Получи документы

Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада

Елена Прохорова
Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада

Все дети в нашей стране имеют одинаковые права на жизнь, здоровье, получение медицинской помощи и т. д. Одним из прав является получение бесплатного образования. К сожалению, в настоящее время все больше появляется людей, относящихся к категории граждан с «ограниченными возможностями здоровья». Только за последние двадцать лет количество людей, относящихся к данной категории, в России увеличилось в два раза. По данным ВОЗ таких детей в нашей стране около 900 тысяч[3].

Публикация «Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада» размещена в разделах

Ограниченные возможности здоровья - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. Так же термин «ограниченные возможности здоровья» может быть приравнен к таким понятиям как «инвалидность», «аномальное развитие». Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены социальной дезадаптации, вследствие нарушений навыков самообслуживания, подвижности, самостоятельного передвижения, затруднений в общении и обучении.

У каждого человека есть неотъемлемое право на участие в социальной жизни общества, а так же свобода выбора, свобода доступа общественных знаний. Дети, которых можно отнести к той или иной категории аномального развития, особенно нуждаются в поддержке и социальной адаптации, так как соблюдение их прав и свобод затруднено.

Давно известно, что чем раньше начинает вестись коррекционная работа, тем более адаптированным в социуме будет ребенок в будущем. Именно поэтому уже с дошкольного возраста следует вовлекать детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив.

Работа педагогов крайне непроста. Одним из первых шагов в социальной адаптации особых детей является работа с нормально развивающимися детьми: следует донести с самого раннего детства, что все люди разные, у каждого свои какие-то особенности и следует не только принять такого ребенка в коллектив, но и помогать ему по мере возможностей. Должна проводиться регулярная работа с родителями не только воспитанника с особыми образовательными потребностями, но и каждого ребенка в группе[1].

Одним из сложных моментов вхождения в социум для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является период адаптации. Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального приспособления к среде [3]. У ребенка с нарушениями в психическом или физическом развитии этот процесс крайне затруднителен и продолжителен. Такие дети могут не вступать в контакт, прятаться, избегать совместных игр с детьми, могут кричать и плакать и не отпускать родителей. Для преодоления такого состояния ребенка, для безмятежного времяпрепровождения в группе требуется создание комфортных условий – необходимо успокоить ребенка, заинтересовать его игрушками в группе, предложить интересную роль (например, выполнить обязанности дежурного или назначить ведущим в групповой игре) а так же воспользоваться помощью педагога-психолога.

В настоящее время нуждающимся детям предлагаются такие варианты обучения, как инклюзия и интеграция[2]. Инклюзивное образование заключается в совместном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми с нормой развития. Для эффективного обучения аномальных детей окружающую обстановку корректируют под них: обеспечивают пандусами, группы организуют в более доступных местах, моделируют благоприятное образовательное пространство, оснащают необходимой аппаратурой.

Интеграция, в свою очередь, позволяет совместно обучаться детям с ОВЗ с нормально развивающимися детьми без реорганизации пространства. В данном случае ребенок приспосабливается к уже имеющимся условиям образовательного учреждения. Но и при интегрированном обучении всегда предусматривается дополнительная помощь нуждающимся детям.

Так же практически во всех образовательных дошкольных учреждениях организованны группы краткосрочного пребывания, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут находиться в детском саду несколько часов. Пребывание ребенка в окружении сверстников, посещение коллективных занятий оказывает влияние на его гармоничное развитие, оказывает влияние на развитие диалогической и связной речи, активизирует внимание, память, мышление, что позволяет в дальнейшем успешно социально адаптироваться.

В каждом детском саду обязательно работают такие специалисты, как педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи. В отдельных дошкольных учреждениях так же возможно наличие таких специалистов узкой направленности, как сурдолог, тифлопедагог, олигофренопедагог. Целенаправленная и систематическая работа этих педагогов так же оказывает огромное влияние на социальную адаптацию воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Если ребенку необходима индивидуальная систематическая помощь, сопровождение на занятиях, то в таких случаях возможно нахождение в группе родителей ребенка, обеспечивающих ему комфортное пребывание в детском саду или специально подготовленного сопровождающего – тьютора.

В рамки благоприятной социальной адаптации так же входит посещение всевозможных кружков и секций, творческих студий и объединений. Участие в массовых мероприятиях, таких как спортивные соревнования, театрализованное представление, пение – так же доступны для воспитанников с особыми образовательными потребностями.

Вовлечение особых детей в активную социальную среду, обеспечение им общения со сверстниками, участие в спортивных мероприятиях – все это обеспечивает раннее вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в социум и помогает в будущем стать полноценными членами общества.

Таким образом, в нашей стране в настоящее время идет активное вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные дошкольные учреждения. Им оказывается всевозможная педагогическая и психологическая поддержка. Так же развиваются такие направления, как инклюзия и интеграция, проводится оснащение помещений необходимыми приспособлениями для детей с особыми образовательными потребностями, что обеспечивает их успешную социальную адаптацию и открывает двери во взрослую дееспособную жизнь.

Список литературы:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. —— М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368с

2. Акимова О. И. "Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья" // Инклюзивное образование : методология, практика, технология. – 2011. Материалы международной научно-практической конференции 20-22 июня 2011: под ред. С. В. Алехиной. – М. : МГППУ, 2011.

3. Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. - М. : Академический проект, 2001.

Публикации по теме:

Инклюзивное образование в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья Инклюзивное образование – прогрессивный шаг в развитии образования детей с ограниченными возможностями здоровья и становится широко распространенной.

Методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Об инклюзивном обучении сейчас много говориться, и пишется, казалось бы, информации много, но как оказалось на практике, педагогам не хватает.

Новогодний сценарий для детей с ограниченными возможностями здоровья (или для неподготовленных детей)Как ребята огоньки искали. (для детей 5-7 лет) Снегурочка Карлсон Дед мороз Кр. Шапочка Базилио Алиса.

Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание Григорьева Вера Николаевна Закончила: ГОУВПО г. Биробиджан. Специальность по диплому: Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта.

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада Протокол заседания методического объединения воспитателей МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» № 2 _от 11.10.2016г. Организация.

Особенности общения детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация В данной статье раскрываются особенности общения детей, которые имеют отклонения в здоровье. Рассматривается понятие общение в.

Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья)Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Праздник детства (для детей с ограниченными возможностями здоровья) Вед: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня.

Рекомендации родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. 1. Не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все. 2. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой",.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья Аннотация:в статье рассматриваются вопросы взаимодействия дошкольного образовательного взаимодействия с семьей, приведены наиболее эффективные.

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социальная адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного детского сада
Опубликовано: 16 января 2017 в 20:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД