МААМ-картинки

Сообщение из опыта работы «Развиваемся вместе. Школа молодого родителя»

Инесса Канина
Сообщение из опыта работы «Развиваемся вместе. Школа молодого родителя»

Родителями наших дошкольников бывают люди самых разных возрастов.

Наибольшая группа состоит из молодых родителей (люди до 30 лет, однако и 35-45 летние родители тоже не редкость.

Ежедневное общение с родителями детей, посещающих ДОУ, осуществляем мы - воспитатели групп. Наблюдая и анализируя практику этого общения, я сделала вывод, что не всегда взаимодействие педагогов с родителями эффективно и направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка. К числу этих недостатков можно отнести относительную стихийность этих контактов, которые складываются из:

Публикация «Сообщение из опыта работы „Развиваемся вместе, Школа молодого родителя“» размещена в разделах

Обращений родителей к воспитателю с вопросами о ребенке;

Обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы ДОУ.

Общения по другим поводам, не связанным с ребенком.

Все общение с родителями имеет ряд особенностей:

• Разные родители с разной частотой обращаются к воспитателю, в результате одни из них общаются чуть ли не каждый день, другие практически не общаются, и это остается вне поля внимания педагога;

• Многих родителей прежде всего интересует, что и как ел ребенок, и лишь потом – его успехи на занятиях; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты индивидуального развития ребенка, пути формирования личности;

• Воспитатели чаще всего обращаются к родителям в случаях негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогами вообще, поскольку каждое их обращение связано с какой-либо неприятной ситуацией;

• Воспитатели просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата. Родители при этом нередко демонстрируют агрессивную – в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение.

В некоторых случаях проблема непонимания и безразличия может возникнуть и по причине неправильного поведения самого педагога:

• Воспитатель не всегда умеет психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;

• Значительное время занимает общение воспитателей с родителями на отвлеченные темы;

• Не всегда правильно выбирают стиль общения с родителями. Нередко устанавливается традиция обращения на «ты» и по имени (особенно это касается в работе с молодыми мамами и папами)

• не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду. В конечном счете, это вредит репутации самого педагога, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.

Учет психологических знаний педагога о возрастных особенностях не только детей, но и родителей, знаний о психологических механизмах взаимодействия с людьми разного возраста могут помочь воспитателю, специалистам ДОУ предотвратить трудности общения и взаимодействия с ними.

Какие же они, молодые родители? – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Молодые родители достаточно образованны. У них есть доступ к педагогической информации, которая буквально «обрушивается» на них из разных источников: теле- и радиопрограмм, популярной литературы и периодической печати, сайтов Интернета, не предполагающая обратной связи, не учитывая специфику семейного воспитания конкретного ребенка, особенности данной семьи, да и пользуются родители этим бессистемно.

Представление о том, что для воспитания нужны специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части современных родителей. Большинству свойственно думать, что воспитание идет на интуитивном уровне, и порой взрослые ведут себя так, словно любой из них будет прекрасным родителем, стоит только родить ребенка.

Мы сталкиваемся и с низкой компетентностью родительского (материнского, в частности) поведения. Сложность в том, что в ДОУ приходят также семьи с запущенными жизненными ситуациями. Большинство из них живут, накапливая проблемы, живут, как живется («так жили родители, и ничего, выжили»).

Таким образом, взаимодействие с молодыми родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Итак, уважаемые коллеги,

1. Какие, на Ваш взгляд, основные задачи стоят перед группами раннего возраста с молодыми родителями? (а я бы выделила такие направления деятельности как)

• Изучение семей детей

• Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения

• Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

• Просвещение молодых родителей в области педагогики и детской психологии

2. А какие же формы и методы мы будем использовать в работе с молодыми родителями?

У вас на столах лежат картинки, на обратной стороне которых необходимо написать формы работы с родителями.

1 команда перечисляет формы взаимодействия с молодыми родителями;

2 команда – с опытными родителями.

(работа в командах)

Давайте прочитаем эти формы.

У нас получился легкий, почти диетический салат, приготовленный для молодых родителей и питательное, очень вкусное блюдо под названием (отгадывают).

3. С формами работы мы определились. А над содержанием общения с родителями мы подумали?

И здесь нам поможет такая форма взаимодействия как мозговой штурм.

(отвечаем быстро) :

- Кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребенка? (Семье.)

— В каких областях знаний должен быть компетентен (силен) педагог для полноценного общения с родителями? (Медицина, педиатрия, физиология, психология, педагогика, риторика.)

— Назовите законодательные документы, в которых обозначена приоритетная роль семьи в воспитании ребенка. (Конституция РФ, Закон об образовании, Конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс.)

Нормативно-правовую базу мы перечислили, а знаем ли мы, и родители тоже, ее содержание?

Перед вами лежат выдержки из различных документов. Попробуйте определить, к кому они относятся – к педагогам или родителям!

• Являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте (ст. 18 закона «Об образовании»).

• Несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61).

Обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65).

• Обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65).

• Обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья детей.

• Обеспечивают интеллектуальное, личностное и физическое развитие ребенка.

• Осуществляют необходимую коррекцию отклонения в развитии ребенка.

• Приобщают ребенка к общечеловеческим ценностям.

4. Использование художественного слова – любимая форма педагогического взаимодействия при организации работы не только с детьми, но и родителями.

Выберите наиболее подходящие пословицы и поговорки, которые лежат у вас на столах.

Воспитатель детского сада – это:

• а) «Добрая лошадка всех свезет»

• б) «Без матки пчелки – пропащие детки»

• в) «И швец, и жнец и на дуде игрец».

Работа с родителями – это :

• а) «Бумага некупленная, письмо домашнее»

• б) «В добрый час молвить, в худой промолчать»

• в) «По способу пешего хожденья»

Воспитать детей – значит:

• а) «Служить семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет»

• б) «Перемелется – все мука будет»

• в) «Наказом воевода крепок».

Обучать детей – это значит:

• а) «Что посеешь – то и пожнешь»

• б) «Была бы нитка, дойдем и до клубка»

• в) «В дорогу идти – пятеры лапти сплести

Не зря говорится, что пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Они помогают нам принять правильное решение, объяснить наши поступки, коротко, а иногда с юмором ответить на сложный вопрос.

5. Нередко молодые родители считают себя правыми во всем. И поставить их в похожую ситуацию, попробовать ее проанализировать с разных точек зрения – очень эффективное средство воздействия.

Давайте и мы попробуем разобрать некоторые педагогические ситуации.

Педагогические ситуации:

1. Малышу купили игрушку и дали ребенку - пусть играет! Но ребенок подержал ее в руке, а затем… забыл о ней. «Не понравилась», - считают родители и покупают малышу еще и еще игрушки. Однако вскоре они убеждаются, что, несмотря на то, что игрушек много, ребенок все же почему-то не играет ими. Почему? Делают вывод: «Наш ребенок не любит играть» — и поэтому не стараются развивать игровую деятельность малыша.

Другие же родители считают, что, наоборот, малыша надо все время занимать игрой, они ни на минуту не отходят от него. То мама показывает, как бежит и лает собачка, то папа заводит игру с мячом, то бабушка звенит погремушкой.

Кто же из родителей прав? Те, которые не считают нужным поиграть с малышом, или те, которые постоянно забавляют его? Надо ли учить ребенка играть? Как поступаете вы?

2. Из разговора двух молодых мам : “Моя Алена (2года 10 мес) росла спокойной и послушной девочкой. С удовольствием ходила к бабушке. А сейчас как подменили: упрямая, говорит капризным голосом, отказывается делать то, что любила раньше. Услышав, что мы собираемся к бабушке, забастовала – ей уступили. Но она не успокоилась, ведь к бабушке ей на самом деле хотелось.

В другой раз попробовали настоять на своем. Но она тоже расплакалась, повторяя: “Не хочу, не пойду”.

Что случилось с девочкой. Объясните причину.

Спрогнозируйте возможное поведение родителей.

6. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Клуб – наиболее подходящая форма работы с молодыми родителями, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и семьи.

Для установления более тесного сотрудничества с молодыми семьями в вопросах обучения, воспитания и развития детей раннего возраста в нашей группе организован семейный клуб «Малышок». Этот клуб для любящих родителей, отдающих душу и сердце воспитанию детей.

Основная цель создания семейного клуба «Малышок» - установление сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей раннего возраста, расширение форм работы с родителями, обеспечение социализации детей раннего возраста и их адаптации к поступлению в ДОУ.

Основные задачи семейного клуба «малышок» :

• решение проблемы адаптационного периода, подготовка детей к посещению ДОУ;

• вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической грамотности;

• установление контакта с семьёй, оказание помощи родителям в преодолении барьера недоверия к дошкольному учреждению.

Основные направления работы семейного клуба «Малышок» оказание медико-психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста;

• пропаганда положительного опыта семейного воспитания;

• повышение педагогических знаний родителей детей раннего возраста;

• популяризация деятельности ДОУ среди населения города;

• адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ;

• профилактика и лечение заболеваний, оздоровление детского организма.

Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Главная особенность работы клуба – применение практических методов и приемов, использование деятельностного подхода, учет индивидуальных особенностей семей и молодых родителей.

Примерная тематика встреч: «Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ», «Особенности общения с детьми раннего возраста», «Расти здоровым малыш», «Игры для малышей», где были организованы: игры - занятия во время визитов в группу; практикумы по организации игр с детьми в домашних условиях; тренинги по общению с дошкольниками, практические занятия по формированию КГН. Для самых занятых организовано Интернет-общение. Нами создана группа для общения с родителями в Контакте («Малышок» МБДОУ №30, в которой активно принимают участие не только молодые, но и более опытные родители.

Практика показала: родительский клуб способствует сплочению родительского коллектива, росту доверия и активности родителей, снижению их тревожности, связанной с приходом в ДОУ, а, следовательно, более легкой адаптации ребенка, более эффективному развитию малыша, выстраиванию последовательной политики взаимодействия с ним в д/с и дома.

В заключении хочу сказать: правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков.

Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместной работе. И я надеюсь, что те формы работы, которые мы применяли сегодня, будут полезны и в вашей педагогической деятельности. Спасибо.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы (из опыта работы) «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей средней группы». Сообщение из опыта работы. Володина Елена Васильевна «Сюжетно-ролевые игры в развитии.

Школа молодого педагога — одна из эффективных форм работы с молодыми воспитателями «Школа молодого педагога» (методические рекомендации) Автор составитель: Колмакова Наталья Анатольевна Воспитатель первой квалификационной.

Сообщение из опыта работы «Метод проектов в ДОУ» (из опыта работы воспитателя средней группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида д/с.

Сообщение из опыта работы «Детское экспериментирование как средство развития познавательной сферы детей» Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании.

Сообщение из опыта работы «Патриотическое воспитание детей средствами музейной педагогики» Патриотическое воспитание детей через музейную педагогику «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви.

Сообщение из опыта работы «Реализация национально-культурного компонента посредством музейной педагогики» Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, это отражено в основной образовательной программе.

Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования (из опыта работы) Взаимодействие с социумом как фактор повышения качества дошкольного образования. В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Сообщение из опыта работы «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ» "Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ"(Сокращённый вариант) (Безопасность — это “Состояние защищенности.

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему «Организация работы воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС» В тексте стандарта (п. 1.4) прописаны основные принципы дошкольного образования. Данные принципы воспитатели нашего дошкольного учреждения.

Эссе на тему «Из опыта работы молодого педагога-психолога» Скоро будет восемь лет с тех пор как я начала работать с детьми и почти год с несовершеннолетними. За это время перед глазами прошла сотня.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Развиваемся вместе. Школа молодого родителя»
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 19:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД