Социально-педагогическая технология воспитания толерантности у учащихся школы

Наталья Иванова
Социально-педагогическая технология воспитания толерантности у учащихся школы

Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении.

Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности: современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. У учителя периодически возникает проблема отбора рациональных педагогических средств взаимодействия с детьми, в том числе в контексте формирования толерантности. При этом педагог бывает не готов к продуктивной педагогической деятельности.

А ведь именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности в том числе и толерантности. (Т. П. Гаврилова, СИ. Галяутдинов, В. Д. Ермоленко, Л. В. Занков)

Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

В ГБОУ школе № 508 по результатам анкетирования было выявлено, что причиной развития конфликтных ситуациий, формирования недостаточно социально активной личности, и ответственной позиции школьников в построении межличностных отношений является следствием недостаточной работы по формированию толерантности.

Таким образом, основываясь на общеизвестных научных изысканиях по вопросу воспитания толерантности у подростков и на конкретном примере состояния направления работы по воспитанию толерантности в данной школе необходимо отметить, что внедрение подобной программы в работу школьной службы сопровождения необходимо для того, чтобы:

- усилить работу по социализации школьников средней школы

- структурировать процесс воспитания толерантности

- организовать взаимодействие социальных партнеров школы и всех участников образовательного процесса

- активизировать работу классных руководителей по формированию и воспитанию общественно активной личности ребенка, повышению ценности его личности.

- развивать навык осознавания своего отношения к окружающему миру.

При работе по программе необходимо руководствоваться неукоснительным соблюдением нормативно – правовых документов законодательства РФ:

1. Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий

2. .Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990.

3. Российская федерация: федеральный закон о национально-культурной автономии от 05.06.1996.

4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принята Генеральной Ассамблеей 36/55

5. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО от 16.11 1995.

6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960.

7. Конституция Р Ф

8. Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

9. Федеральный Закон РФ «Об образовании»

10. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.

Только реальное взаимодействие общества, органов власти, педагогического коллектива, родительского сообщества и других может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий и достижение стратегической цели Программы «Толерантность» - сделать школу местом толерантности.

Предлагаемая программа имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2013-2017 гг.

Этапы реализации программы:

1 этап: Первичная диагностика – сбор информации (изучение структуры контингента школы, национальный, религиозный, образовательный и гендерно-физиологический состав учащихся и их семей, определение уровня компетентности школьников в вопросе толерантности)

2 этап: Реализация программы (проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности у учащихся, создание и укрепление толерантной среды. Воспитание коммуникативной культуры)

3 этап: Вторичная диагностика – сбор информации и проведение диагностических мероприятий, направленных на определение уровня толерантности и оценку эффективности и результативности Программы.

Программа охватывает всю воспитательную среду школы и направлена на учащихся. Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы:

• Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

• Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма.

• Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации.

• Раздел 4. Содействие культурному взаимодействию в городском сообществе.

• Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия.

• Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения правопорядка в школе.

• Раздел 7. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в формирования культуры мира и толерантности.

• Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

Данная программа ставит целью научить детей следующему:

1. Считаться с другими, адекватно (равно) реагировать на других.

2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.

3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.

4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.

5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий в отношении к других.

6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.

7. Признавать неприкосновенность культурных и этнических проявлений.

8. Ценить свою и чужую жизнь. Оберегать семью, заботиться о родственниках.

9. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных. 10.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

воспитывать в духе мира; быть примером для детей;

• признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

• уметь слушать; не допускать проявлений авторитаризма;

• развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

• давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

• избегать жестких иерархических отношений;

• поощрять совместную деятельность.

При разработке календарно-тематического планирования необходимо школьный год строить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость, воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого – непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций.

Литература:

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с. 61-63.

2. Вульфов Б. З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

3. Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

4. Громова Е. Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет http://festival.1september.ru/articles/411279/

5. Дмитриев Т. Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

6. Сафонова В. В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

7. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

8. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

9. Тишков В. А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

10. Родионов В. П., Ступицкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

11. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация» Мэрия города Череповца муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 73» ул. Ломоносова,.

Электронное портфолио воспитателя Никитиной Анастасии Анатольевны. Электронное портфолио Никитиной Анастасии Анатольевны. МБДОУ «Березовский детский сад №4» г. КрасноярскТермин «portfolio» был заимствован.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Социально-педагогическая технология воспитания толерантности у учащихся школы
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 00:32
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект мастер-класс с детьми и родителями «Нетрадиционная техника рисования мятой...
В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка - на кончике его пальцев» . Цель: Вовлечение родителей в образовательный процесс. Задачи: 1. Учить родителей...
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
«Пешеходная прогулка на набережную канала» (фото отчёт)
" Пешеходная прогулка на набережную канала" " Самое светлое в городе Светлом" - так начинается книга про наш город Светлый. Спросите - почему? В нашем...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...