Папки-передвижки

Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе (из опыта работы)

Елена Ербаева
Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе (из опыта работы)

Современная система дошкольного образования ориентирована на развитие личности ребенка и ведущими принципами дошкольного образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту выступают принцип поддержки специфики и разнообразия детства, принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии, принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей, принцип уважения личности ребенка.

Публикация «Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе (из опыта работы)» размещена в разделах

Исходя из данных принципов и целевых ориентиров дошкольного образования, достижение поставленных задач во многом обуславливается характером взаимодействия, которое складывается между участниками образовательного процесса. Приоритет отдается личностно-ориентированному взаимодействию, под которым подразумевается принятие и поддержка индивидуальности ребенка, его интересов, потребностей, развитие творческих способностей детей, самостоятельности, забота об эмоциональном благополучии.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Наблюдая поведение и реакции детей одного возраста, находясь на одном и том же этапе развития, можно увидеть, что каждый из них индивидуальность. Индивидуальность ребё нка зависит от:

• Врожденных биологических задатков;

• Влияние среды, в которой живет ребёнок;

Личной активности ребёнка;

• Воспитательного воздействия окружающих людей.

В соответствии с этим, главным в своей работе считаю научить детей следующим важным умениям:

1. Самостоятельно приобретать новые и творчески использовать имеющиеся знания. «Основное внимание уделяю не столько результату, сколько процессу усвоения детьми знаний, умений, навыков, в ходе которого они открывают для себя технологию поиска новых знаний и усвоения новых навыков».

2. Принимать самостоятельные и ответственные решения.

3. Планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать её результаты. «В конце занятия побуждаю детей высказывать своё личное мнение по таким вопросам как : «Что на занятии вам запомнилось больше всего и почему? Что было особенно трудно? Почему? Что было легко и почему?». Тем самым проявляю уважение к индивидуальным интересам и потребностям детей, помогаю им научиться рефлексировать свою деятельность.

4. Принимать ответственность за себя и своё окружение. Строить с другими людьми отношения.

5. Сотрудничества. Стремится научить каждого ребёнка ощущать себя частью коллектива, уважительно относиться к индивидуальным интересам и потребностям других детей.

Личностно-ориентированное взаимодействие является важнейшим условием развития личности ребенка, становление его как субъекта деятельности и общения, развитие личностных качеств. В образовательном процессе личностно-ориентированное взаимодействие реализуется через ряд приемов, которые объединяясь в группы образуют целостные технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Приемы личностно – ориентированного взаимодействия

прием «Расклад» - воспитатель должен знать положительные и отрицательные качества ребенка, но ставку делать только на развитие положительных;

прием «Научи меня, пожалуйста» - может использоваться для реализации такой формы сотрудничества, как наставничество: ребенок учит взрослого делать то, что сам уже умеет делать. Взрослый прилежно учится, если ребенок согласился стать его наставником;

прием «Помоги» - потребность в своей значимости ребенок может реализовать, помогая игрушкам решать их проблемы;

прием «Заражение» - передача эмоционального состояния от одного индивида к другому;

прием «Все вместе» построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе;

прием «Отвлечение», направленный на отвлечение ребенка от горестных переживаний игрой, наблюдением за чем-либо и др.

прием «Гордость» основан на желании ребенка чувствовать себя умеющим, компетентным;

Прием «Утренние сборы» по постановке целей на предстоящий день;

прием «День прошел», - мысленное возвращение к прошедшему дню и рассказывание обо всем хорошем, что за него случилось у каждого ребенка;

прием «Эмоциональное обволакивание» - общение с ребенком ласковым, добрым тоном, подчеркивание положительных результатов работы, помощь в выполнении поручений и т. д.

В группе созданы картотеки игр на личностно - ориентированный подход, которые мы активно используем, в начале когда мы стали играть в различные игры детям было трудно говорить, высказывать свое мнение, постепенно они заинтересовались, стали придумывать различные пожелания, высказывание уже без помощи взрослого.

Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает сотрудничество с ребенком, построенное на открытом диалоге, когда и взрослый и ребенок, могут выражать свои мысли, идеи и находя совместно варианты их реализации достигать намеченных планов. Развитие способности к диалогу у детей, поддержка их инициативы, активности со стороны взрослого является значимой в личностно-ориентированном взаимодействии.

Таким образом, улучшение взаимодействия на основе личностно-ориентированного подхода оказывает благоприятное влияние на разные сферы личности ребенка и обеспечивает успешность процесса социализации.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях введения ФГОС в ДОУ С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Проект Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс МБДОУ Пушкаревский детский сад Цель: Повышение качества образования воспитанников.

Использование ИКТ, ЭОР в образовательном процессе из портфолио Использование информационно-коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе Технические средства.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Из опыта работы «Роль организации предметно-развивающей среды в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Задача каждого творчески работающего педагога создать максимально комфортную и безопасную предметно – развивающую среду. Переступая порог.

Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс «Использование документ-камеры в образовательном процессе ДОУ» Цель: формирование практических навыков применения документ камеры в образовательном процессе. Задачи: 1. познакомить с основными возможностями.

Использование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУИспользование и развитие игры «Танграм» в образовательном процессе ДОУ Головоломка Танграм успешно используется в работе с детьми, интерес к ней то угасает, то вновь возрастает. Хочу поделиться своим опытом,.

Технология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельностиТехнология личностно — ориентированного обучения дошкольника на примере тематической творческой деятельности Автор: Назарова Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования школы раннего развития "Звездочка" МБУ ФОСЦ "ОРИОН" высшей квалификационной.

Метеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессеМетеостанция в детском саду. Использование в образовательном процессе Порой нам, взрослым интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть,как изменяется небо перед дождем, чувствовать как усиливается ветер.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практическое использование приемов личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе (из опыта работы)
Опубликовано: 8 апреля 2022 в 10:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД