Сообщение на родительском собрании «Профилактика плоскостопия»

Татьяна Зверева
Сообщение на родительском собрании «Профилактика плоскостопия»

Цель: познакомить родителей с понятием «плоскостопие», с результатами плантографии детей, с некоторыми упражнениями для профилактики плоскостопия.

Оборудование: массажные дорожки, кубики «лего», бумага, карандаши.

Действующие лица: медведь Топтыжка (взрослый).

Предварительная работа: фельдшер сделала детям плантографию стоп детей; провести беседу с детьми о нарушениях строения стопы, о причинах возникновения плоскостопия.

Ход:

Инструктор: Здравствуйте, уважаемые родители. По вашей просьбе, мы с ребятами расскажем вам, что такое плоскостопие, причины возникновения плоскостопия, и что нужно делать если у вашего ребёнка обнаружили плоскостопие.

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции, благодаря которым осуществляется всё многообразие движений в процессе жизнедеятельности. Нарушение строения и функций стопы приводит к развитию различных заболеваний.

Чаще всего страдает рессорная функция, что способствует формированию плоскостопия. У детей дошкольного возраста оно встречается довольно часто.

Детская стопа по сравнению со стопой взрослого человека имеет ряд морфологических особенностей. Она более широкая в передней части и сужена в пяточной. Пальцы имеют веерообразное расхождение, в то время когда у взрослых они плотно прилегают друг к другу. У детей дошкольного возраста на подошве сильно развита подкожная клетчатка, заполняющая своды стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. В соответствии с этим заключение о плоскостопии выносят начиная с пятилетнего возраста.

Форма стопы влияет на состояние осанки и позвоночника ребёнка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требование к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также травматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы – справа или слева – приводит к перекосу таза, ассиметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза. Важная функция стопы определяется расположением рефлексогенных зон на подошве, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.)

Таким образом, стопа благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.

Какие же факторы влияют на развитие свода стопы.

Внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др., перенесённые заболевания (рахит, физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статистические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки стопы).

Какой должна быть обувь дошкольника?

Обувь должна соответствовать форме, размеру стопы и иметь в носочной части припуск 5-7 мм., учитывающий увеличение длины стопы за счёт её естественного прироста и во время ходьбы под влиянием нагрузок. Если в обуви нет припуска, то при удлинении пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. Недопустима зауженность в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потёртости, мозоли.

Подошва должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребёнка. Чтобы проверить гибкость подошвы, следует, удерживая пяточную часть обуви, поднять носочную. Гибкость считается достаточной, если угол составляет 25 градусов. Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушаются сцепление пальцев с опорной поверхностью и толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.

Важным элементом обуви дошкольников является каблук, высота которого влияет на распределение нагрузки на различные отделы стопы, её положения. При отсутствии каблука увеличивается нагрузка на свод. При небольшом каблуке свод, наоборот разгружается за счёт перераспределения нагрузки с увеличением её на передний отдел. Слишком высокий каблук делает нагрузку на передний отдел стопы чрезмерной – это приводит к снижению поперечного свода и формированию поперечного плоскостопия. Высота каблука не должна превышать 5-10 мм. Такой каблук увеличивает свод стопы, её рессорность, защищает пятку от ушибов, смягчая удар о твёрдую поверхность при ходьбе, и, кроме того, повышает износоустойчивость обуви.

В профилактике деформации стопы особое значение имеет наличие фиксированного задника, которая позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает её отклонение наружу.

Деформация пяточной кости нарушает устойчивость голеноступного сустава, формирует болевой синдром, а впоследствии приводит к плоскостопию.

Для обеспечения оптимального температурно-влажного режима внутриобувного пространства необходимы такие конструктивные решения (переплетение ремешков, дополнительные «окошки» и т. д., которые позволяли бы осуществлять хорошую вентиляцию обуви. Перегрев стопы ведёт к расслаблению мышц и, как следствие, снижению свода стопы с формированием в последующем плоскостопия.

В зал заходит мишка Топтыжка и плачет.

Инструктор: Мишка, почему ты плачешь?

Мишка: у меня ноги болят и спина болит!

Инструктор: ребята, как вы думаете, почему у мишки ноги и спина болят?

Дети: наверное у него плоскостопие. Плоскостопие – это когда стопа плоская.

Инструктор: давайте расскажем мишке и нашим родителям почему случается плоскостопие.

Оказывается, основных причин три.

Первая – «Неправильная обувь». Дети обязательно должны носить обувь с твёрдым задником и на небольшом каблучке. Ну-ка посмотрим на мишку, в какой он обуви пришёл.

На мишке одеты чешки.

Вторая причина – плоскостопие развивается у тех, кто не делает утром зарядку, не укрепляет мышцы свода стопы с помощью специальных упражнений.

Наконец, третья причина. Не всякую нагрузку могут выдержать мышцы, поддерживающую стопу. Например, детям нельзя прыгать с большой высоты.

Дети, а ведь мы с вами знаем много упражнений для того, чтобы не допустить развития плоскостопия. Давайте покажем некоторые из них Топтыжке и родителям. Снимайте обувь и носки.

В обход по залу шагом марш.

Комплекс упражнений.

Шагаем на носочках, на пяточках, по массажным коврикам:

- По шаршавой по дорожке

Проходили наши ножки!

Дети идут друг за другом по массажным коврикам (2 раза). Усаживаются на скамейки.

- Мы волшебные детали собираем, посмотри! А потом модель построим. Начинаем раз, два, три!

Дети сидят на скамейках. Перед ними лежат кирпичики лего. Каждый ребёнок пальцами ног захватывает и перекладывает кирпичики.

- Рисовать все любят люди.

И мы художниками будем.

Ногой ты карандаш возьми

И твори, твори, твори.

Перед детьми на полу лежат листы бумаги, рядом фламастеры. Дети захватывают пальцами ног фламастер и рисуют.

- Ножки прыгать научите, через дом перенесите.

Дети сидят на полу, вытянутые прижатые одна к другой ноги. Поднимают ноги, переносят их через стоящий на полу домик из лего (высотой 15-20 см., опускают на пол.

- Дружно кубики берём и по кругу их несём. Кубик, захватив стопами, другу справа отдаём.

Дети сидят по кругу, вытянув ноги к центру. Перед каждым ребёнком – кирпичик из лего. Ребёнок поднимает кирпичик, зажав его между стопами, переносит вправо, опускает на пол. Затем также переносит кирпичик, полученный от соседа слева и т. д. Таким образом кирпичики передвигаются по кругу.

Мишка: спасибо, ребята, такие интересные упражнения показали.

Дети дарят родителям рисунки, нарисованные ногами.

Публикации по теме:

Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели.Чтобы ножки не болели, чтобы ножки здоровели. В детском саду необходимо заниматься профилактикой плоскостопия. Я работаю над созданием условий для профилактики плоскостопия у детей в.

Массажные дорожкиМассажные дорожки Врачи ортопеды часто маленьким детям ставят диагноз плоскостопие. Многие думают, что этот диагноз ставится навсегда. На самом деле плоскостопие.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Насекомые и пауки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Сообщение на родительском собрании «Профилактика плоскостопия»
Опубликовано: 26 ноября 2013 в 09:07
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Новогоднее кашпо» Мастер класс
«Новогоднее кашпо» Мастер класс. Добрый вечер! Коллектив педагогов продолжает придумывать что-то необычное и новое в оформлении детского сада в...
Выставка детских рисунков ко Дню Матери «Самая лучшая мама на свете!» (фотоотчет)
День Матери -один из самых замечательных и трогательных праздников. Дети с нетерпением ожидали этого дня. Ведь мама- это самый родной человечек, ближе ее...
Паспорт второй младшей средней группы
Группу посещает 15 девочек, 12 мальчиков Раздевалка: шкафчики, папки с работами детей ; в раздевалке есть уголок группы ; есть уголок "Безосный...
Лэпбук «Времена года» двусторонний. Мастер-класс.
Лэпбук давно "привлёк" моё пристальное внимание к себе, но я не решалась браться за его изготовление по ряду причин. Во-первых, никак не могла...
Фотоотчёт «Птицы зимой»
Вот и наступила долгожданная зима. Дети с удовольствием лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки, любуются зимним одеянием деревьев. Так же...