Сообщение из опыта работы «Система работы по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Епифанова
Сообщение из опыта работы «Система работы по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы на тему:

«Система работы по обучению рассказыванию

детей старшего дошкольного возраста»

Составила воспитатель

МДОУ ЦРР детского сада № 29 «Дубравушка»

Епифанова Т. Д.

Заслушано на педсовете

Подольский район

Март 2009 г.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание уделяется развитию связной речи и обучению рассказыванию. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение. Основная форма дошкольного обучения – занятия. Многолетний педагогический опыт работы позволяет сделать вывод, что труднее всего детям передавать события из личного опыта. Пересказы литературных произведений бывают, нелогичны, непоследовательны, малоэмоциональны. Отдельные дети вообще не могут справиться с заданием без помощи воспитателя.

Я пересмотрела старые перспективные планы занятий по развитию связной речи старших дошкольников и пришла к выводу, что некоторые из них не соответствуют данному времени. В педкабинете появился новый, более интересный демонстрационный иллюстративный материал. Я пришла к выводу, что имеющиеся у нас конспекты требуют тщательной переработки. Составила перспективные планы с программными задачами на старшую и подготовительную группы, разработала 18 конспектов занятий по развитию связной речи для детей старшей группы, подобрала текст художественных произведений для пересказа. Разработала материал для обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста, по которому необходимо обследовать детей 3-ды в год (начало, середина и конец учебного года).

Обучение пересказу решила построить вначале на простых, доступных для восприятия дошкольников 5-лет произведениях, таких, как, рассказ Я. Тайца «Все здесь», русская народная сказка «Лиса и рак», рассказ Н. Калининой «Разве так играют?» Выбрала эти произведения еще и потому, что необходимо на небольших произведениях работать над выразительностью. Для этого ввела карточки-символы (вопросительный и восклицательный знаки, помогающие передать эмоциональность произведения.

Затем включила более сложные литературные произведения, помогающие детям усвоить новые грамматические формы, обогатить их словарь новыми словами, образными выражениями. Для того, чтобы дети справились с заданием, спланировала занятия по пересказу с опорой на предметные картинки. Это занятия на темы: «Рождественский подарок» и «Весенний кораблик».

Взяла для пересказа произведения на этическую тему: Е. Пермяка «Самое страшное», Е. Чарушина «Воробей», которые, на мой взгляд, заставят детей задуматься: «А всегда ли я поступаю правильно, не обидел ли я кого своим поступком?»

Подбирая произведения для пересказа, учитывала следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность (динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения); четкость и последовательность развертывания действия, занимательность содержания.

Чтобы процесс обучения рассказыванию проходил для детей легче и интересней, использовала план, который сначала составляла сама, а потом с помощью детей. Продумывала использование на занятиях картин с изображением событий современной жизни: «Мы играем в магазин», «Почему рассердилась мама, «Новогодняя елка», «Весна пришла». Думала о развитии эмоциональной выразительности речи юных рассказчиков – так же использовала карточки-символы. Предлагала придумать, что было до или после того, что изображено на картинах: «Почему рассердилась мама, «Весна пришла».

Для того чтобы дать детям представление о структуре повествовательного рассказа (зачин, кульминация, развязка, для развития творческих умений спланировала занятия по завершению знакомых сказок, придумыванию новых сюжетов на их основе: «Колобок» и «Ну, погоди!» на новый лад.

Важным условием для усвоения связной речи является правильно спланированная словарная работа и формирование грамматических навыков построения предложений, особенно сложноподчиненных, чему способствовало разнообразие дидактических игр: «Назови причину», «Закончи предложение», «Скажи по-другому», «Кто выращивает хлеб?», «Отвечай быстро» и другие. В нашей группе собран богатейший иллюстрационный материал на все разделы по развитию речи: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи. Подобраны иллюстрации по темам: «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Мебель», «Времена года», «Музыкальные инструменты», «Грибы» и другие. Есть набор сюжетных открыток с изображением 2-3 животных. После рассматривания одной из таких открыток мы предлагаем ребенку подумать: о чем могут разговаривать между собой животные, т. е. – какой диалог они ведут. Если ребенок не может ничего придумать сам, начинаем диалог за одного из изображенных героев. А в заключение переворачиваем открытку другой стороной и читаем тот диалог, который нам предлагает автор этого набора. Используя книгу Э. Успенского и Е. Чижова «Развиваем речь», изготовили игру «О чем говорят герои мультфильмов?» – с ее помощью дети учатся анализировать мир с позиции социальной роли, получают навыки общения со сверстниками, развивают воображение, связную речь (диалог, образное мышление. Подбор картинок с одним простым действием, таким, как: «Белочка чистит зубы», «Собачка катается на самокате» и другие, дали детям возможность придумать ситуацию – что белочка делала до того, как начала чистить зубы. Потом дети придумывали, что белочка будет делать после того, как почистит зубы. Такие простые предложения дети составляли сначала в младшем возрасте. Теперь они могут составить небольшой рассказ по данной картинке, придумывая, что было до и после, того, что изображено на картинке.

В общей системе речевой работы важно не только расширять объем активного словаря, но и работать над разнообразием используемых словосочетаний, синтаксических конструкций. Поэтому большое значение придавала предварительной работе и совместной деятельности с детьми в свободное от занятий время. Это и подбор художественного слова, и дидактические игры, и разучивание физкультминуток. В этом материале я старалась отразить все то, что поможет детям развить умение составлять простые распространенные предложения, предложения с однородными членами с сочинением и подчинением. Чтобы дети самостоятельно использовали образные средства родного языка, спланировала знакомство с загадками, пословицами, поговорками.

Но как бы хорошо не были составлены конспекты, и не провел их один из воспитателей, результат не будет таким эффективным, если нет согласия между воспитателями и поддержки и контакта с родителями. У нас в работе есть и то и другое. Родители в курсе всех наших дел. О них папы и мамы узнают из материалов информационного стенда. В рубрике: «Чему научимся» мы меняем материал каждый месяц. Об этом родители предупреждены на первом родительском собрании. Так же по теме: «Связная речь детей» нами сделана ширма. Есть консультации для родителей на темы: «Как разговаривать с ребенком», «Учите детей составлять загадки». О том, как развивать речь детей, родителям могут напомнить «Памятки для родителей», которые так же помещаются на информационном стенде. Еще мы подготовили ширмы-передвижки по временам года, в которых кратко даны сведения об осени, зиме и весне, о приметах данного времени года, так же подобраны пословицы, загадки, стихи, с которыми родители могут сами познакомить детей и пополнить свои знания.

Проведенный литературный обзор и собственные наблюдения по разделу: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» дают право думать, что использование данного материала в работе с детьми позволит воспитателям совершенствовать разнообразные методы и приемы обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Система работы по обучению рассказыванию детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 22:03
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...