Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»

Анастасия Гаврилова
Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»

На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества формируются в данный период жизни. От того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Недостаточное исследование тревожности в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить ее влияние на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. На мой взгляд, исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем старшего дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе — проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Анализ исследований различных авторов позволил рассматривать факты проявления детской тревожности как, с одной стороны, врожденную, психодинамическую характеристику, представляемую так в работах А. И. Захарова, Н. Д. Левитова и других, и, с другой стороны, как условие и результат социализации Н. В. Имедадзе. А. М. Прихожан, Е. Савина, К. Хорни, Н. Шанина. Другими словами, причины формирования тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и — причем в большей степени — в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. Если первый путь формирования тревожности труднодоступен для коррекции практическому психологу, то на втором пути существует возможность создания некоторых условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте.

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы коррекционной работы. Игра является естественной деятельностью детей дошкольного возраста.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия «игра», хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

Игра это та универсальная форма деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.

Современные федеральные государственные требования и государственные образовательные стандарты дают игре ведущее значение в развитии и образовании детей дошкольного возраста.

В то же время игра для ребенка — это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В восприятии ребенка игра очень далека от того легкомысленного, увеселительного времяпрепровождения, каким ее обычно считают взрослые.

Однако практическая разработанность методов игротерапии недостаточна, что и определяет большую актуальность темы проекта.

В целях изучения детской тревожности - игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С этого момента берет свое начало такое направление как игровая деятельность. Игровая терапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Психоаналитикам не сразу удалось найти эффективные методы игровой деятельности. Однако в результате признания значения игры и игрового материала на ранних, обладающих особой спецификой этапах развития человека психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми.

На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные формы активной и пассивной игровой деятельности Независимо от того, на каких педагогических положениях базируется игровая деятельность, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка со взрослым. Ребенок получает возможность выражать свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке постепенно и со все меньшей тревогой.

Цель проекта: Снижение уровня детской тревожности через использование методов игротерапии.

Задачи проекта: - изучить основные аспекты тревожности в трудах отечественных и зарубежных психологов; - разработать комплекс мероприятий направленных на снижение уровня детской тревожности через использование различных видов игр;

- апробировать разработанный комплекс мероприятий;

- изучить эффективность использования методов игры в снижении уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

- распространить полученный педагогический опыт.

Объект проекта: тревожность детей дошкольного возраста.

Предмет проекта: комплекс мероприятий направленных на снижение уровня детской тревожности с использованием методов игротерапии.

Комплекс мероприятий включает в себя: организованную деятельность с детьми, имеющими высокий уровень тревожности. Форма организованной деятельности – подгрупповая. В нее включены: разные способы приветствия, пальчиковые и подвижные игры, игры на внимание, упражнение на релаксацию, элементы игротерапии и элементы изобразительной деятельности, беседы. Работа с родителями: консультации специалистов, беседы, мастер-классы по организации игровой деятельности ребенка дома.

Гипотеза: применение игровых методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста будут способствовать снижению рисков возникновения высокого уровня детской тревожности (и нарушений в психическом развитии детей).

Участники: педагоги, дети, родители.

Ресурсы:

Информационные: литература по теме, ресурсы интернет, периодические издания.

Материально – технические: компьютер подключенный к сети интернет, проектор, альбомы, краски, кисти, цветная бумага, картон, ножницы, наглядные пособия.

Кадровые: старший воспитатель, воспитатели, педагог – психолог, родители.

Результат проекта:

В целях коррекции высокого уровня тревожности был проведен комплекс мероприятий с использованием подвижных игр, игр-забав и игр эмоционально-развивающего характера. Основной посылкой было то, что выполнение действий в подвижной игре связано с восприятием окружающей среды, с ориентировкой в ней, а также с яркими эмоциональными переживаниями в коллективе сверстников. Высокая педагогическая эффективность игры в большой мере обусловлена формированием положительных взаимоотношений детей, усвоением ими норм и правил поведения, развитием мышления, моторики и других функций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Веселая психогимнастика, или как научить ребенка управлять самим собой: Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2012. – 168 с.

2. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: Академия, 2001.

3. Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии //Тонус. - 2000. - № 5.

4. Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000.

6. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ – М., 2005 – 382с.

7. Погадаев Г. И. Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: Школьная пресса, 2003.

8. Психология. Психодиагностика. М: ВЛАДОС, 2007 – 631с.

9. Смирнова Е. О. Детская психология: учебное пособие, М.: ГУЦ ВЛАДОС, 2003 – 386с.

10. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Спб., 2000.

Публикации по теме:

«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста«Развиваемся, играя». Развивающая среда в группе раннего возраста В период раннего детства маленький ребёнок активно познаёт окружающий мир,осваивает орудийные способы действий в быту,игре, образовательной.

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект «Снижение детской тревожности посредством использования методов арт-терапии»
Опубликовано: 26 февраля 2014 в 13:54
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...