Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»

Лариса Слободян
Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием, динамичностью. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанью лесного ручья, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Разнообразие объектов природы позволяет воспитателю организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Труд в природе оказывает положительное влияние на формирование личности ребенка. В процессе труда дети овладевают простейшими навыками выращивания растений и уход за ними, навыками правильного обращения с инвентарем и предметами ухода за ними.

Начиная знакомить детей с природой, еще в младшей группе мы приучали их к выполнению простейших поручений, сначала с нашей помощью учили поливать комнатные растения, вытирать большие листья, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядках, собирать овощи. С первых дней пребывания детей в д/саду они видели, как мы сами ухаживали за растениями. Удовлетворяя при этом желания детей участвовать в уходе за растениями. Мы давали им лейки, учили поливать, не поднимая высоко носик лейки, лить воду осторожно, направляя их движения своими руками. Приучали одновременно одного двух детей, они выполняли одно и тоже задание. Поддерживали интерес к уходу поощрениями. Привлекали детей к наблюдению. Предлагали рассмотреть какие красивые цветы у бегонии, как они пахнут, каких размеров листья. Проводили детские игры с подгруппами детей: «Найди такой же», «Найди пару», «Один и много», «Найди цветущее растение», «Найди растение, похожее на травку, на дерево». В таких играх мы учили детей выделять какие-то характерные признаки, называть несколько растений, описывать внешний вид растений. Проводили занятия: «Мытье комнатных растений», «Рассматривание фикуса» и др.

В средней группе дети уже знали 4-5 растений, мы учили их называть части растений (стебель, листья, ветки, цветы). Учили более точно и подробно описывать растения, отмечать форму листьев (овальные, круглые). Систематически привлекали детей к выполнению трудовых поручений, теперь уже разделяли труд: один ребенок поливал, другой протирал листья. Детям предоставляли большую самостоятельность, но и требования к качеству труда повышали. Дети выполняли работу по уходу за растениями в нашем присутствии, с нашей помощью и под нашим контролем. Больше привлекали детей к наблюдениям: дети называли растения, у которых появлялись новые листья, цветы. Приучали детей поливать растения по мере необходимости. Проводили занятия: «Мытье комнатных растений», «Ознакомление с комнатными растениями» детские игры: «С какого растения лист», «Что изменилось», «Найди сходства и различия», «А что потом?». В процессе ухода за растениями знакомили детей с еще одним новым правилом - после полива растения, в лейки нужно налить воды для следующего дня.

В старшей группе наши дети знали уже названия 6-7 растений (бальзамин, сансевьера, аспидистра, традесканция, хлорафитум, бегония, восковой плющ, фиалка). Дети научились различать и называть - стебель, ветка, листья, бутоны, цветы, корни. Особое внимание уделяли описанию растений, отмечали расположение листьев, их форму, цвет и поверхность. Дети научились различать листья гладкие и с ворсинками, ровные или резные, с зубчиками. Проводили занятия: «Дежурства в уголке природы», «Уход за комнатными растениями», «Первая подкормка». Знания о растениях углублялись в процессе регулярного ухода за ними во время дежурств. Дежурства ввели вначале года, проводились они в первой половине дня, а во второй половине дня использовали индивидуальные поручения. Время от времени мы собирали дежурных и беседовали о том, как они выполняли свои обязанности, что нового заметили в растениях. Во второй половине года мы познакомили детей с другими видами ухода за растениями:

опрыскиванием, обрезкой сухих листьев, рыхлением почвы. С наступлением весны дети готовили семена для посева их на рассаду, знакомили детей с размножением растений путем стеблевого черенкования.

В подготовительной группе у детей начали формировать понятия о зависимости в природе, что жизнь растений зависит от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света. Дети узнали, что уход за растениями отличается от того, где растет растение в природе и от времени года. Например, начало зимы - период покоя, в это время полив сокращается до одного раза, весной требуется подкормка, летом увеличивается полив. В подготовительной группе познакомили детей с другими способами размножения растений: листовым черенкованием (фиалка, бегония-реке, сенсевьера, с размножением луковицей (нарцисс, тюльпан, делением куста (аспидистра, аспарагус, с живородящими растениями (хлорофитум, камнеломка). Проводили занятия по пере садке комнатных растений, черенкование растений, посадка лука на перо, посев овса, оживление веток. Дети нашей группы уже в конце зимы начали готовиться к предстоящим работам на огороде, цветнике. мы беседовали с ними об овощах, рассказали, что в этом году будем готовить свою рассаду помидоров, высевать огурцы. Принесли семена огурцов «Легенда», рассмотрели их, одну часть замочили. Другую посеяли сухими. С помощью детей подготовили почву. А дети самостоятельно посеяли семена в почву. Дети с интересом наблюдали за первым ростком. За появлением цветения и завязи. Теперь дети наблюдают за быстрым ростом огурца, выращенного из проросшего семени и чуть медленнее из сухого семени.

Участие в уходе за растениями еще больше пробуждает интерес у детей, вызывает желание самим выращивать овощи, цветы. Дети стремятся как можно быстрее приступить к работе. Прежде чем приступить к посеву семян помидоров, показывали, как нужно готовить почву для посевов. Объясняли и показывали, как соединять землю, перегной и песок, чтобы почва стала рыхлой и легкой, удобной для высева семян. Дети посеяли семена и с нетерпением ждали первых всходов. И они взошли! Теперь, дети знают и активно используют в речи такие слова как: грядка, почва, перегной, ямка, лунка.

Все готово для пикировки рассады в отдельные горшочки, как овладели дети этими навыками убедились сами. В ходе этой работы дети учатся делать ямки, соответствующие величине и форме корней, наливать в них воду, ожидать, пока она впитается в землю, опускать растение с комом земли в ямку, засыпать землей и обжимать землю вокруг стебля, оставляя лунку для полива. В конце месяца или начале мая дети будут высаживать подросшую рассаду помидоров в открытый грунт.

Используемая литература:

1. С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой М., 1991г.

2 П. Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском

саду» 1980

3 Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию,

развитию и образованию детей 4-5 лет в детском саду. Москва,

«Просвещение» - 1995г.

4Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию,

развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду. Москва.

«Просвещение» - 1996г.

5 А. А Плешков «Мир вокруг нас»

6 Н. А Рыжова «Экологическое образование в детском саду» М., 2001 г. ;

7 С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду

М., 1999 г.

8 П. Г. Саморукова, В. И. Логинова «Дошкольная педагогика», М. ,1983

Публикации по теме:

Хороши цветы у нас в садочке!Хороши цветы у нас в садочке! Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит.

Уголок природыУголок природы Вот такой у нас уголочек природы. Он у нас не весь, планируем небольшой огородик. Детям очень интересен растительный и животный мир. Поэтому.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Сообщение на педсовете из опыта работы «Как я организую труд детей в уголке природы»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 22:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий праздника «Общероссийский день библиотек»
27 мая - Общероссийский день библиотек. Важность профессии библиотекаря продиктована временем. Сотрудникам библиотеки им А. Пешкова адресованы теплые слова...
Фотоотчёт продуктивной деятельности детей по художественному творчеству «Мы рисуем!»
"Каждый смело нарисует Всё, что его интересует Всё вызывает интерес: Далёкий космос, ближний лес Цветы, машины, сказки, пляски. Всё нарисуем! Были б краски,...
Спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие защитники» во второй младшей группе
В преддверии празднования 72 годовщины Великой Победы, у детей второй младшей группы прошло праздничное, спортивно-музыкальное мероприятие «Будущие...
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет
Просто весенняя прогулка. Фотоотчет Уважаемые коллеги и друзья, доброе время суток! В центре социальной помощи семье и детям воспитанники находятся с...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от...
Конспект образовательной деятельности по театрализованной деятельности «Задания от Бармалея». Средняя группа. Составитель Горбатовская Т. В. Программное...