Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование экологического мышления у дошкольников посредством сказки»

Алёна Куржумова
Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование экологического мышления у дошкольников посредством сказки»

Сообщение из опыта работы

на тему:

«Формирование экологического мышления у дошкольников через сказки».

Экологическое воспитание включает в себя творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологические сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления о природе. Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом. Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

Экологические сказки, в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Авторских сказок с экологическим содержанием немного. От других сказок их отличает, прежде всего, то, что они несут в себе достоверную научную информацию. Авторы в интересной сказочной форме дают детям представления: о закономерностях природы; о том, что нарушение закономерностей в природе может привести к беде; об отдельных особенностях поведения и жизни различных представителей животного и растительного мира.

Совместно с родителями и детьми придумали множество экологических сказок. Составляя такие сказки, соблюдали следующие принципы:

- содержательной основой сказки является познавательно-экологическая, а не развлекательная информация;

- в сказках действуют реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (речью, мыслями, поступками и пр.);

- главное - вызвать у детей любовь, интерес, положительное отношение к героям сказки, ведь если малышам будет симпатичен герой, то они легче и лучше усвоят все, что с ним будет связано.

Особенность таких сказок заключается в том, что все проблемы, приключения героев связаны с познанием реальных предметов, явлений и закономерностей нашего большого мира.

В каждой отдельной истории сказочные персонажи:

- сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным, и в процессе знакомства открывают для себя много нового;

- попадают в трудную ситуацию и, преодолевая ее, получают много новых сведений;

- встречается с очень интересным собеседником, который в своих рассказах передает новую информацию.

При этом очень важно выразительно, ярко, образно, эмоционально описывать в сказке возникновения познавательной потребности и интересов у главных героев. Тогда ребенок, сопереживая герою, сам проникается интересам к описываемым событиям.

Отметили, что у ребенка после прослушивания сказок возникает желание увидеть эти явления или объекты природы на прогулке, экскурсии, рассказать о них родителям и другим детям, сделать что-то самим, чтобы помочь природе. На наш взгляд, это является важным результатом.

Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Эту группу сказок можно разделить на две категории: сказки, созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями; сказки, созданные на основе личного творчества. Для сочинения сказки ребенку необходимо владеть экологическими представлениями, знаниями о животных и растениях. В сказке ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям и явлениям.

Чтение экологической сказки может быть отдельной формой в работе по экологическому воспитанию детей и может интегрировать с другими областями образовательной деятельности экспериментирование, беседы, наблюдения, театрализованную деятельность. Часто эти формы могут быть объединены какой-то одной темой. Например, «Жизнь диких животных», «Деревья в разное время года», «Как готовится природа к зиме» и другие.

Особое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализации, так как считаю, только прочувствовав героя, проиграв его жизнь, озвучивая голоса, окунувшись в проблему и найдя выход у ребенка появится связь с окружающим миром. Совместно с детьми мы поставили спектакли: «Осенний переполох», «Веснянка», «Стрекоза и муравей», «Подарок для мамы».

Сюрпризным моментом в образовательной деятельности использую приход сказочного героя, который просит оказать ему помощь или ставит детей перед проблемной ситуацией, что повышает познавательный интерес у воспитанников и позволяет получить ответы на вопросы.

Часто дети хотят нарисовать рисунки к прослушанным сказкам, так в группе появились самодельные книжки сказок о природе. Родители тоже подключились к сочинению познавательных сказок. Дети с удовольствием рассказывают сказки, сочиненные дома с родителями и рисуют к ним иллюстрации.

В группе ребята сами сочиняют сказки по знакомым для них природным явлениям, для того чтобы рассказать малышам. Сочиняем сказки обычно в вечерний отрезок времени, предлагаем детям сюжет, вместе уточняем и узнаем в энциклопедиях данные о растительном, животном объекте и сочиняем сказку. Сказки у нас есть коллективные и индивидуальные.

Разыгрывая небольшие спектакли кукольные и драматические, мои воспитанники в качестве гостей приглашают ребят из других групп. Ребята оттачивают свои актерские способности, стремятся проявить себя при проигрывания какого-либо образа. Ребенку ближе образы экологических объектов, чем человеческие личности и кризис их отношений. Дети с удовольствием изображают цветы под солнцем, деревья на ветру, ведущих разговор птиц и т,д. Использование экологического сюжета сказок в театрализованной деятельности дошкольников, позволяет сделать этот процесс интересным для детей и потому результативным.

По результатам диагностического обследования 35% выпускников обладают высоким уровнем освоения экологических представлений, 60% средний уровень и 5% низкий. Таким образом, на основе знаний, которые дети получают через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Прикреплённые файлы:

2_vdihs.pptx | 11473,23 Кб | Скачан: 177
 
Публикации по теме:

«Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы» Сегодня у нас в школе проходили открытые мероприятия в рамках реализации проекта Европейской комиссии посвященные теме "Экологического воспитания".

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание» СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Экологическое воспитание» Ст. воспитатель: Бочанская Наталья Васильевна. Воспитатели: Цунаева Светлана Вячеславна,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Времена года и погода
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование экологического мышления у дошкольников посредством сказки»
Опубликовано: 6 мая 2013 в 13:25
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД по рисованию с натуры со старшими дошкольниками Тема: «Осенние листья».
Конспект НОД по рисованию с натуры со старшими дошкольниками Тема: «Осенние листья». Задачи: 1. Учить детей рисовать с натуры, передовая форму и окраску...
Массажный коврик, или «дорожка здоровья» своими руками. Мастер-класс.
Ортопеды рекомендуют массажные коврики для профилактики плоскостопия. Массаж стопы способствует развитию организма малыша, повышает иммунитет, снимает...
Фотоотчет. «Игрушки для ёлки мы делали сами»
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Праздник в детском саду «Карнавал»
Фото отчет праздника "Карнавал" в средней группе. На преддверии праздника Старого Нового года в нашем детском саду состоялся карнавал. Для каждого ребенка...
Фототчёт творческих работ по рисованию в технике «пуантилизм»
Формирование творческой личности, наиболее полное её раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО. Эффективным...