Социально-педагогическая технология воспитания толерантности у учащихся школы

Наталья Иванова
Социально-педагогическая технология воспитания толерантности у учащихся школы

Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении.

Имеют место факты насилия, дискриминации, нетерпимости и неуважения к человеку другой нации, веры, культуры, иной точки зрения, которые трансформируются в национальные и религиозные войны, межличностное противостояние.

Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем. Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, в частности, носящих экстремистский характер, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является воспитание у школьников толерантности как качества личности: современный человек, как своеобразный продукт системы образования, должен быть не только гармонически развитым, знающим историю, культуру своего народа, но и уважающим традиции, обычаи, национальные культурные особенности другого этноса, взгляды, убеждения, позиции другой личности. У учителя периодически возникает проблема отбора рациональных педагогических средств взаимодействия с детьми, в том числе в контексте формирования толерантности. При этом педагог бывает не готов к продуктивной педагогической деятельности.

А ведь именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности в том числе и толерантности. (Т. П. Гаврилова, СИ. Галяутдинов, В. Д. Ермоленко, Л. В. Занков)

Толерантность - интегрированное качество. Если она сформирована, то и проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.

Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся.

В ГБОУ школе № 508 по результатам анкетирования было выявлено, что причиной развития конфликтных ситуациий, формирования недостаточно социально активной личности, и ответственной позиции школьников в построении межличностных отношений является следствием недостаточной работы по формированию толерантности.

Таким образом, основываясь на общеизвестных научных изысканиях по вопросу воспитания толерантности у подростков и на конкретном примере состояния направления работы по воспитанию толерантности в данной школе необходимо отметить, что внедрение подобной программы в работу школьной службы сопровождения необходимо для того, чтобы:

- усилить работу по социализации школьников средней школы

- структурировать процесс воспитания толерантности

- организовать взаимодействие социальных партнеров школы и всех участников образовательного процесса

- активизировать работу классных руководителей по формированию и воспитанию общественно активной личности ребенка, повышению ценности его личности.

- развивать навык осознавания своего отношения к окружающему миру.

При работе по программе необходимо руководствоваться неукоснительным соблюдением нормативно – правовых документов законодательства РФ:

1. Конвенция относительно дискриминации в области труда и занятий

2. .Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18.12.1990.

3. Российская федерация: федеральный закон о национально-культурной автономии от 05.06.1996.

4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, принята Генеральной Ассамблеей 36/55

5. Декларация принципов толерантности принята ЮНЕСКО от 16.11 1995.

6. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960.

7. Конституция Р Ф

8. Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»

9. Федеральный Закон РФ «Об образовании»

10. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.

Только реальное взаимодействие общества, органов власти, педагогического коллектива, родительского сообщества и других может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий и достижение стратегической цели Программы «Толерантность» - сделать школу местом толерантности.

Предлагаемая программа имеет комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2013-2017 гг.

Этапы реализации программы:

1 этап: Первичная диагностика – сбор информации (изучение структуры контингента школы, национальный, религиозный, образовательный и гендерно-физиологический состав учащихся и их семей, определение уровня компетентности школьников в вопросе толерантности)

2 этап: Реализация программы (проведение мероприятий, направленных на воспитание толерантности у учащихся, создание и укрепление толерантной среды. Воспитание коммуникативной культуры)

3 этап: Вторичная диагностика – сбор информации и проведение диагностических мероприятий, направленных на определение уровня толерантности и оценку эффективности и результативности Программы.

Программа охватывает всю воспитательную среду школы и направлена на учащихся. Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы:

• Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

• Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма.

• Раздел 3. Развитие толерантной среды школы средствами массовой информации.

• Раздел 4. Содействие культурному взаимодействию в городском сообществе.

• Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия.

• Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения правопорядка в школе.

• Раздел 7. Использование ресурсов внешнего сотрудничества в формирования культуры мира и толерантности.

• Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

Данная программа ставит целью научить детей следующему:

1. Считаться с другими, адекватно (равно) реагировать на других.

2. Иметь своё мнение, формировать своё мнение с учётом мнений других.

3. Уметь поддерживать отношения, взаимодействовать с другими людьми.

4. Уметь самостоятельно, конструктивно решать конфликты.

5. Уметь предвидеть возможные последствия своих действий в отношении к других.

6. Проявлять способность к коммуникативной деятельности в незнакомой среде, в том числе к общению с представителями других национальных культур.

7. Признавать неприкосновенность культурных и этнических проявлений.

8. Ценить свою и чужую жизнь. Оберегать семью, заботиться о родственниках.

9. Относиться лояльно к государству, в котором живут, действовать в рамках законов и правил, им установленных. 10.

Роль учителя при этом очень высока. Учитель может и должен:

воспитывать в духе мира; быть примером для детей;

• признавать способности каждого и уважать чувство и позицию каждого;

• уметь слушать; не допускать проявлений авторитаризма;

• развивать у учащихся чувство взаимного расположения;

• давать возможность учащимся самостоятельно решать проблемы;

• избегать жестких иерархических отношений;

• поощрять совместную деятельность.

При разработке календарно-тематического планирования необходимо школьный год строить на значимых событиях, которые приносили бы их участникам радость, воспитывали ненавязчиво. Школьный год – это комплексный педагогический приём, основная идея которого – непрерывность, систематичность, связанность происходящих событий, создание традиций.

Литература:

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с. 61-63.

2. Вульфов Б. З. “Воспитание толерантности, сущность и средства” Внешкольник-2002 г. № 6.

3. Волшебный кристалл”(игры на развитие толерантности) Издательский дом “Первое сентября” № 39 2002 г.

4. Громова Е. Л. “Развитие этнической толерантности в школе” Ульяновский университет http://festival.1september.ru/articles/411279/

5. Дмитриев Т. Д. Многокультурное образование М. Народное образование 1999 г.

6. Сафонова В. В. “Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций” Воронеж, Истоки,1996 г.

7. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

8. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

9. Тишков В. А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997 г.

10. Родионов В. П., Ступицкая М. А., Кардашина О. В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.

11. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

Публикации по теме:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация»Конспект НОД в подготовительной к школе группе. «Спорт объединяет людей». Образовательная область «Социализация» Мэрия города Череповца муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 73» ул. Ломоносова,.

Электронное портфолио воспитателя Никитиной Анастасии Анатольевны. Электронное портфолио Никитиной Анастасии Анатольевны. МБДОУ «Березовский детский сад №4» г. КрасноярскТермин «portfolio» был заимствован.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Социально-педагогическая технология воспитания толерантности у учащихся школы
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 00:32
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...