МААМ-картинки

Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности

СВЕТЛАНА СИЛЬВЕСТРОВА
Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности

Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности

Сильвестрова С. В. ,

воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии

Публикация «Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Российская модель современного образования базируется на позициях Л. С. Выготского, который рассматривал личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития как нормативно развивающего ребенка, так и ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Работа в данном направлении начинается уже в дошкольных учреждениях. Особенно сензитивен период раннего возраста с 1 года до 3 лет.

Социализация детей раннего возраста включает в себя не только овладение ребенком определенными навыками (еда, туалет и т. д., но и развитие межперсонального поведения, эмоциональных связей, общения в малых и больших группах людей окружающих ребенка, который протекает в игре.

Многими отечественными учеными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, К. Д. Ушинским и А. С. Макаренко отмечается особую значимость игровой деятельности в социализации детей раннего и дошкольного возраста. Именно в игре осуществляется процесс становления личности маленького человека, усвоения им социально- культурного опыта, проявляются особенности мышления и воображения ребенка, эмоцио-нальность, активность, потребность в общении, чувство коллективизма, целеустремленность, гуманность и т. д.

Кроме того, игра служит средством развития и самореализации детей с ОВЗ, через игру они усваивают социальные нормы и культурные ценности, образцы поведения, установки, поведения в быту, в игре проявляется их способность к творчеству. Все это говорит о том, что ребенок, играя, включается в процесс социализации.

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей с ОВЗ в социальные отношения происходит через решение следующих задач:

1) развитие игровой деятельности;

2)приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

3) формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности.

Игра является слагаемым нескольких компонентов: это деятельность, в ходе которой развивается психика ребенка; особое отношение личности к окружающему миру; особое содержание усвоения; социально-педагогическая форма организации детской жизни; социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру); особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность.

Игровая деятельность, как подмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть., знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы- заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.)

Именно поэтому возникает необходимость правильно руководить игрой ребенка с ОВЗ. Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка с ОВЗ будет проходить с различными затруднениями.

Каждый вид игр (дидактические, подвижные, сюжетные) имеет свои осо-бенности в методике проведения. При этом педагогам необходимо соблюдать определенные педагогические условия: владение системой знаний об игре; методически правильно руководство игрой; правильно подбор игрушек с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный, эмоциональный контакт с ребенком, искренне заинтересовавшись его деятельностью. Воспитатели и родители не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. С другой стороны, нельзя предоставлять ребенка с ОВЗ самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию. Регулярное проведение сов-местных игр обогатит воспитанников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития.

Мы выделяем ряд игр, способствующих успешной социализации детей с ОВЗ раннего возраста:

1) сюжетные игры («Больница», «Магазин» и т. д., которые являются формой моделирования ребенком социальных отношений;

2) театрализованные игры («Репка», «Колобок» и т. д.) – одно из эффективных средств социализации воспитанников, в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувств партнерства, способов позитивного взаимодействия;

3) подвижные игры («Мыши» и т. д.) выступают как условие развития культуры ребенка. В них ребенок осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, воображение, формируются социальные ка-чества;

4) дидактические игры («Позови ласково», «Новоселье куклы», «Назови свой цвет») способствуют социально-нравственному развитию : в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, сочувствовать и т. д.

Так как игру дошкольника невозможно представить себе без разного рода игрушек, воспитатели и родители должны обращать особое внимание на создание специального игрового пространства. Для этого в игровой комнате должны быть оформлены игровые зоны, имеющее театрализованные, дидактические и настольные игры.

Игрушка должна покупаться с учетом возраста ребенка, главное внимание следует обращать не на ее красочность или стоимость, а на педагогическую ценность. Кроме того, игрушка должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям и развивать эстетический вкус ребенка. Следует избегать игрушек, которые могут нанести физический или моральный вред ребенку.

Таким образом, играя в игры, ребенок с ОВЗ получает и обобщает знания об окружающем мире, игра развивает у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим, развивает интеллектуальные качества и физические способности. Игра становится способом выделения и моделирования отношений между людьми, и, следовательно, становится средством усвоения социального опыта.

Список используемой литературы.

1. Батяева Н. О подготовке к сюжетно – ролевой игре. // Дошкольное воспитание 1983. № 6. С. 12-14.

2. Богуславская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности дошкольников в условиях дидактической игры. // Психология и педагогика игры дошкольника. М. 1966. С. 54-67.

3. Бондаренко А. Формирование социальной активности дошкольников по-средством дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 1987. № 3 С. 23-26.

4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада 2-е изд. М. Просвещение, 1991.

5. Развитие социальной уверенности у дошкольников. Пособие для педагогов дошк. учреждений. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Публикации по теме:

«Знакомство детей с предметным окружением посредством игровой деятельности» к семинару-практикуму с родителями .

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе посредством игровой деятельности .

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников посредством игровой деятельности Выпускная работа на тему: «Формирование позитивных установок к различным видам труда у детей младшего дошкольного возраста посредством игровой.

Консультация для родителей «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Консультация для воспитателей ТЕМА: «Формирования навыков общения у детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности» Подготовила:.

Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду»Опыт работы «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в детском саду» Отдел управления образованием Динской район БДОУ «Детский сад №29» Тема: «Развитие речи посредством театрально-игровой деятельности в.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчет по самообразованию «Формирование речи детей посредством игровой деятельности во второй группе раннего развития» В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества- речью. На втором году он понимает обращенную к нему речь, сам начинает.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира Загитовна Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. От того, как.

Социализация детей с ОВЗ в среде сверстников посредством организации речевой гостиной «Говорушкины посиделки» Для современного общества проблема развития речи детей очень важна. Большое количество детей имеет речевые нарушения. При этом не просто.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация детей с ОВЗ посредством игровой деятельности
Опубликовано: 16 марта 2017 в 14:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД