Сообщение из опыта работы по теме «Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей в коррекционно-воспитательной работе с детьми»

Наталья Викторовна Десятова
Сообщение из опыта работы по теме «Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей в коррекционно-воспитательной работе с детьми»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 комбинированного вида»

«Взаимосвязь учителя логопеда и родителей в коррекционно-воспитательной работе с детьми»

(из опыта работы)

Учитель-логопед: Десятова Наталья Викторовна

г. Исилькуль 2013 г.

Обновление системы дошкольного воспитания невозможно без тесной взаимосвязи между детским учреждением и семьей. Семья не может быть только частным делом. Для ребенка это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь проходит социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность

В последние годы уделяется большое внимание укреплению семьи, но вместе с тем все чаще звучит обоснованная тревога по поводу недостаточного участия родителей в жизни своих детей.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат и в коррекционной работе.

Для того чтобы коррекционно-воспитательная работа была результативной, необходимо объединение усилий педагога и родителей, создания особой формы общения между ними.

Изучая современную семью, мы можем убедиться в существовании двух основных моделей общения в схеме «взрослый-ребенок».

1-я модель: дисциплинарное общение, его способами являются: наставление, запрет, требование, угроза, окрик, наказание. Поведение ребенка в этой модели:

- отрицательная реакция на требование взрослого;

- отказ выполнять требование или покорность;

- проявление негативизма и невротизма у детей.

Результат такого общения – дети растут боязливыми, несмелыми, безынициативными.

2-я модель: личностно-ориентированное общение. Способы общения: понимание состояния, настроения ребенка, признание его просьб, желаний; принятие его как личности, учет индивидуальных особенностей, интересов, способностей.

Результат общения:

- развивается свобода мышления ребенка, его воображение;

- исчезает страх перед неудачей, насмешкой.

Таким образом, при 2-й модели общения достигается та цель, которую ставит перед нами общество – воспитание всесторонне развитой личности. Именно этой модели общения необходимо обучить родителей. А чтобы установить взаимосвязь между общественным и семейным воспитанием необходимо педагогическое просвещение родителей.

В содружестве детского учреждения и семьи мы используем методику контактного взаимодействия педагогов с родителями, которая состоит из нескольких стадий работы.

1-я стадия Поиск контактов при первой встрече. Здесь необходимо проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, объяснить их задачи, которые содержаться в создании в семье условий благоприятных для общего и речевого развития ребенка; проведение целенаправленной и систематической работы по речевому развитию детей и необходимой коррекции его недостатков. Очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение авторитетно для ребенка, в во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

На 2-й стадии обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркнуть его неповторимость и индивидуальность, с которыми надо считаться. Можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка. На этом этапе работы проводится родительское собрание. Логопед знакомит родителей с результатами обследования и дает подробную характеристику общего и речевого развития каждого ребенка. Важно в доступной и понятной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, показать степень отставания от нормы и необходимости совместных усилий в преодолении данного дефекта. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации.

3-я стадия Установление общих требований к воспитанию ребенка.

От педагога требуется побудить родителей высказывать свой взгляды на воспитание своего ребенка, назвать используемые методы, внимательно выслушать мнение родителей, даже если оно ошибочно, не опровергать, а предложить свои способы воздействия, призвав объединить усилия для выработки единых требований.

4-я стадия Упрочение сотрудничества в достижении общей цели.

При этом, согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. возможны споры, разногласия, важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. На этой стадии проводятся дни открытых дверей, на которые приглашаются те родители, у которых в процессе работы возникли затруднения. В работе с родителями широко используются вспомогательные средства:

- специальные «логопедические уголки»;

- информационные стенды;

- тематические выставки книг.

В приемной размещается полезная информация, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. В качестве справочного материала вывешиваются статьи специалистов из разных материала вывешиваются статьи специалистов из разных журналов, книг, газет, конкретные советы и рекомендации по развитию речи.

5-я стадия Реализация индивидуального подхода.

Педагог не демонстрирует свою всесильность и непогрешимость, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных. в том числе и на перевоспитание ребенка.

Для этой цели проводятся открытые логопедические занятия, где родители знакомятся с основными приемами обучения, подбором наглядно-иллюстративного и речевого материала.

Каждую неделю родители получают логопедическую тетрадь домой, в которой они имеют возможность закрепить с ребенком речевой материал, полученный на логопедических занятиях.

6-я стадия Совершенствование педагогического сотрудничества.

На этой стадии не происходит разделения взрослых на педагогов и родителей, т. к. работа идет в тесном сотрудничестве, где у родителей уже есть элементарные педагогические знания. Для пополнения знаний в помощь родителям используются специальные стенды, на которых вывешивается тот материал, который необходим для решения конкретной проблемы возникшей во время воспитательной работы.

Таким образом, мы стараемся влиять на родителей, включать их во все формы работы с ребенком и детским садом. Однако практика показывает, что мы еще недостаточно используем возможности родителей, а это значит – надо искать новые методы и формы работы с семьей, укреплять творческий союз педагогического коллектива и родителей.

Публикации по теме:

Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 Коррекционно-развивающая работа в МДОУ №31 комбинированного вида «Рябинка» г. Воскресенка Московской области В нашем дошкольном учреждении.

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями подготовительной группы .

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы по теме «Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей в коррекционно-воспитательной работе с детьми»
Опубликовано: 17 мая 2013 в 18:16
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Белоснежные деревья, словно в сказочном лесу…» Рисование с детьми раннего возраста
Зима… первое слово, которое приходит на ум -красота! Пейзаж за окном словно в сказке -дома, припорошённые белым снежком, с расписными узорами на...
Проект для старшей группы «Скоро-скоро Новый год»
Проект для детей старшей группы «Скоро -скоро Новый год» Вид проекта: информационно – познавательный, творческий Участники проекта: дети старшей группы,...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на...
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во 2 младшей группе на тему «В гостях у мишки». Воспитатель: Шепель Г. И. Задачи: 1....
Конспект НОД по аппликации (обрывная аппликация) «Осенние деревья». В рамках проекта...
Цели и задачи: Продолжать учить составлять композицию по тексту используя технику обрывной аппликации. Закреплять умение подбирать цвета в зависимости от...