Сообщение из опыта работы «Организация русских народных праздников в детском саду»

Эдита Серебрякова
Сообщение из опыта работы «Организация русских народных праздников в детском саду»

Сообщение из опыта работы

«Организация русских народных праздников в детском саду»

Разработано музыкальным руководителем

МБДОУ «Вознесенский детский сад № 5»

Серебряковой Эдитой Вячеславовной

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур.

Издревле человек строил свою жизнь в соответствии со сменой времен года, и народный календарь, который складывался веками и включал все наблюдения человека за природой. Когда на Русь пришло христианство, оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило ее. Обряды, сельскохозяйственные работы были приурочены к определенным дням и находились под покровительством христианских святых. Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.

В своей работе использую ряд программ, направленных на ознакомление детей с народной праздничной культурой, таких как: «Приобщение детей к русской народной культуре» О. Князевой и М. Маханевой. Программа направлена на активное приобретение детьми дошкольного возраста (3-7 лет) культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

В системе музыкального дошкольного воспитания русская традиционная культура представлена песнями, попевками, играми, хороводами. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры.

Народные праздники по своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и детей и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности.

Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что необходимо формировать нравственно-эстетические чувства, воспитывать любовь к Родине.

Актуальность темы моего опыта работы заключается в том, что изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живем. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. На мой взгляд, именно система знаний, представленных в опыте работы поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры, национальных традиций русского народа и родного края.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся – теряются ориентиры движения вперед, снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создать максимально благоприятные условия для их развития.

Кроме этого постепенно углубляются и усложняются знания и представления ребенка о конкретно-исторических, бытовых, природных явлениях и понятиях. Выстраиваю взаимосвязь изучаемого материала с сезонными и временными особенностями, праздничными датами, с крестьянским земледельческим календарем, использую наглядность, сочетаю интеллектуальную и творческую активность ребенка.

В своем опыте работы я наметила следующие приоритеты:

1. Окружающие предметы, воспитывающие чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2. Широко использую все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Основное место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируется накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Основными критериями результативности являются:

1. Проявление у ребенка познавательного интереса к культуре и истории русского народа. Дети стали чаще задавать познавательные вопросы: «почему?», «зачем?», «как?».

2. Дети овладели элементарными навыками использования информации для реализации своих познавательных интересов и потребностей.

3. Активно участвуют в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках.

4. Умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему русского народного творчества.

Опираясь на вышеперечисленные критерии, отметила положительные результаты в развитии познавательной деятельности дошкольников: за три последние года работы с детьми возросло количество детей с высокой степенью развитости по народной праздничной культуре. Расширены представления о ценности народной музыкальной культуры в духовном мире человека через народные танцы, в которых дети черпают русские нравы и обычаи и русский дух свободы творчества, хороводы, песенное творчество; увеличился интерес и желание детей и родителей к участию в народных праздниках.

В своем опыте работы я опиралась на духовно-нравственный потенциал отечественных традиций. Использовала разнообразные виды и формы: беседы, театрализованные представления, досуги, развлечения, праздники, посиделки.

Являюсь членом творческой группы по разработке проекта ДОУ «Приобщение к истокам к русской народной культуре».

Составила и апробирую блочное планирование по ознакомлению детей с народной праздничной культурой в различных видах музыкальной деятельности. Для этого подобрала репертуар для всех возрастных групп. Составила картотеку народных игр, песен, хороводов, закличек, используемых в народных праздниках, собираю фонотеку народных мелодий.

Разработала проект совместно с воспитателем старшей группы по ознакомлению детей с русской народной праздничной культурой. В соответствии с планом составлены сценарии праздников, развлечений. Народные праздники представляют собой единое праздничное действие и детей и взрослых.

Основные цели и задачи:

Цель: Формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории и жизни русского народа.

Задачи:

1. Создать систему работы по приобщению детей к народной культуре, через народные праздники.

2. Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству.

3. Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа.

4. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс. Знакомство и проведение народных календарных праздников, их обычаями и традициями.

5. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

6. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

7. Формировать систему знаний о русской народной праздничной культуре и истории.

8. Создавать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детей.

Разработан системный подход к проведению календарных праздников в ДОУ. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: «Осенние посиделки», «Масленица», «Зимние колядки» и др. Активными участниками которых являются взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора. Произведения соответствуют содержанию праздника, высокохудожественные, интересные и доступные для детей. Главным показателем успешности праздника является эмоциональная окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям.

Я стараюсь составлять сценарии праздников, которые доставляли бы детям настоящий праздник, вызвав бурю эмоций и чувств. Только возвращение к русскому фольклору, к его истокам, народным традициям и православным праздникам поможет нам противостоять бездуховности современного мира.

Публикации по теме:

Из опыта работыИз опыта работы Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Плахтеева Наталья Евгеньевна. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники.Воспитание чувства патриотизма у дошкольников через русские народные праздники. У нас в детском саду сложилась система по ознакомлению детей с русскими народными традициями и праздниками. Это направление постепенно стало.

Библиотека изображений:
  • Иллюстрации
  • Одежда, обувь
  • Искусство
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Организация русских народных праздников в детском саду»
Опубликовано: 15 февраля 2013 в 16:54
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...