Сообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Наталья Аникина
Сообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Сообщение для педагогов

Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста

по речевому развитию

Речь одна из центральных, важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.

Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Действия взрослых в детском саду и в семье должны быть направлены на постепенное развитие у детей коммуникативной компетентности. Педагог может использовать вариативные формы организации детской деятельности. Это позволяет сделать жизнь детей в группе насыщенной и интересной. Все эти формы ведут к партнёрским отношениям между воспитателем и ребёнком.

Сообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Развитию любви к чтению у детей и потребности обращения к книгам как важным источникам информации будут способствовать не только целенаправленные действия взрослых и специальные ритуалы, связанные с книгой, но и окружающее пространство. Уголок для чтения должен быть чётко ограничен и привлекательно оформлен; в нём должны быть представлены книги разнообразных жанров, аудиоматериалы (игры, сказки, песни) и видеоматериалы, располагаться часто сменяемые выставки. Должна быть предусмотрена возможность брать книги домой. Рассматривание книжек с картинками относится к одной из самых эффективных форм развития речи в детском возрасте. По поводу вещей и событий, которые описываются посредством картинок и текста, возможны разнообразные формы речевого взаимодействия: простое называние картинок, определения с пояснениями, толкование и фантазирование. Темп коммуникации и стимулирования речи регулируется в зависимости от возможности ребёнка. Ребёнок постепенно сам сможет стать рассказчиком историй, сможет комментировать текст или картинки и связывать их с собственным опытом и с другими историями. Кроме того, дети при совместном «чтении» книжек с картинками попутно многое узнают. С помощью рассказывания и чтения вслух развиваются внимательное слушание, воображение и умение концентрироваться на информации, передаваемой чисто речевыми средствами. Дети постепенно учатся понимать «мир, о котором рассказывается», и представлять его, рассказывать о чём-то отвлечённом и абстрагироваться в речи от конкретной ситуации. Также они знакомятся с другим речевым уровнем, чем обычный разговор. В детской книге словарный запас намного богаче, чем в бытовом общении, например, там употребляется много имён прилагательных и более сложные грамматические формы. При рассказывании и чтении вслух дети узнают о структуре истории, композиции. Например, о том, что в историях есть действующие лица, с которыми что-либо происходит, и которые что-то переживают, или о том, что у истории есть начало и конец. Детей следует побуждать, не только рассказывать собственные истории, но и фиксировать их. Многие дети сами инициируют этот процесс и при помощи взрослых создают «настоящие» книги. При этом они узнают, как устная речь превращается в письменный текст, как строится история, решают, что они хотят запомнить, у них также имеется возможность для исправления истории. Истории, рассказанные детьми и записанные взрослыми, становятся текстами – исходным пунктом языкового развития.

Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – удачами, неудачами, домашними событиями, детскими обидами и достижениями. Новости не регламентируются, не селекционируются, не вытягиваются насильно. Новости принимаются как факт. Нигде и никогда не возникает столько поводов для общения, как вокруг и по поводу совместных интересных дел. Проекты и акции относятся именно к таким. Они возникают на основе и вследствие практической реализации реальных интересов и потребностей детей, что активизирует и интеллектуальные и физические ресурсы.

Традицией и даже культурой группы может стать ведение дневника. Личные дневники для ежедневной записи может вести каждый ребёнок группы. Нарисованные и записанные при помощи взрослых истории, будут обязательно прочитаны в течение дня. Слушая такие истории, дети приобретают опыт формирования и фантазирования. Кроме того, дети могут выбрать понравившуюся им историю и предложить автору поставить по ней «спектакль».

Модель трёх вопросов позволяет воспитателю получить первичную информацию о базовом запасе знаний детей по теме. Высказывания детей записываются без изменений. Уже вечером, к приходу родителей, заполненную модель трёх вопросов, вывешивается в приёмной. Тогда родители будут иметь представление об интересах своего ребёнка, чем дети будут заниматься в ближайшее время, о чём можно поговорить с ребёнком дома, какие материалы могут понадобиться для работы в детском саду. Важный момент, каждый ребенок ощущает значимость в общем проживаемом деле. Каждому предоставляется право на предоставление информации по теме, презентации продукта (плаката, книги, фотографии и т. д.)

Интервью и беседы с детьми. Дети любят делиться с взрослыми своими мыслями и идеями, если верят в их искреннюю заинтересованность и уважительность. Уделяя время тому, чтобы посидеть и послушать, как ребенок рассказывает об игре, художественном проекте или любимом двоюродном брате, воспитатель начинает лучше понимать его. Беседы с ребенком, как способ получения данных, нацелены на выявление субъективной составляющей его деятельности (чувства, эмоции, мотивы). Результаты интервью и бесед оформляются и размещаются в доступных для просмотра местах (приемной, в холлах д/с)

На самом деле источников информации для оценки ситуации в развитии ребенка достаточно много. Наряду с наблюдениями это могут быть информационные листы, модель трех вопросов, план тематического проекта, описание достижений детей, беседы с ребенком и членами его семьи, сведения из Портфолио ребенка, продукты детской деятельности. Использование продуктов детской любознательности и творчества. Тематическая азбука. Дети с удовольствием откликаются на предложение «придумать слова на определённую букву». В «Азбуку» записываются слова соответствующие теме проекта. Записи ведут сами дети. Некоторые дети ещё не умеют самостоятельно (по звучанию слова) писать слова им помогают взрослые. Написав слова предложенные ребёнком печатными буквами, даётся ему возможность скопировать.

Для развития коммуникативных навыков необходимо вовлекать детей в обсуждение ситуаций, возникающих в течение дня. Предлагать высказывать свою точку зрения по различным поводам: «Как вы думаете, куда солнышко спряталось?», «Какую кашу ты хочешь на завтрак?». Задавать дополнительные уточняющие вопросы для того, чтобы помочь ребёнку выделить суть в его высказываниях. Использовать «открытые вопросы» - такие, которые требуют развёрнутого ответа.

Таким образом, всё, чем заняты, сиюминутно заинтересованы или прочно увлечены дети, способствует овладению основами развития речи дошкольников в естественных условиях.

Публикации по теме:

Формы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста c ОВЗ в детском саду компенсирующего вида по ФГОСФормы работы воспитателя с детьми дошкольного возраста c ОВЗ в детском саду компенсирующего вида по ФГОС Мастерская художественного творчества «Берем веселые краски - рисуем сказки». Цель работы в творческой мастерской – сохранение.

Инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми В дошкольный период происходят важные процессы становления личности ребенка, стойкого интереса к занятиям физической культурой и спортом,.

Инновационные формы работы с родителями (из опыта работы) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад №13» «Инновационные формы работы с семьёй».

Групповые формы работы с детьми дошкольного возраста в социально-реабилитационном центре Основной формой организации обучения детей являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с Программой воспитания.

Инновационные формы работы с родителями в ОО Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Мастер-класс «Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста» МАСТЕР КЛАСС Тема. Нетрадиционные формы работы в освоении знаний по ФЭМП с детьми дошкольного возраста. (1 слайд) Цель. Представление опыта.

Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рукНетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук етрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики рук. Соколова А. П. воспитатель ГБДОУ № 11 Адмиралтейского.

Инновационные формы работы с родителями в ДОУ 1 слайд: «При общем согласии можно и глину в золото превратить». Эта древняя пословица как нельзя лучше подчеркивает то, что если педагогам.

Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционный прием рисования человека детьми дошкольного возраста» Конспекты занятий.Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционный прием рисования человека детьми дошкольного возраста» Конспекты занятий. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Эффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и учащимися школы вне занятийЭффективные формы работы с детьми дошкольного возраста и учащимися школы вне занятий Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического развития дошкольников, к их общекультурной.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • ПДД
Автор публикации:
Сообщение для педагогов: Инновационные формы работы с детьми дошкольного возраста по речевому развитию
Опубликовано: 30 марта 2016 в 10:09
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фото отчет о празднике «Для маленького человека лучший друг — библиотека»
Фото отчет о проведении праздника « Для маленького человека лучший друг библиотека» Педагога дополнительного образования Шелехиной Нины Сергеевны МДОУ...
Реализация познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»
Паспорт проекта «Весенние хлопоты Ёженьки» был опубликован ранее: http://www. maam....
Макет — лэпбук «Русская изба» авторы: Коробашкина Е. В., Ашурбекова В. В.
Дидактическое пособие макет - лэпбук «Русская изба» с наборами: утвари, посуды, мебели, кукол предназначено для детей 4-5 летнего возраста. Дидактическое...
Долгосрочный проект «Солнечное лето» (для среднего дошкольного возраста …)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 240» городского округа Самара ИНН 6318207777 КПП 631801001...
Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе. Тема: «Сказка...
Цель: Развитие речи детей средствами устного народного творчества. Программные задачи: 1. Формировать познавательную активность, приобщая малышей к...