», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Игра это та универсальная форма деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Современные федеральные государственные требования и государственные образовательные стандарты дают игре ведущее значение в развитии и образовании детей дошкольного возраста.

В то же время игра для ребенка — это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.

Однако практическая разработанность методов игротерапии недостаточна, что и определяет большую актуальность темы проекта.

В целях изучения детской тревожности - игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление как игровая деятельность. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой деятельности. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми.

На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой деятельности Независимо от того, на каких педагогических положениях базируется игровая деятельность, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка со взрослым. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.

Цель проекта : Снижение уровня детской тревожности через использование методов игротерапии.

Задачи проекта : - изучить основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов; - разработать комплекс мероприятий направленных на снижение уровня детской тревожности через использование различных видов игр;

- апробировать разработанный комплекс мероприятий;

- изучить эффективность использования методов игры в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

- распространить полученный педагогический опыт.

Объект проекта : тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет проекта : комплекс мероприятий направленных на снижение уровня детской тревожности с использованием методов игротерапии.

Комплекс мероприятий включает в себя: организованную деятельность с детьми, имеющими высокий уровень тревожности. Форма организованной деятельности – подгрупповая. В нее включены: разные способы приветствия, пальчиковые и подвижные игры, игры на внимание, упражнение на релаксацию, элементы игротерапии и элементы изобразительной деятельности, беседы. Работа с родителями: консультации специалистов, беседы, мастер-классы по организации игровой деятельности ребенка дома.

Гипотеза: применение игровых методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста будут способствовать снижению рисков возникновения высокого уровня детской тревожности (и нарушений в психическом развитии детей).

Участники: педагоги, дети, родители.

Ресурсы:

Информационные: литература по теме, ресурсы интернет, периодические издания.

Материально – технические: компьютер подключенный к сети интернет, проектор, альбомы, краски, кисти, цветная бумага, картон, ножницы, наглядные пособия.

Кадровые: старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, родители.

Результат проекта :

В целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс мероприятий с использованием подвижных игр, игр-забав и игр эмоционально-развивающего характера. Основной посылкой было то, что выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры в большой мере обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой: Практическое пособие – М. : АРКТИ, 2012. – 168 с.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.

3. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.

4. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб. : Речь, 2003.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2000.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ – М., 2005 – 382с.

7. Погадаев Г. И. Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М. : Школьная пресса, 2003.

8. Психология. Психодиагностика. М: ВЛАДОС, 2007 – 631с.

9. Смирнова Е. О. Детская психология : учебное пособие, М. : ГУЦ ВЛАДОС, 2003 – 386с.

10. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Спб., 2000.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 13:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД