Папки-передвижки

«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»

Ольга Фёдорова
«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»

Уважаемые родители, сегодня мы собрались с вами на очередном заседании нашего клуба, чтобы поговорить о развитии мелкой моторики.

Уровень развития движений ребёнка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание. Учёные доказали, что между общей двигательной системой человека и его речевой функцией существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между конкретными движениями рук и речевым центром мозга. Разнообразное действие руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребёнка. Главная суть речи – развитие у малыша функции общения с окружающим миром, способствуя его вхождению в социум. Тренинги мелкой моторики координируют органы речи, способствуют расширению словарного диапазона детей, формированию у них правильного произношения. Специалисты утверждают: за последние десять лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Неприятная тенденция! Чем же это можно объяснить? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Ещё совсем недавно взрослым, а вместе с ними детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и д. р. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины - кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Ведь даже современные игрушки и вещи устроены максимально удобно для их использования в повседневности, но не эффективны для развития ручной моторики. Сравните: не так давно, что бы зашнуровать ботинки, детям приходилось выполнять до десятка разных операций: определенным образом продевать шнурки в отверстия, затягивать их до нужного уровня, завязывать предназначенными для этой цели узлами и бантиками. Вот сколько действий предстояло выполнить только на одной стадии одевания! В настоящее же время одежда и обувь снабжены липучками и застёжками-молниями. Удобно? Да! Экономично? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей не дополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь оставляет пассивными клетки головного мозга. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ножниц, иголки, лопатки и д. р, застёгивание и расстегивание застёжек) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании развития ребёнка.

Публикация «„Клуб заботливых родителей“, Сообщение „Для чего необходимо развивать мелкую моторику“» размещена в разделах

Пальчиковыми играми можно начать заниматься с детьми от года и старше. От возраста зависит, какие игры уже можно предлагать и демонстрировать малышу, а какие чуть позже. Дети в возрасте от года до трех лет хорошо воспринимают игры, выполняемые с пальчиками одной руки. Дети от трех до четырех лет могут уже воспринимать игры, в которых задействованы обе руки. К четырем годам нормально развитый ребенок должен уметь сознательно выполнять упражнения нужной рукой, оставляя другую руку свободной, тем самым - дифференцированно управлять собственным мышечным напряжением и расслаблением.

Выполняя простые движения кистями и пальцами, комментируя их, ребенок снимает напряжение с языка и губ. Таким образом, пальцы рук помогают учиться говорить, особенно детям, испытывающим трудности при освоении речи. Игры не только развивают пальцы и речь, но и одновременно формируют многие личностные качества ребенка: его пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику.

Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе. Поскольку наряду с общей физической развитостью к детям предъявляется и особое требование: желательно, чтобы у них была хорошо развита мелкая моторика,т. к. школа при чтении и обучении к письму сразу дает большую нагрузку на глаза ребенка и на его кисти.

Кстати, помимо пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики, полезными являются занятия с разнообразными предметами: например, с мозаикой (мелкой и крупной,нанизывание колечек на пирамидки, перематывание ниток с одних клубочков на другие, различные виды конструкторов, шнуровки и многое другое.

Теперь я предлагаю перейти ко второй части заседания нашего клуба. И сейчас я познакомлю вас с некоторыми практическими упражнениями.

Для развития мелкой моторики рук, перед началом занятия, я использую упражнение для самомассажа. Эти упражнения помогают детям настроиться на работу. Существует несколько видов самомассажа. Самомассаж подушечек пальцев, с предметами и без предметов. Обычно упражнения сопровождаются чтением стихов.

Давайте вместе с вами попробуем сделать самомассаж. Для этого необходимо большой палец поставить на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая её. На каждую строчку стихотворения - разминание подушечки одного пальца. Затем смена рук.

Большой палец - дети любят всех зверей:

Указательный палец - птиц и ящериц, и змей,

Средний палец - пеликанов, журавлей,

Безымянный палец - бегемотов, соболей,

Мизинец - голубей и глухарей, Правая рука

Большой палец - и клестов, и снегирей.

Указательный палец - любят горного козла,

Средний палец - обезьянку и осла,

Безымянный палец - дикобраза и ежа,

Мизинец - черепаху и ужа.

Хорошо использовать массаж подушечек пальцев с предметами. Предметы вызывают у детей большой интерес и повышают работоспособность.

Упражнения с прищепками.

Берём бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый слог. Прищепки должны быть не тугие, чтобы не повредить пальчики детей.

Вот проснулся, встал гусёнок,

5 4 3 2

Пальцы щиплет он спросонок.

2 3 4 5

Смена рук

Дай, хозяйка, корма мне

5 4 3 2

Раньше, чем моей родне!

2 3 4 5

Массаж фаланг пальцев рук

Это упражнение учит детей слышать рифму, ударение, делить слова на слоги, что важно при обучению письму.

Направление массажных движений - от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог - разминание одной фаланги.

Левая рука. Правая рука.

По-пу-гай мизинец Са-мо-лёт мизинец

Во-ро-бей безымянный Теп-ло-ход безымянный

Пе-ли-кан средний Вер-то-лёт средний

Со-ло-вей указательный Вез-де-ход указательный

Пти-цы большой Транс-порт большой

Массаж ладоней рук. Для этого упражнения, хорошо использовать, мячи ёжики.

Упражнение, развивающее координацию движений кистей рук. «Китайские шары»

Берём пару шаров, кладём их в одну руку и без помощи второй руки стараемся обвести один мяч вокруг другого. После двустишия – смена рук.

Вы видали циркача? Кружит с видом знатока,

Мяч идёт вокруг мяча! Будто шмель вокруг цветка.

«Узловка»

Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше.

Лезет, лезет альпинист - По скале и по верёвке

В этом деле он артист. Он наверх залезет ловко!

«Сухие бассейны»

Делаем «сухой бассейн» с горохом или фасолью. В пластиковые вёдра или миски насыпаем горох или фасоль и, соответственно материалу, подбираем стихотворение.

ГОРОХ

В ведро насыпали горох Устроив там переполох,

И пальцы запустили, Чтоб пальцы не грустили.

ФАСОЛЬ

(на дне бассейна прячем игрушки от киндер-сюрпризов)

В ведре не соль, совсем не соль, На дне - игрушки для детей,

А разноцветная фасоль. Мы их достанем без затей.

Размяли наши пальцы, согрели руки. А теперь давайте выполним следующие задания.

«Колодец»

Цели и задачи: развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Развитие согласованных движений обеих рук.

Материалы: счетные палочки, спички.

«Модница»

Цели и задачи: формировать навыки действий со шнурком. Развивать тонкую моторику пальцев рук.

Материал: силуэт куклы, разноцветные ленточки, шнурки.

«Выложи по контору»

Цели и задачи: учить детей выкладывать нить по контору рисунка. Развивать соотносящие, дифференцированные движения пальцев рук.

Материал: контурные рисунки, нитки.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Практикум для воспитателей логогрупп «Су-джок терапия в коррекции детей-дошкольников» Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению: ребёнок, имеющий высокий уровень.

Развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Клуб заботливых родителей». Сообщение «Для чего необходимо развивать мелкую моторику»
Опубликовано: 6 января 2014 в 23:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД