Сообщение из опыта работы «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

Татьяна Кочнева
Сообщение из опыта работы «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»

«Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода"

В настоящее время воспитательно- образовательный процесс в ДОУ характеризуется возрастанием объема интенсивности учебно-познавательной деятельности, что приводит к снижению уровня двигательной активности детей, отрицательно влияет на их эмоциональное и физическое развитие. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно- методические рекомендации, позволяющие гибко реализовать в режиме дня различные виды деятельности без увеличения количества занятий и их общей продолжительности.

Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов: методиста, воспитателя, музыкального руководителя, узких специалистов.

Сейчас пришло время реализации комплексного подхода. Осталось найти «стержень», вокруг которого осуществлялось бы объединение всех видов деятельности. Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование- это комплексная деятельность, учасники которой автоматически (без специального провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических.

Участие в проектировании ставит детей взрослых в позицию когда человек сам разрабатывает для себя и другие новые условия, т. е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя. Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная, субъективная (исполнительная)форма участия в жизни.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбор адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из всех субъектов образования (детей и взрослых).

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В. Килпатрика).

Одни проекты длятся короткое время (несколько часов, день, неделю, другие занимают месяцы или целый год. Идеи приходят из случайных замечаний, происшествий, вызвавших у детей интерес.

Содержание проектной детской либо детство - взрослой деятельности обусловливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами. Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Условно можно выделить четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности».

Выделенные уровни социальных связей дошкольника с окружающим миром стали определяющими в установлении содержательного компонента технологии проектирования в детском саду. При этом учитывается, что существенное значение для развития детей имеет рукотворный мир и в особенности игрушка. В них отражен социальный опыт общества. Именно поэтому они так важны в процессе социализации ребенка.

В процессе проектирования ребенок может выступать как заказчик или исполнитель и непосредственный участник от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперт.

В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самость», особенно когда необходимо:

-Заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми)

-Открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе,

-Согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Типы проектов в ДОУ.

Типы проектов отличаются разнообразием В. Килпатрик, например, называет четыре вида: созидательный (производительный, потребительский, решение проблемы (интеллектуальных затруднений) и проект - упражнение.

К концу XX в. Е. Полат (1999)характеризует проекты в соответствии с их типологическими признаками:

- По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

-По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

-По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник.

-По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

-По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

-По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Алгоритм действия.

1-й шаг-выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон.

2-й шаг- совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата.

3-й шаг- планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта.

4-й шаг-выполнение проекта детьми, дифференцированная помощь взрослых.

5-й шаг-обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач.

6-й шаг- совместно с детьми определение перспектив проектирования.

На начальном этапе проекта «У матрешки русская душа» воспитатель вместе с детьми выделили проблему: утром он рассказывает детям об услышанном накануне вечером разговоре двух матрешек, живущих у ИЗО уголке. Матрешки горевали о том, что дети никогда не говорят о них, не знают как и где матрешка появилась на свете, не умеют украшать матрешек.

На втором этапе планирования воспитатель задает дошкольникам три вопроса: Что мы знаем о матрешке? Что мы хотим узнать? Сначала проводится общее обсуждение, воспитатель записывает все ответы на большом листе ватмана. Дети размышляют вместе с воспитателем над тем, кто бы им мог оказать помощь.

На этапе принятия решения воспитатель предлагает, обратиться за помощью в краеведческий музей «Гураненок».

Воспитатель связывается по телефону с воспитателем познавательного развития и договаривается о встрече. Воспитатель спрашивает: «Кто расскажет нам о способе украшения матрешек и научит их украшать?». Дети предлагают помощь воспитателя по ИЗО. Воспитатель подбирает информационный материал: книга и альбомы «История Крутца», «Полхов-Майдан», «Матрешки из Сергиев-Пасада».

На этапе выполнения проекта дети посещают музей, где попадают на день рождения матрешки и узнают «Библиографию Матрешки», знакомятся с выставкой матрешек. Длительность проекта две недели. На занятиях по ИЗО деятельности дети узнают технологию изготовления матрешек в селе Палхов- Майдан, знакомятся с элементами росписи матрешек из села Крутец, Полхов-Майдана,. Учатся их выполнять. В группе была организованна мастерская, где дети рассматривали альбомы, матрешек разной формы, по разному украшенных, совместно с воспитателем выполняют элементы росписи на различных формах, готовят деревянные заготовки: обрабатывают их жидким крахмалом, наносят графический рисунок элементов одежды, работают со словарем по темам «Крутец», Полхов-Майдан»,играют в дидактические игры с элементами росписи, расписывают цилиндры, затем расписывают деревянные матрешки красками. Дети совместно с родителями выполняют домашние задания.

На этапе защиты (презентации) проекта силами музыкального руководителя, воспитателя по ИЗО деятельности, воспитателя познавательного развития было проведено комплексное занятие «Ярмарка»

На этапе оценки результатов воспитатель с детьми рассмотрели все поделки, выявили недочеты в их оформлении и решении не останавливаться на достигнутом и продолжать осваивать различные виды росписи матрешки, воспитателям было предложено провести аукцион матрешек, но дети решили оставить свои работы в музее «деревянной игрушки «- в группе.

Вывод: Коллективно проектировать можно : утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели (театральная, литературная, здоровья) проведения каникул.

Творческие группы специалистов способны разрабатывать системные и системно- транслируемые проекты (образовательные программы, концепции развития личности дошкольника).

Библиография.

Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ»

А. И. Иванова «Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ»

Л,Г,Нисканен, О. А. Шаграева, ЕюВ. Родина и др. «Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников», Журнал

Публикации по теме:

План МО для воспитателей по проектной деятельности План работы методического объединения воспитателей ДОУ Александровского района на 2012-2013 учебный год Тема: «Использование проектной.

Все ранее опубликованные мои статьи Планирование экспериментальной деятельности в ДОУЦиклограмма деятельности в 1 младшей группеПрогулка с использованием проектного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки
  • Фрукты и ягоды
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Комплексный подход к развитию познавательной деятельности через организацию проектного метода»
Опубликовано: 13 февраля 2013 в 11:10
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...