МААМ-картинки

Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации

Оксана Юрьевна Садреева
Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Публикация «Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации» размещена в разделах

(слайд 2) Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении «социализация» начинается с ясельной группы. Именно в этом возрасте ребенок в полной мере впервые знакомится с миром взрослых, учится общаться с другими детьми. Первой ступенью в этом процессе является адаптация детей младшего возраста к детскому саду. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе многого неизвестного, другой стиль общения. Все это обрушивается на малыша одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.

(слайд 3) Сравнительный анализ адаптации в нашем ДОУ в течение нескольких лет показал, что лишь 20% детей имеют и лёгкую степень адаптации, 40% детей имеют среднею и тяжёлую степень адаптации. Дети не имеют опыта общения с другими людьми, у детей не сформированы навыки предметно-игровой деятельности, родители не формируют у детей навыки самостоятельности. По итогам анкетирования родителей 65% заявили о необходимости функционирования группы ранней адаптации. Исходя из этих данных, в 2014году была организована группа ранней адаптации «Кроха» для детей с 2-х до 3-х лет, которая пользуется большим спросом у будущих воспитанников и их родителей. Выпускники данной группы в 2015году значительно легче влились в детский коллектив.

Так как в адаптационной группе время пребывания детей ограничено, это предъявляет особые требования к организации воспитательно-образовательного процесса. Для детей, приходящих в группу по субботам на 3 часа ( с 09: 00 до 12:00) образовательный процесс организовывается максимально компактно, чтобы не упустить из виду ни одного важного направления развития ребенка.

Работа по социализации детей младшего возраста проходит исходя из поставленных перед собой целей: (слайд 4)

• усовершенствовать самостоятельность детей в предметно – игровой деятельности и самообслуживании;

• расширить ориентировку в ближайшем окружении;

• научить умению играть и действовать рядом.

Для реализации данных направлений необходимо решить следующие задачи: (слайд 5)

• сформировать представления о ближайшем окружении, о простейших связях между ними;

• научить представлениям, умениям и навыкам самообслуживания;

• сформировать представления о природном окружении (овощи и фрукты, животные, растения);

• сформировать представления о явлениях общественной жизни.

Чтобы решить эти задачи я использовала следующие приемы и методы, технологии:

1. Сказкотерапия. Суть сказкотерапии в том, что бы составлять сказку, которая отражала бы трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.

Виды сказок, которые я применяю в сказкотерапии:

• народная или художественная сказка – оказывает духовно-нравственное воспитание, формирует чувства взаимопомощи, сопереживания, долга, сочувствия и т. д. ;

• обучающая или развивающая сказка – расширяет знания ребенка об окружающем пространстве, правилах поведения в различных жизненных ситуациях;

• диагностическая сказка – помогает определить характер ребенка и выявляет его отношение к миру;

психологическая сказка – вместе с героем ребенок учится преодолевать свои страхи, неудачи и обретать уверенность в своих силах.

Схема терапевтической сказки

• подбор героя (похожего на ребенка);

• описание жизни героя;

• помещение героя в проблемную ситуацию (по аналогии с проблемой ребенка);

• герой ищет и находит выход.

Со сказкой можно продолжать работу и после прочтения. Методов совместной увлекательной работы в сказкотерапии может быть очень много.

Варианты работы со сказкой

• нарисовать, слепить или выразить сказку в виде аппликации;

• изготовить своими руками куклу по мотивам сказки;

• сделать постановку сказки в виде настольного театра.

(слайд 6) Например сказка репка. Там была маленькая мышка и без нее репку не вытянули. Надо дать понять ребенку, что мышка маленькая, но уже сильная как он, и что без нее не обойтись, что она нужна. Ребенок чувствует, что он нужен и что он тоже многое может хоть и маленький.

2. Чтение потешек в процессе режимных моментов.

(Слайд 7) Люлю - люлю, ой, люли

Прилетели голуби

Стали гули ворковать,

Нашу деточку качать.

Баю-бай, баю-бай

Поскорее засыпай

Баю-бай, баю-бай

Спи, малыш мой, засыпай.

(Слайд 8)

Мы вагоны прицепили

И по рельсам покатили.

Красный, желтый, голубой –

Все цвета везем с собой.

3. Песочная терапия.

(Слайд 9) – рисование на цветной соли очень занимательное увлечение.

4. Музыкотерапия, ритмопластика

(Слайд 10) Здесь у детей обогащается слуховой опыт, они учатся различать звуки по высоте, узнавать звучание различных музыкальных инструментов: колокольчики, ложки, барабаны, дудочка, металлофон, маракасы, бубен, треугольник, свистульки. Развивается слуховое восприятие, умение слушать высокий и низкий тембр в музыке.

(Слайд 11) А ритмопластика помогает развить у детей выразительность в движениях, эмоциональной отзывчивости на музыку; формируется умение исполнять простейшие плясовые движения.

5. Пальчиковые игры.

Самые простые это – ладушки, этот пальчик, мы капусту и т. д.

(слайд 12) Кораблик

По реке плывёт кораблик,

Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)

У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)

У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)

Но страшны им только кошки,

Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим).

С суджоками и мячиками.

6. Нетрадиционные методы рисования

(Слайд 13) Традиционное рисование предполагает использование карандашей, красок и в качестве носителей- бумаги и ткани. В нетрадиционном рисовании можно использовать всё - овощи, фрукты, чернила, сок, пальцы, ладони, макароны, крупы. …В качестве носителей - фактурированную, гофрированную, промокательную и прочую бумагу, обои, ткани и многое, многое другое.

7. Пальчиковый театр

(Слайд 14) Деревянный, вязанный, тканевый, бумажный и т. д.

8. Игры, направленные на развитие: восприятия, мелкой моторики, речи, мышления, памяти и воображения.

(Слайд 15, 16, 17)

Макароны на шнуровке

Клавиатура

Бигуди на резиночках

Прищепки

Баночки с геометрическими фигурками или с разными цветами

Проволока

Фасоль

Фигурки по коробочкам

Такие игры и упражнения в период адаптации способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, созданию благоприятного положительного климата в группе, развитию внимания., восприятия, речи, воображения,

В развитии социализации детей младшего возраста немаловажную роль имеет сюжетно-ролевая игра. Дети желают и стремятся быть похожими на взрослых. Игра, как никто другой способствует этому. В сюжетно-ролевой игре дети могут быть кем угодно и мамами, и папами, и дочками, и даже разными зверюшками. Они осваивают новые предметы, понемногу начинают знакомиться с профессиями (продавец, парикмахер, повар, доктор) и действиями взрослых (готовить, лечить, ходить в магазин, кормить, укладывать спать, учатся общению друг с другом. (Слайд 18)

Уделяется внимание гендерному воспитанию.

Современные авторы (Л. В. Градусова, Е. А. Кудрявцева и другие) считают, что женщину в девочке, также как и мужчину в мальчике, следует формировать с дошкольного возраста. Иначе при становлении личности девочки и мальчика неизбежны отклонения, приводящие к эмоциональному неблагополучию среди сверстников, а в дальнейшем – препятствующие выполнению семейной и общественной функции. Мы предлагаем детям игровые роли противоположного пола (мама, папа). (Слайд 19) Мальчиков заинтересовываем различным игрушечным транспортом, строительством. (Слайд 20) Девочкам же больше предлагаем игры в «дочки – матери», с ряженьем. Уже с этого возраста мальчики учатся уступать девочкам. Это, конечно, задатки гендерного воспитания. Но воспитывать из мальчика будущего мужчину, а из девочки будущую женщину нужно начинать уже в раннем возрасте.

Считаю что проблема адаптации у детей младшего дошкольного возраста важная и необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей младшего возраста в детском саду.

У нас так же есть совместные утренники детей с родителями. Мы совместно готовимся к ним. Танцуем, играем и т. д. (слайд 21,22,23,24)

В заключении своего выступления хочу подчеркнуть, что для воспитания полноценной личности необходимо способствовать социализации ребенка в его первых социумах – семье и группе детского сада, которые могут способствовать его социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешному взаимодействию с окружающим миром. Результатом ранней социализации является готовность в дальнейшем детей к школе и свободное общение со сверстниками и взрослыми. От того, как происходит процесс ранней социализации во многом зависит дальнейшая жизнь человека, так как в этот период примерно на 70% формируется человеческая личность. (слайд 25)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Групповое занятие «Круг» Ю. Зарубина для короткой адаптации детей в условиях Срцн В ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделение пгт Осинки поступают дети из неблагополучных семей, дети оставшиеся без попечения родителей. Возраст.

Консультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детейКонсультация для воспитателей по эффективному взаимодействию с родителями в условиях адаптации детей В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС» Темой для самообразования воспитателей группы №4 на 2015 – 2016 уч. год стало «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях.

Помощь ребенку в адаптации в условиях психоневрологического санатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ I. Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).

Психологические аспекты социальной адаптации младших подростков при переходе в среднее звено школьного обучения В настоящее время в российской и зарубежной научной психолого-педагогической литературе активно изучается проблема социальной адаптации.

Самообразование воспитателя: Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников Тема: «Метод проектов как форма ранней профориентации старших дошкольников» Начало работы: 01.09.2016г Окончание работы : 25.05.2017г.

Совместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптацииСовместная деятельность — первые уроки творчества в условиях адаптации В продолжении консультации для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности.

Коррекция речевых нарушений младших дошкольников в условиях группы общеразвивающей направленности В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Хочется подчеркнуть, что проблема помощи детям, имеющих.

Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС до (из опыта работы воспитателя) «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» из опыта работы воспитателя младшей разновозрастной группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социализация младших дошкольников в условиях группы ранней адаптации
Опубликовано: 28 ноября 2016 в 10:17
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД