Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности ребенка

Елена Фарафонова
Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности ребенка

Жить в зелёном мире этом хорошо

зимой и летом

Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком

В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!

Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано и сказано немало. Ещё древние греки полагали, что красота, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

Природа- источник ощущения прекрасного. Начальной школой эстетических чувств, ощущением прекрасного является сама природа. Чувствовать природу человек начинает с колыбели.

Важнейшая задача - ввести ребенка в природу, научить видеть,понимать и чувствовать её красоту. Сделать это - значит, открыть путь к обогащению человеческой личности. Человек, ощущающий прекрасное в природе, удивляется её совершенство, испытывает стремление разгадать её тайны.

Эстетическое отношение к природе делает человека лучше и в нравственном отношении, так как человек наделённый чувством прекрасного, стремится жить по законам красоты. Очень важно обращать внимание ребенка на прекрасное в природе.

Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

Нравственное воспитание- это формирование положительных черт характера человеческой личности. Ребенок с первых дней жизни связан с окружающими его людьми и общается с ними, в результате чего возникают первые симпатии к людям. Позже его интересует вопрос, что хорошо и что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Таким образом, постепенно в представлении детей создаются моральные мотивы поведения, которые не редко имеют еще весьма наивный характер. Необходимые условия для нравственного воспитания:

- установление правильных взаимоотношений детей, а также детей и взрослых;

- четкое выполнение режима и сохранение положительного эмоционального состояния ребенка;

- воспитание организованности и культуры поведения ребенка;

- привитие любви к родной природе.

С самого раннего возраста нужно развивать у ребенка умение доводить начатое дело до конца (например, надеть все кольца на стержень пирамидки и т. д., преодолевать встречающиеся затруднения (например, немного подождать, когда дадут желаемую игрушку, спокойно относиться к неудачам и небольшим неприятностям (например, разлил суп или слегка ушибся); необходимо воспитывать любознательность, сосредоточенность и многое другое, что ложиться в основу характера человека.

Эстетическое воспитание - это развитие художественного вкуса, привитие любви к прекрасному, к искусству, выработка отрицательного отношения к дурному. Используя разные виды искусства воспитатель формирует у ребенка отзывчивость на все доброе и красивое, обогащает духовный мир его, развивает воображение и чувства. Осуществляется это благодаря следующим условиям:

- эстетика окружающей среды (здания детского учреждения, групповые комнаты, игрушки, одежда ребенка и воспитателей);

- эстетический облик детей и воспитателей;

- воспитание внимания к красоте природе, музыке, пению, танцу, живописи, художественному слову.

Эстетические чувства и восприятия в раннем возрасте носят еще неосознанный характер поэтому необходимо обогащать их с помощью разнообразных средств: украшение групповых комнат к праздникам; красивая и удобная мебель, игрушки, цветы, организация музыкальных занятий; обучение элементам изобразительной деятельности.

Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, дети сопоставляют действительность и художественный образ, ярче чувствуют красоту природных явлений. Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Литература: М. В. Бениаминова " Воспитание детей ".

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Происшествие в сказочном лесу Цель занятия: 1. Формировать представления об окружающем мире, взаимосвязях в природе. Пробуждать познавательную деятельность и творческое.

Библиотека изображений:
  • Дом, предметы быта
  • Транспорт
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Природа как средство эстетического и нравственного воспитания личности ребенка
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 21:38
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Вот и лето пришло! Наш участок!
Здравствуйте уважаемые коллеги. Вот и к нам на север пришло солнечное, жаркое лето. Еще весной, в огороде на окне, мы с детьми выращивали цветы, чтоб...