Лучший педагог года

Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ»

Ольга Попова
Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ»

На первом этапе работы по валеологическому воспитанию моя задача помочь детям осознать себя как человека. Ребёнок должен понять, чем люди отличаются от животных и чем он отличается от других людей.

В начале дети усвоили названия частей тела животных и их предназначение через загадки о животных, рассматривание картинок, чтение сказок. С детьми в свободное время играли в настольно- печатные игры «Собери картинку», «Чей хвост?», «Чей нос?» и т. д.

Публикация «Сообщение из опыта работы „Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ“» размещена в разделах

При знакомстве малышей с частями тела человека старалась подвести детей к пониманию того, что люди должны заботиться о своём теле. Каждое занятие практически закреплялось в повседневной жизни детей, режимных моментах, например, при одевании на улицу говорила: «Лучше завязывайте шапочки, чтобы вашим ушкам было тепло». Аналогично руки, ноги и т. д. Хорошо помогают в работе пословицы и поговорки, дети сами повторяют их: «Береги нос в большой мороз», «Не годится на еду сердиться». Всю образовательную деятельность, беседы старалась проводить в игровой форме, дети много рисовали, лепили животных, человека. Особенно хорошо закреплялись полученные знания на бодрящей гимнастике после сна, которую проводила ежедневно. Ребята делали массаж и самомассаж, где закрепляли названия частей тела. Например: руки (правая, левая, плечо, кисти рук, пальцы, брови, нос, подбородок, лоб и т. д. Детям очень нравятся пальчиковые игры. Используя различные пальчиковые игры в работе, они легко запоминали названия пальцев. Многие дети неправильно и неохотно делают упражнения для дыхания. Для того чтобы они с удовольствием выполняли их, я изготовила различные дыхательные пособия: для развития силового дыхания - «Божья коровка», «Ветерок», «Снежок», «Подснежники»; для развития речевого дыхания - «Бабочка на верёвочке», «Разноцветные звёздочки», «Бантики».

-12-

Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали более осторожными в конфликтных ситуациях, меньше толпились, если случилось такое – делали замечание: «А если бы стукнулся головой или ушиб ногу», «Нельзя стукать по голове – головку нужно беречь» и т. п.

С младшего возраста знакомила ребят с правилами дорожного движения. В игровой ситуации приходит к детям Буратино, и они отправляются путешествовать на автобусе по городу. Буратино рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, на какой сигнал светофора можно переходить улицу.

Старших дошкольников знакомила с правилами дорожного движения, рассказывала, к чему может привести нарушение ПДД, изучали дорожные знаки, виды транспорта. Занятия старалась строить разнообразно, использовала наглядный материал, рассматривали картинки, книжки, читали стихи «Дядя Степа», сказки «Воробьишка Тишка» и т. д.

В своей работе использую книгу Т. А. Шорыгиной «Основы безопасности» и Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Безопасность». А также приобрела рабочие тетради «Безопасность» этих же авторов.

По направлению «Здоровый человек» были проведены различные формы работы с детьми : зарядка, занятия физкультурой, беседы, игры, где старалась объяснить, что здоровье – главная ценность человеческой жизни.

Сначала знакомила детей с тем как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывала об основных системах и органах человека (опорно-двигательной, мышечной, пищеварительной, кровообращении, дыхании). Изучать организм мы начали с

-13-

главного органа человека – сердца. На занятии стояла задача объяснить, для чего человеку необходимо сердце, что случится, если его не будет. Старших дошкольников знакомлю с системой кровообращения. Детям предлагаю послушать, как бьется сердце, объясняю, что оно сжимается и разжимается, работает, как насос.

После физических упражнений детям предлагаю проверить на себе, как работает сердце после нагрузки, а также в состоянии покоя, после сна.

Беседуя с детьми, обращаю внимание на то, что следует заботиться не только о собственном здоровье, но и о здоровье окружающих. Например, когда чихаешь или кашляешь, надо прикрывать нос или рот платком. Рассказывая о болезнях, учу детей считаться с недомоганием другого человека, инвалидностью.

Такие беседы помогают воспитанию гуманного отношения к людям, сочувствия, желания помочь. И в тоже время такие беседы помогают ребенку задуматься о необходимости беречь себя, о мерах безопасности дома и на улице.

На прогулках я организую шутливые игры : попрыгай, побегай не сгибая колен; стань маленьким, низкого роста.

Для того, чтобы сформировать у детей навыки личной гигиены (научить мыть руки, чистить зубы, причёсываться, ухаживать за своим телом, использую разнообразные методы и приёмы, как сказкотерапия «Путешествие капельки», мнемотаблица «Дружим с водой» (показываю мнемотаблицу и обсуждаем её вместе с детьми, а затем, дети получают листы с незаполненной мнемотаблицей и воспроизводят её по памяти.) А в конце составляем алгоритм «Как правильно мыть руки».

Также в совместной деятельности провожу различные исследования, например, с помощью лупы показываю детям, какое множество самых различных бактерий «живёт» на руках, прячется под ногтями. В продуктивной

-14-

деятельности дети сами представляют себе микробов и изображают их в своих рисунках.

Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. В ходе беседы даю детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказываю об их возбудителях: микробах, вирусах. При этом использую сказки, привлекаю собственный опыт ребёнка. Объясняю, почему необходимо своевременно обращаться к врачу (использую примеры из жизни, из художественных произведений «Доктор Айболит»). Особенно малышей важно научить, не бояться посещений врача. Я детям предлагаю побыть попеременно в роли врача и пациента.

Здоровье ребёнка напрямую зависит от правильного питания. С малышами мы играем в игры «Съедобное - не съедобное», - где закрепляем, что можно кушать, а что нельзя. А уже детей старшего дошкольного возраста я знакомлю с функцией и строением пищеварительной системы, рассказываю о пользе витаминов, их значении для жизни, какие продукты наиболее полезны, а какие вредны. (Дидактические игры «Вкусное и полезное», «Пирамида здоровья», «Сладкое, горькое, кислое, солёное»).

В свободное время разучиваем пословицы и поговорки о здоровье: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Кто аккуратен, тот и людям приятен», «Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что есть», «От простой воды и мыла у микробов тает сила».

Очень важно научить ребё нка оказывать себе первую помощь:

- закружилась голова на солнце - скорее присесть или прилечь в тени и позвать взрослых;

- сильно замёрзло лицо на морозе - растереть его легонько рукавичкой, шарфом, но не снегом;

- замёрзли ноги - побегать, попрыгать, пошевелить пальцами;

-15-

- промочил ноги - переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

Детей подготовительной к школе группе медсестра на практических примерах знакомит с правилами поведения при травмах (при порезе, ожоге, ушибе, укусах змеи, ужаление осой или пчелой).

Чтобы помочь своему организму справиться с болезнями я в костюме Сказочницы рассказываю детям о мире звуков: природы, человеческой речи, пения, музыки. Как они влияют на наше здоровье и поднимают настроение. Детям очень нравится игра «Звучащее облако» (дети закрывают глаза, произнеся звуки, начинают двигаться по комнате, стараясь по звуку определить местонахождение окружающих и не задеть их).

В подготовительной к школе группе дети уже могут проводить самоанализ здоровья. Например:

1. Что надо делать, чтобы укрепить своё сердце? (Закаляться, больше заниматься спортом, не курить, больше есть овощей и фруктов)

2. Как ты заботишься о здоровье своих родных? (Стараюсь не огорчать их, помогать по дому)

В свободное от занятий время рассматриваем с детьми различные ситуации, например:

- если я дома один;

- если я не хочу болеть;

- если взрослые предлагают мне сигарету;

- если взрослые предлагают мне спиртное.

Приобщая детей к здоровому образу жизни, объясняю, что вокруг нас очень много лекарственных растений, которые помогают нам быть здоровыми. Рассказываю и показываю, какие лекарственные растения растут в Коми республике. Играем в игру «Что где растёт?». Ведущий называет растения, а ребёнок место, где ещё оно встречается. Поясняю

-16-

детям, что лекарственные растения растут не только в лесу, на лугу, но есть и комнатные лекарственные растения: алоэ, каланхоэ. Предлагаю детям устроить фитобар, где можно попробовать различные фиточаи.

Проводила беседы об опасности контактов с незнакомыми людьми.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовала примеры из знакомых им сказок (например, «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Маша и медведь» и т. д.). С более старшими детьми использовала игровой тренинг (уговоры, обещания, ласковый голос, а также организовывала беседу с приведением примеров из их собственного жизненного опыта.

По направлению «Ребёнок в безопасном мире». Работу начала с экскурсии по группе (показывала источники опасности в группе). Также рассказала об источниках опасности в квартире через моделирование ситуаций. Про - водила игру «Найди опасные предметы». В уголке здоровья разместили схемы - подсказки, направленные на усвоение «нельзя». На занятии по аппликации обращала внимание, при неправильном обращении с ножницами, учила правильно их подавать. Летом прогулку мы начинали с уборки территории. И в последствии дети сами без напоминания приносили мне стёклышки, гвозди, камни и другие острые предметы. За что, я всегда их за это старалась похвалить.

На примере литературных героев сказки «Кошкин дом» С. Я. Маршака познакомила детей с опасностью, происходящей от огня. Разыгрывали ситуации:

1. Что ты будешь делать, если почувствовал запах дыма в квартире.

2. Сестра обожгла палец.

3. Вызов пожарной службы.

Старших дошкольников знакомлю с правилами поведения во время

-17-

пожара, рассказываю и показываю несколько действий тушения огня. Учимся на игрушечном телефоне набирать номера экстренных служб и звать на помощь. Знакомлю с профессией пожарного, а так же ходим на экскурсию в пожарную часть.

Для детей 6-7 лет составила проект «Осторожно огонь». Показала для педагогов открытое занятие «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», где дети расширили свои знания о причинах возникновения пожара, о мерах предосторожности при пользовании электрическими приборами, об электрическом токе. Научились, как нужно действовать в нестандартных ситуациях (если нашли оборванный электрический провод). Дети с удовольствием решали кроссворд, придумывали и рисовали свои знаки, запрещающие шалости с огнём, и придумывали где их можно развесить.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Звериная путаница»Дидактическая игра «Звериная путаница» Игровая задача: помочь животным «распутаться». Дидактическая цель: развивать умение образовывать притяжательные прилагательные Задачи:.

Дидактические игры по экологии для детей среднего дошкольного возраста В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сообщение из опыта работы «Воспитание ЗОЖ через организацию образовательной деятельности по валеологии и ОБЖ»
Опубликовано: 5 апреля 2015 в 19:55
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД