Сообщение из опыта работы «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

Татьяна Кочнева
Сообщение из опыта работы «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода"

В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, что приводит к снижению уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое развитие. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно- методические рекомендации, позволяющие гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов: методиста, воспитателя, музыкального руководителя, узких специалистов.

Сейчас пришло время реализации комплексного подхода. Осталось найти «стержень», вокруг которого осуществлялось бы объединение всех видов деятельности. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование- это комплексная деятельность, учасники которой автоматически (без специального провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей взрослых в позицию когда человек сам разрабатывает для себя и другие новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъективная (исполнительная)форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбор адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из всех субъектов образования (детей и взрослых).

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В. Килпатрика).

Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю, другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес.

Содержание проектной детской либо детство - взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».

Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

-Заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми)

-Открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе,

-Согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Типы проектов в ДОУ.

Типы проектов отличаются разнообразием В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный, потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект - упражнение.

К концу XX в. Е. Полат (1999)характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:

- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

-По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

-По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник.

-По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

-По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

-По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Алгоритм действия.

1-й шаг-выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг- совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг-выполнение проекта детьми, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг-обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг- совместно с детьми определение перспектив проектирования.

На начальном этапе проекта «У матрешки русская душа» воспитатель вместе с детьми выделили проблему: утром он рассказывает детям об услышанном накануне вечером разговоре двух матрешек, живущих у ИЗО уголке. Матрешки горевали о том, что дети никогда не говорят о них, не знают как и где матрешка появилась на свете, не умеют украшать матрешек.

На втором этапе планирования воспитатель задает дошкольникам три вопроса: Что мы знаем о матрешке? Что мы хотим узнать? Сначала проводится общее обсуждение, воспитатель записывает все ответы на большом листе ватмана. Дети размышляют вместе с воспитателем над тем, кто бы им мог оказать помощь.

На этапе принятия решения воспитатель предлагает, обратиться за помощью в краеведческий музей «Гураненок».

Воспитатель связывается по телефону с воспитателем познавательного развития и договаривается о встрече. Воспитатель спрашивает: «Кто расскажет нам о способе украшения матрешек и научит их украшать?». Дети предлагают помощь воспитателя по ИЗО. Воспитатель подбирает информационный материал: книга и альбомы «История Крутца», «Полхов-Майдан», «Матрешки из Сергиев-Пасада».

На этапе выполнения проекта дети посещают музей, где попадают на день рождения матрешки и узнают «Библиографию Матрешки», знакомятся с выставкой матрешек. Длительность проекта две недели. На занятиях по ИЗО деятельности дети узнают технологию изготовления матрешек в селе Палхов- Майдан, знакомятся с элементами росписи матрешек из села Крутец, Полхов-Майдана,. Учатся их выполнять. В группе была организованна мастерская, где дети рассматривали альбомы, матрешек разной формы, по разному украшенных, совместно с воспитателем выполняют элементы росписи на различных формах, готовят деревянные заготовки: обрабатывают их жидким крахмалом, наносят графический рисунок элементов одежды, работают со словарем по темам «Крутец», Полхов-Майдан»,играют в дидактические игры с элементами росписи, расписывают цилиндры, затем расписывают деревянные матрешки красками. Дети совместно с родителями выполняют домашние задания.

На этапе защиты (презентации) проекта силами музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО деятельности, воспитателя познавательного развития было проведено комплексное занятие «Ярмарка»

На этапе оценки результатов воспитатель с детьми рассмотрели все поделки, выявили недочеты в их оформлении и решении не останавливаться на достигнутом и продолжать осваивать различные виды росписи матрешки, воспитателям было предложено провести аукцион матрешек, но дети решили оставить свои работы в музее «деревянной игрушки «- в группе.

Вывод: Коллективно проектировать можно : утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели (театральная, литературная, здоровья) проведения каникул.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно- транслируемые проекты (образовательные программы, концепции развития личности дошкольника).

Библиография.

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»

А. И. Иванова «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»

Л,Г,Нисканен, О. А. Шаграева, ЕюВ. Родина и др. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников», Журнал

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Все ранее опубликованные мои статьи Планирование экспериментальной деятельности в ДОУЦиклограмма деятельности в 1 младшей группеПрогулка с использованием проектного.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 11:10
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...
«Рыбка» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию. Лепка средняя группа.
Тема: Рыбка. Цель: Формировать умение лепить рыбку из глины природной. Задачи: Формировать умение детей приему оттягивания, сплющивания, передаче...
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Людям транспорт помогает» Цель: Систематизировать знания детей о транспорте. Задачи:...
Конкурс «Лучшая приёмная к Новому году»
В нашем детском саду прошёл конкурс "Лучшая приёмная к Новому году". Подготовительная группа "Звёздочки"подошла к этому творчески. Три девочки представили...