Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивного оборудования

Анна Афанасьева
Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивного оборудования

На подготовительном этапе с детьми проводилась игра «Приветствие», которая направлена на создание положительного эмоционального состояния и психического комфорта. Для этого использовалась подвеска «Веселки», расположенная в сенсорной комнате. Детям предлагалось доброжелательным тоном приветствовать Веселок.

Обучение ребёнка управлению своими чувствами и собственным гневом – важный шаг к формированию у них уверенности в себе. На первых этапах работы с агрессивными детьми автором подбирались такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.

Некоторые игры (см. приложение 6) способствовали снижению вербальной и невербальной агрессии и являлись одним из возможных способов легального выплескивания гнева. Иногда на первых порах ребенок становился более агрессивным (педагог всегда предупреждал родителей об этом, но через 4—8 занятия, по-настоящему отреагировав свой гнев, “маленький агрессор” начинал вести себя более спокойно.

Автор опыта включал агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом педагог находился рядом, и в случае возникновения конфликта помогал ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью проводилось групповое обсуждение события. Следующим шагом становилось совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети расширяли свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимали, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться (см. приложение 6).

Для снятия излишнего мышечного напряжения педагогом-психологом проводились релаксационные минутки, так как полное расслабление мышц ведет к состоянию покоя, отдыха, восстановлению сил. Наилучшая релаксационная поза: лёжа на спине. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки. Дети смотрели на визуальные эффекты, создаваемые интерактивным оборудованием тёмной сенсорной комнаты, мышцы рук, ног, туловища, лица расслаблены. Для этого педагогом использовались зеркальный шар и фильмоскоп, заменяющий проектор направляющего света.

Существенно повышало эффективность релаксационных упражнений применение музыкального сопровождения. В процессе психологической разгрузки использовались произведения, исполняемые в медленном темпе со спокойно-повествовательным или умиротворяющим воздействием; акустические эффекты: шум дождя, морского прибоя, шум листвы, журчание ручья. Запахи ромашки, лаванды, бергамота способствуют расслаблению. Уменьшают утомление, тревогу, умственную усталость ароматы базилика, герани, жасмина, сосны. Для распыления ароматических веществ использую аквалампу. Аромотерапия проводилась после беседы со старшей медицинской сестрой об индивидуальной переносимости (непереносимости) эфирных масел детьми.

Искусственный (электрический) аквариум с рыбками и настенная (электрическая) шумовая картина с изображением и звуками природы, водопада, птиц, также способствовали развитию воображения, релаксации.

Среда тёмной сенсорной комнаты является оптимальной для работы с тревожными детьми. Полифункциональное интерактивное оборудование позволяет воспитанникам чувствовать себя комфортно, способствует более быстрому решению имеющихся проблем.

Для релаксации и активных игр

в своей работе автор использовал сухой бассейн, наполненный пластмассовыми шариками. Агрессивные дети часто бывают скованы, зажаты. Шарики создают массажный эффект, помогают снять зажимы. В индивидуальной работе с тревожными детьми педагогом проводились такие упражнения, как:

«Погружения». Постепенное погружение (лёжа на спине, на животе): правая рука, левая рука, «плескание в воде» обеими руками; ноги, полное погружение, кроме головы, ныряние и т. п.

«Найди». Педагогом в бассейне прятались несколько предметов, которые нужно найти. Можно выполнять упражнение на время, стараясь каждый раз улучшить результат. Можно зарывать предметы, вызывающие у данного ребёнка ассоциации с тревожными для него ситуациями. Далее шла работа с проблемой (вербализация содержания школьной тревожности, возможных причин, проработка страхов через метафору, составление сказок, страшилок с благополучным окончанием, выполнение рисунков и т. п.).

Педагог превращал включенную аквалампу в туннель из огоньков, уходящих в бесконечность. Глядя в бесконечность, проговаривается тревожащую ситуацию, старясь представить, что она вначале заполняет всё пространство данного туннеля, затем постепенно уменьшаем её масштаб, включая всё новые и новые персонажи и объекты, так, чтобы проблема превратилась в пылинку и затерялась в «бесконечности».

«Окно в другое измерение». Вначале ребёнок садится напротив панно и вглядывается в бесконечность. Психолог читает релаксационный текст, вводящий в ситуацию. Затем даётся задание: войти в другое измерение, в далёкое прошлое, будущее, представить себя каким-либо героем, рассказать историю этого героя. Можно дать задание: представить себя через 5, 10, 15, 20 лет и рассказать о том, каким он стал, чего добился, обсудить возможные причины данного положения и. т. д.

Для снятия стресса, снижения нервно-психического и эмоционального напряжения, формирование навыков самоконтроля и саморегуляции педагогом использовался куб «Твизлер». Такой лабиринт вызывает у детей живой интерес, а также тренирует кисть руки, развивает мелкую моторику и координацию глаз – рука. С помощью куба «Твизлера» проводились такие игры, как «Пройди по лабиринту», «Кто быстрее?», «По лабиринту с закрытыми глазами», «Через пропасть».

Каждое мероприятие заканчивалось ритуалом окончания занятия и проводилась игра «Прощание с Веселками». Дети доброжелательным тоном прощались с «Веселками».

Публикации по теме:

Игротренинг с детьми 3–4 лет в условиях сенсорной комнаты Педагог-психолог высшей категории - Кожевникова Галина Алексеевна «Игротренинг с детьми 3-4 лет в условиях сенсорной комнаты» Игровая терапия.

Презентация проекта: «Миницентр психологической разгрузки для детей дошкольного возраста» Задачи: * формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях ; * Обучение умениям определять свое настроение; * обучение.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Предметы старины, утварь
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Снижение уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста посредством интерактивного оборудования
Опубликовано: 20 октября 2013 в 22:56
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рисование «Овощи с огорода» с применением нетрадиционной техники (рисование ватными...
Пуантилизм – стиль живописи, для которого характерно изображение при помощи геометрически правильных мазков цвета, прямоугольников или точек. Он и название...
Летний досуг «Пиратские приключения «Знаек».
Что я люблю в своей работе большего всего? Пожалуй, больше всего я люблю дарить эмоции детям. Обожаю, когда горят их глаза, когда они с восторгом и...
Экологическое воспитание в детском саду
"Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем мире, если для них это станет естественным, то в будущем мы сможем говорить о...
Сценарий игровой обучающей ситуации «В гостях на хуторе «Ромашкино». для детей...
ель: Познакомить детей с жизнью и бытом Кубанского казачества. Задачи: Расширять представления детей о малой Родине, познакомить с бытом кубанских...
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему «Веточка смородины»
Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему "Веточка смородины" Для этого нам необходимо : бумага, гуашь красная, зеленая, черная, кисти,...