Получи документы

Сообщение из опыта работы «Создание условий для реализации творческой активности в самостоятельной ИЗО деятельности»

Светлана Фадеева
Сообщение из опыта работы «Создание условий для реализации творческой активности в самостоятельной ИЗО деятельности»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. ФГОС указывает, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Создание условий для реализации творческой активности в самостоятельной ИЗО деятельности“» размещена в разделах

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Cамостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество рассматривается как волевая характеристика человека. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность детей нашей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям, В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов

Что такое самостоятельная изобразительная деятельность? Это реализация отношения ребенка к различным видам искусства и то «среднее звено», которое связывает искусство и ребенка. Специфика самостоятельной изобразительной деятельности. Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, если ребенок хочет нарисовать, слепить или сделать игрушку не только для себя, но и для определенного лица или группы лиц, для изготовления украшений к праздникам, пособий для игр, при желании поупражняться в умениях, навыках, полученных в ходе образовательной деятельности.

Развитие личности ребенка. Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребенка. В своем опыте работы я отметила, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.

Для реализации творческой активности самостоятельной изобразительной деятельности детей в нашей группе в циклограмме отведено специальное время по пятницам в вечернее время.

Мы со своими детьми на прогулках и экскурсиях наблюдаем за окружающим миром, исследуем и коллекционируем разный материал, изучаем их свойства. После приобретенных ярких впечатлений ребята хотят как можно быстрее использовать тот или иной материал в своих поделках. Мы даем им обобщенную тему тематической недели, например: животные нашего края, птицы Самарского края, посуда, транспорт, путешествие по сказкам, космос и т. д., а потом спрашиваем: «А кого или что вы хотите изобразить, смастерить?» Дети с радостью предлагают разные идеи по созданию поделок – подарков. В процессе этой формы мы закрепляем и совершенствуем навыки коллективной деятельности.

Мы постарались создать соответствующую развивающую среду – уголок изобразительной деятельности, где ребенок может уединиться. В своей работе используем разные принципы построения развивающей среды.

1. Принцип дистанции и сближения позиции в общении взрослого и ребенка, детей с целью установления контакта.

Мы планируем такие виды деятельности как коллективная работа под руководством младшего воспитателя и самостоятельное выполнение разных видов работ. Стараемся создать комфортное для ребенка с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними.

2. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

Данный принцип реализуем в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рациональном расположении, позволяющем реализовать замыслы в любое время и по возможности в различной обстановке. Для самостоятельных занятий изобразительной деятельностью выделили хорошо освещенное место. Для размещения изобразительного материала есть шкафы к которым дети имеют свободный доступ. В развивающую среду вносим материал и пособия, которые были ранее изучены на НОД по изобразительному искусству. В центре изодеятельности помещаем лучшие работы детей. Мы даем возможность детям самим выбрать для работы понравившийся природный, бросовый и нетрадиционный материал из волшебного сундучка «ТРИЗ», который находится в доступном для детей месте в центре «Изо деятельности». Тем самым даем возможность ребенку предложить разные идеи по изготовлению любой игрушки или подарка. Ребенок задает вопрос: «Что я могу сделать конкретно из этого материала?» Он не просто выполняет задание, следуя инструкциям, а решает проблему, итог, который ему интересен. А это и есть развитие личности! Мы в своей работе с детьми используем разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин, соленое тесто разного цвета, глина, природный, бросовый, нетрадиционный материал и т. д. Это позволяет ребенку самостоятельно выбрать заинтересовавший его предмет и сотворить яркие и запоминающиеся работы. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью, мы предлагаем ему порисовать ладошками и пальцами, зубной щеткой, печатками из картофеля, крышек, трубочек, губки и т. д. Мы знакомим ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как: воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками, рисование мыльными пузырями, пластиллинография и т. д. Изучив разные техники, малыш в будущем может стать художником, дизайнером, архитектором и т. д.

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Мы построили жизненное пространство в группе так, что бы дети в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Два раза в неделю мы стараемся выкладывать новые материалы, наглядности: интересные книги, раскраски, фото, игры – мастерилки, чтобы детям не было скучно, а интересно.

Также для закрепления знаний широко используем в самостоятельной деятельности дидактические игры : ««Что рисовал художник?», «Арифметические примеры», «Выбери полянку для лошадки», «Собери матрешке красивый наряд», Игра: «Симметричные предметы». Игра кроме собственно изобразительных действий детей формирует мотивы изобразительной деятельности, развивает воображение, поддерживает потребность, желание, стремление заниматься творческой деятельностью.

Одним из основных условий для успешной реализации творческой активности в самостоятельной изобразительной деятельности детей является тесное взаимодействие с родителями. С родителями был проведен мастер-класс: «Нетрадиционные техники рисования». Совместно с родителями были приобретены трафареты.

Исходя их выше изложенного мы достигли следующих результатов по изобразительной деятельности :

критерии Январь2014 Март 2015

В 17% 41%

С 65% 53%

Н 17% 6%

Тем не менее по реализации творческой активности детей мы поставили перед собой задачи:

1. Необходимо изучить новые методы и приемы для развития творчества и фантазии детей : рисование цветным песком, манкой, рисование с секретом в три пары рук, тканевые изображения.

2. Наладить тесный контакт с родителями для приобретения нового материала для развития творческих способностей детей.

3. Систематизировать работу педагогов группы по данному направлению.

Публикации по теме:

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы .

Влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка (Сообщение из опыта работы) Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Театр может все или почти все. Он творит чудеса:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Создание условий для реализации творческой активности в самостоятельной ИЗО деятельности»
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 18:17
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД