Получи документы

Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна»

Валентина Шкарупа
Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна»

Cоциализация ребенка с Синдромом Дауна в ДОУ общеразвивающего вида

В. Н. Шкарупа,

Педагог-психолог МКДОУ д/с «Ёлочка с. Покосное

Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.

Публикация «Консультация „Социализация ребенка с Синдромом Дауна“» размещена в разделах

Наше дошкольное учреждение является детским садом общеразвивающего вида. В связи с поступлением в детский сад ребенка с синдромом Дауна, в учреждении начала функционировать инклюзивная дошкольная группа, в которой осуществляется совместное образование здоровых детей и ребенка с ОВЗ. В массовой дошкольной группе (средняя группа для детей 4-5 лет) в форме инклюзии обучается один ребенок с синдромом Дауна. Ребенок был зачислен в детский сад на основании заявления родителей в возрасте трех лет. В индивидуальной программе реабилитации ребенку рекомендовано обучение в специализированном дошкольном учреждении для детей с ЗПР.

Позиция родителей ребенка с синдромом Дауна

Из бесед с родителями воспитанника с ОВЗ, выяснили, что основной причиной, по которой они отдают ребенка в детский сад, является его социализация в коллективе сверстников, чтобы ребенок научился общаться (взаимодействовать) с детьми. Первые ожидания родителей – благополучная адаптация ребенка к условиям дошкольной организации.

Опыт свидетельствует о том, что дети с синдромом Дауна подвержены тем же благоприятным и неблагоприятным факторам окружающей среды, что и обычные дети. На их развитие влияют не только состояние здоровья и качество ухода со стороны родителей, но, в большей степени, и их положение в семье, качество обучения, социальный статус родителей.

Отношение педагогов

Организация инклюзии в нашем детском саду, как и во многих других детских садах находится на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу. Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей обеспечивает педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ.

Главная цель педагога-психолога состояла в подготовке всех участников образовательного процесса массовой группы к включению в нее ребенка с ОВЗ.

Основная проблема, на наш взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы в условиях инклюзии. Однако педагоги показали достаточный уровень психологической готовности к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна. С воспитателями была проведена консультативная и разъясняющая работа по изучению научных исследований детей с синдромом Дауна, оказывается методическая и психологическая помощь.

Работа консилиума

В учреждении действует ПМП консилиум. Все основные задачи и функции по организации инклюзии решаются в рамках его деятельности.

Основные задачи:

- определение тактики и технологий коррекционно-развивающей работы специалистов, включая режимные моменты, а также мероприятий по социализации включенного ребенка;

- реализация и динамическая оценка эффективности мероприятий в направлении оценки степени включения;

- экспертные задачи по изменению образовательной траектории (образовательного маршрута);

- координация взаимодействия специалистов, а также всех участников образовательного процесса;

- анализ ресурсов.

Важно отметить, что в организации инклюзии необходимо соблюдение всех нормативных документов, в том числе обязательным является заявление на согласие родителей о психолого – медико – педагогическом обследовании и сопровождении ребенка.

В рамках работы консилиума определены : возможности инклюзии конкретного ребенка, условия и формы интеграции, инклюзии; осуществлено психолого – медико – педагогическое обследование ребенка; разработан совместно с педагогами индивидуальный образовательный маршрут на основе программы индивидуального сопровождения.

Позиция родителей нормально развивающихся детей

Успешность инклюзивного образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме инвалидности, особенно детской; без формирования положительного информационного пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения общества к детям с нарушениями в развитии и инвалидностью; без создания условий, способных изменить отношение общества к инвалидности и помочь в преодолении стереотипов.

Освещая проблему, предварительно, перед определением (поступлением) ребенка с ОВЗ в группу сверстников, провели работу с родителями, нормально развивающихся детей. Организовали родительское собрание, в ходе которого осветили основные аспекты инклюзивного образования, включая нормативную (законодательную) базу и поясняя преимущества совместного обучения и воспитания, нормально развивающихся детей и ребенка с синдромом Дауна.

Разъяснили родителям, что общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход. Обычные дети получат разнообразный опыт общения и самопознания.

Все взаимодействие с родителями, направлено на решение задач:

- формирование у родителей восприятия ребенка таким, какой он есть, «не больным», а отличающимся от других;

- повышение активности родителей, помощь в понимании проблемы интегрированного (инклюзивного) образования и включение в него своих детей;

- установление эмоционально положительных, доверительных отношений между всеми участниками образовательного процесса.

Условия в группе

Для успешной социализации необходимо организовать удовлетворение основных потребностей ребенка, как органических (в отдыхе, приеме пищи и пр., так и социальных (в доверительных контактов и сотрудничестве со взрослым, познании, признании, одобрении и т. п.) в новой среде и новыми средствами.

В работу по социализации данного ребенка включены все специалисты нашего ДОУ: воспитатели группы, педагог-психолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Специалисты разработали индивидуальный образовательный маршрут для ребенка. При разработке содержания маршрута мы исходили из тех факторов, которые могут вызвать у ребенка состояние эмоционального срыва при переходе на следующую возрастную ступень. Ведь с начало нового учебного года ребенок переходит в новую незнакомую ему группу, но группа детей остается прежней, знакомится с новыми воспитателями. Поэтому работа по маршруту строится с учетом адаптационных ресурсов ребенка. Все факторы объединены в три проблемы, соответствующие этапам:

- новая организация взаимодействия с взрослыми;

- новая организация среды;

- необходимость взаимодействия с ровесниками.

На всех этапах социализации, учитываются особенности взаимодействия с ребенком с синдромом Дауна :

- обязательную организацию взаимодействия,

- общение со стороны взрослого и сверстников по отношению к данному ребенку,

- предъявление адекватных требований,

- использование приёмов дополнительной коммуникации,

- ориентирование ребёнка в распорядке дня.

Индивидуальная работа

Согласно разработанному нами индивидуальному образовательному маршруту ребенок занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком. Дополнительно с ребенком организует работу и педагог-психолог, используя в работе технологии АРТ-терапии (игры с песком, рисование пальчиками, настольный кукольный театр и др.)

Наши первые результаты

Несмотря на объективные возрастные особенности ребенка, его поведение, привычки и первые интересы зависят от среды и, главным образом, характера непосредственных влияний на ребенка окружающих его взрослых, воспитания и обучения.

Совместная работа педагогов, родителей и данная технология способствуют успешной социализации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.

В результате, ребенок способен к самостоятельным действиям: сформированы основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).

Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный эмоциональный фон, наблюдаются разнообразные эмоции и способы их выражения.

Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить (любит сервировать стол). Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Адекватно реагирует на замечания, запреты взрослого.

Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художественной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкально – физкультурном зале, но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.

Успешная социализация ребенка с ОВЗ в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка с ОВЗ в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.

Публикации по теме:

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1) Часть 2 Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью,.

Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 2) Часть 1 6. Запомните: ребенок, которому разрешают всё – это не счастливый, а избалованный ребенок. Не бойтесь идти наперекор его желаниям.

Характеристика на ребенка с синдромом Дауна ХАРАКТЕРИСТИКА Дана на ребенка дошкольного возраста …. в том, что он посещает МКДОУ детский сад «Золотой ключик» с апреля 2014 года. За.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми с синдромом Дауна «Прогулка в осенний лес» Задачи: Образовательные: - Закреплять знания об осенних явлениях в природе. -Учить подражательно и произвольно воспроизводить заданное эмоциональное.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с синдромом Дауна» МБДОУ «Детский сад № 23 «Берегиня» компенсирующего вида» города Чебоксары Консультация для педагогов «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Задания из блока № 2, базирующиеся на умении оперировать одним понятием 1. Задание «Карточки с картинками» Цель Развитие внимания и интереса.

Особенности логопедической работы детей с синдромом Дауна раннего возраста в условиях дома ребенка Огромное значение в коррекционной работе имеет взаимодействие логопеда с врачами и воспитателями. Логопедическая работа строится на подборе.

Программа речевого развития детей с синдромом Дауна Пояснительная записка Рабочая программа по развитию речи для дошкольников с синдромом Дауна разработана с учетом возрастных, личностных.

Воспитание ребенка с болезнью Дауна Болезнь Дауна является наиболее распространенным видом хромосомных болезней, обусловленных изменением числа или структуры хромосом. Это.

Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Зачем нужно специально заниматься с ребенком? Обучая детей с синдромом Дауна, мы ставим перед собой цель максимально развить их познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Социализация ребенка с Синдромом Дауна»
Опубликовано: 18 октября 2015 в 09:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД