Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)

Фарида Залюдинова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».

Выделяется две группы задач:

1. Помочь ребёнку в овладении трудовой деятельностью:

- овладение трудовыми навыками и умениями.

- овладение структурной деятельностью

2. Развитие личности ребёнка в труде:

- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;

- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;

- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться,раздеваться. Помогают друг- другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот.

Хозяйственно-бытовой труд – дети с большим удовольствием наводят порядок в группе (Винокурова Л,Морозова Т, Гилязетдинова М, Гагарин В, Горбунов М и другие дети)

Труд в природе – В группе помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми в марте сажаем семена цветов за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом,

Ручной и художественный труд – Очень много делаем разнообразных поделок из природного материала и бросового (человечки, снеговик, открытки к праздникам, участвуем в конкурсах, где дети занимают призовые места, так в конкурсе «Лучшая новогодняя открытка» Залуцкая А получила 1 место, Поскребкова Я во Всероссийском конкурсе «Мир во всем мире» стала лауреатом, на всероссийском конкурсе на лучшую поделку Зимин А занял 1 место и так далее). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Умственный труд – Дети во время труда думают о том как лучше убрать игрушки, следят за чистотой одежды у кукол (стирают).

 Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Детский труд своеобразен:

- он прост по содержанию;

- доступен по характеру выполняемых действий

- связан с игрой.

Связь игры с трудом - отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).

Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности:

- инициатива

- товарищеская взаимопомощь

- хорошее выполнение

В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают пом. воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям.

Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов.

Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания.

Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Коллективный труд воспитывает:

- чувство локтя

- защищённость

- взаимопонимание

- создаёт положительный эмоциональный настрой,

Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых

Были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, методиста, прачечную,на кухню) сотрудники рассказывали о своем труде. После того как познакомила с трудом повара приготовили пиццу, булочки, сделали салат винегрет, фруктовый салат.

Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада.

Очень часто ездим с детьми на экскурсии, так на детской железной дороге познакомили с трудом машиниста, проводника, кассира.

На экскурсии в «Краеведческий музей» с профессией экскурсовода. Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания

Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств

Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников Консультация для педагогов ДОУ. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников в наше время. Повседневная жизнь, семья, общение.

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Научная лаборатория
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)
Опубликовано: 14 октября 2013 в 10:13
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Комплексное занятие во второй младшей группе по аппликации по теме: «Консервируем...
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: Формирование интереса у...
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...