Получи документы

«Азбука родного края». Система работы по краеведению

Анна Васильева
«Азбука родного края». Система работы по краеведению

АЗБУКА РОДНОГО КРАЯ

Пусть ребенок чувствует

красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти

навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.

В. А. Сухомлинский

Все мы родом из детства. Все первые знания об окружающем мире начинаются оттуда, и все сердечные привязанности — тоже. «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца». (К. Паустовский).

Публикация «„Азбука родного края“, Система работы по краеведению» размещена в разделах

Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило к проведению краеведческой работы и созданию проекта «Азбука родного края».(в средней и подготовительной группах)

Знакомство детей с родным краем : историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками станут и родители воспитанников.

С. О. Шмидт: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу».

Главная идея проекта – всестороннее личностное развитие ребенка, воспитание патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов.

В условиях нашего города много музеев, и ориентированы они в основном на посетителей более старшего возраста.

Гордостью нашего города является историко-краеведческий музей, который является хранилищем археологических этнографических мемориальных и изобразительных материалов связанных с историей и культурой Саратовской области. Воспитанники ДОУ бывают на экскурсиях, где сотрудники музея знакомят ребят с историей нашего края его боевыми и трудовыми традициями.

После таких экскурсий дети и родители с большим желанием собирают материалы об улицах города и памятниках архитектуры делают сообщения, участвуют в конкурсах рисунков и поделок на краеведческие темы, читают произведения смоленских писателей поэтов и художников.

Дети с удовольствием отправляются в очные и заочные путешествия по Саратовской области; учатся работать с географической картой; знакомятся с яркими примерами возникновения письма в виде пиктограмм; с символами нашей области, города.

Тема родного края неисчерпаема. У детей формируется чувство любви к малой Родине, эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории. Работа по изучению истории и социальной сферы города, несомненно, помогает детям многое узнать, а главное – полюбить маленький уголок своей Родины.

При изучении улиц нашего города дети знакомились с самыми поэтичными улицами в России: Садовая, Сенная, Набережная, Цветная, Первомайская, Южная, Степная, Нагорная, Чернышевского, Чапаева, Пономарева, М. Расковой.

При формировании представлений о важности составных частей края достаточно эффективен прием «оживления» - сопоставления. Город - «живой». Он рождается, состоит подобно живому существу из множества «клеточек»- домов, улиц. У города есть свои особенности: имя, определенный возраст, наряд, характер, память. Главное богатство города – его жители, те, которые создают материальные и духовные ценности и пользуются этими богатствами. Город хранит память о знаменитых горожанах, известных по всей России и по всему миру, в названиях улиц, мемориальных досках, памятниках. Сопоставление города с живым существом помогает детям осознать важность составных частей города, уникальность его облика, необходимость бережного отношения к нему. Важно, чтобы дети начали понимать ценности.

Приказать знать можно, а вот приказать любить нельзя даже рабу. Надо суметь так воздействовать на восприятие и чувства ребенка, чтобы любовь к родному краю сама возникла внутри его существа, как отклик на то доброе и родное, что связано с его малой родиной. Следовательно, сегодня главной задачей для воспитателя ДОУ, должна стать задача воспитания патриота. Только тот человек, который любит свою страну, будет думать о ее процветании, заботиться и охранять природу родного края, заботиться о людях, живущих на территории России. «Общеизвестно, что любой патриотизм начинается с малого – с любви к тому месту, где живешь». (Л. Леонов)

Литература

1. Артемова Е. Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. №9.

2. Лебедева С. А. ,Ткаченко Е. Ю. Ознакомление с родным городом средствами музейной педагогики // Дошкольная педагогика. – 2013. №10.

3. Соколова Л. В. ,Некрылова А. Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М. ,2003.

5. Статья «Организация краеведческой работы» Гаврилко Наталья Николаевна, учитель истории ЗДУВР https://festival.1september.ru/articles/513975/

6. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя https://zanimatika.narod.ru/

6. Программа факультатива по краеведению «Мой край» Журавлева Галина Дмитриевна https://festival.1september.ru/articles/513978/

Публикации по теме:

Конспект занятия «Природа родного края» Природа родного края. Цель: закреплять знания о растительном и животном мире и водоёмах Иркутской области. Задачи: вызвать интерес к изучению.

Конспект НОД «Стихи поэтов родного края» Ход НОД В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм и подумать, о чем же.

Конспект занятия «Игрушка родного края» Тема занятия: «Игрушка родного края». Цель: Посредством самостоятельного творчества вызвать у детей интерес и любовь к искусству своего.

Сценарий литературной гостиной «Поэтесса родного края» «Поэтесса родного края». Цели: Познакомить детей с творчеством поэтессы родного города; -Формировать представление детей о поэзии; -Развивать.

ОД «Водоемы родного края» (старшая группа) ОД «Водоемы родного края» старшая группа Воспитатели: Лисицкая Р. В., Локк Г. С. Программное содержание: Образовательные: закреплять и уточнить.

Приобщение дошкольников к природе родного края. ПРОГУЛКИ В СЕНТЯБРЕ Прогулка 1 Цели : расширять представления о многообразии неживой природы; развивать умение устанавливать связи между.

Занятие-прогулка «Природа родного края» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25» Прогулка по теме: «Природа родного края» для детей.

Проект в старшей группе «Лучше нет родного края» «Ты вспоминаешь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал». К. Симонов Любовь.

Сообщение на педсовете «Знакомство детей с профессиями Ставропольского края» Ставропольский край — богатый регион, обладающий набором различных природных ресурсов и условий, имеющий достаточное количество трудовых.

Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края»Викторина для старшего возраста «Знатоки родного края» Цель викторины: Создание социальной ситуации развития в познавательно-речевой деятельности. Закрепление знаний детей о родном поселке, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Азбука родного края». Система работы по краеведению
Опубликовано: 26 марта 2016 в 22:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД