МААМ-картинки

Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)

Фарида Залюдинова
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзно трудиться».

Выделяется две группы задач:

1. Помочь ребёнку в овладении трудовой деятельностью :

- овладение трудовыми навыками и умениями.

- овладение структурной деятельностью

Публикация «Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)» размещена в разделах

2. Развитие личности ребёнка в труде :

- развитие свойств, нравственно – волевых качеств личности;

- формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия;

- воспитание отношения к труду, - заложение основ трудолюбия. Воспитывать уважение к людям и профессии.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре группы: Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание – Дети в группе умеют одеваться,раздеваться. Помогают друг- другу. Правильно моют руки, после приема пищи ополаскивают рот.

Хозяйственно-бытовой труд – дети с большим удовольствием наводят порядок в группе (Винокурова Л,Морозова Т, Гилязетдинова М, Гагарин В, Горбунов М и другие дети)

Труд в природе – В группе помогают поливать, протирать листья, опрыскивать растения. Вместе с детьми в марте сажаем семена цветов за которыми ухаживаем, наблюдаем за их ростом,

Ручной и художественный труд – Очень много делаем разнообразных поделок из природного материала и бросового (человечки, снеговик, открытки к праздникам, участвуем в конкурсах, где дети занимают призовые места, так в конкурсе «Лучшая новогодняя открытка» Залуцкая А получила 1 место, Поскребкова Я во Всероссийском конкурсе «Мир во всем мире» стала лауреатом, на всероссийском конкурсе на лучшую поделку Зимин А занял 1 место и так далее). Этот труд развивает фантазию, воображение, творческие способности, развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, умению доводить дело до конца.

Умственный труд – Дети во время труда думают о том как лучше убрать игрушки, следят за чистотой одежды у кукол (стирают).

 Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка, формирование его личности является воспитание у него трудолюбия.

Трудолюбие – проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в её процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде.

Детский труд своеобразен :

- он прост по содержанию;

- доступен по характеру выполняемых действий

- связан с игрой.

Связь игры с трудом - отражают труд близких людей. Трудовые действия носят подражательный имитационный характер, но это ещё именно игра, а не труд. Так на участке организовываем в игровой форме уборку участка (дети «рабочие» увозят мусор на «машинах», тачках).

Вместе с детьми ремонтируем (лечим) книги, игрушки.

Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности :

- инициатива

- товарищеская взаимопомощь

- хорошее выполнение

В группе имеется уголок дежурства. Дети помогают пом. воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям.

Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе. Дети достигли определённых успехов.

Общий труд детей способствует решению задач нравственного воспитания.

Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.

Коллективный труд воспитывает :

- чувство локтя

- защищённость

- взаимопонимание

- создаёт положительный эмоциональный настрой,

Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам. Добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в приобщении к миру взрослых

Были организованы экскурсии (в кабинет к заведующей, методиста, прачечную,на кухню) сотрудники рассказывали о своем труде. После того как познакомила с трудом повара приготовили пиццу, булочки, сделали салат винегрет, фруктовый салат.

Во время знакомства с профессией дворника вместе с ним убирали территорию сада.

Очень часто ездим с детьми на экскурсии, так на детской железной дороге познакомили с трудом машиниста, проводника, кассира.

На экскурсии в «Краеведческий музей» с профессией экскурсовода. Ознакомление с трудом взрослых – это средство позволяет расширить представление ребёнка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду. Ознакомление с трудом взрослых направлено на решение интеллектуально-нравственных задач трудового воспитания

Художественные средства, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С данной группой средств у детей формируется представление о содержании труда, об отношении людей к труду, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

В народных пословицах, поговорках, сказках, заключены важные мысли о ценности труда. Художественное слово помогает формировать нравственное отношение к труду, высокие идеалы. Произведения изобразительного искусства то же могут быть средством решения воспитательных задач. Они помогают конкретизировать представления ребёнка и способствуют воспитанию чувств

Детский труд оказывает большое влияние на всестороннее развитие личности ребенка. В социально-личностное развитие ребенка труд также вносит неоценимый вклад. В труде укрепляются такие качества личности как: готовность к преодолению трудностей, стремление сделать порученное дело хорошо, т. е. добросовестность, дисциплинированность, самостоятельность, инициативность. Трудолюбие – одно из важнейших нравственных качеств личности. Труд дает ребенку возможность проявить реальную заботу о других людях, а также прививает навыки сотрудничества и коллективизма – умение работать сообща и дружно, помогая тем, кто рядом. Труд в природе формирует ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников Консультация для педагогов ДОУ. Актуальность проблемы экономического воспитания дошкольников в наше время. Повседневная жизнь, семья, общение.

Презентация на тему «Помогаем каждый день, ведь трудиться нам не лень!» Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-личностное развитие дошкольников в процессе трудового воспитания (из опыта работы)
Опубликовано: 14 октября 2013 в 10:13
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД