Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки

Вера Козлова
Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки

Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки

Дошкольное детство – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослым и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Одним из самых действенных средств социально- личностного вос-питания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Именно она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, в их поведении, пользуясь при этом не назидательными поучениями, а убедительными, эмоционально воздействующими средствами. Яркие, полнокровные образы произведений художественной литературы и устного народного творчества, запечатлеваясь в сознании читателя, оказывают на него сильное воспитательное воздействие.

Парциальная программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», помогает знакомить детей с русскими народными сказками.. Из поколения в поколение она передаётся, как кладезь мудрости. Не даром говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок».

Актуальность и педагогическая направленность сказки

1.В сказке зашифрованы важнейшие общечеловеческие ценности:

Сказка раскрывает перед ребёнком картину мира и взаимоотношения между людьми, именно в сказке ребёнок учится преодолевать препятствия и проблемы, находить выход из типичных жизненных ситуаций, которые - как знать могут встретиться в его жизни.

Т. О. от сказки к сказке у ребёнка накапливается позитивный социаль-ный опыт, пополняется «копилка житейской мудрости».

2. Сказка – это социальная память народа, для ребёнка немаловажен вопрос «Кто я?», «Откуда я? И какого рода, племени?» Сказка погружает ребёнка в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни. Самобытен и язык сказки (В сказках много пословиц, поговорок очень метких и поучительных).

«У русского народа свои национальные особенности в том числе в морали и этике, которые необходимо учитывать при воспитании» М. М. Сперанский. 3.Сказка раскрывает перед ребёнком то, что в мире есть зло, но непременно присутствует и добро, которое в конечном итоге побеждает, но не само по себе, а путём преодоления трудностей. Сказка даёт сценарии, которые ведут к победе, и которые можно применить в реальной жизни. Так сказка нравственно закаляет ребёнка.

4. Сказка дидактична. Нравоучение даётся не прямо (типа: «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», а через поступки героев и о нём надо догадаться, порассуждав и поразмыслив вместе со взрослым. При этом мораль прозрачна и понятна ребёнку и осваивается на эмоциональном уровне.

5. Гендерный подход – символика сказочных образов даёт яркое вызывающее желание у ребёнка подражать мужские и женские образы, раскрывает их характеры. (Для девочки это красна девица-рукодельница, умница; Пава, лебедь Белая; а для мальчиков – Добрый молодец, сильный, отважный, любящий Родину).

6. Сказка – её фантастический мир пробуждает творческие способности детей. Она приглашает детей к соавторству, помогает преодолевать стереотипы мышления.

Почему ребёнок тянется к сказке?

1. Оптимизм сказок особенно нравится детям, дети всегда уверены в том, что добро победит. Сказки не знают непоправимых несчастий.

2. Увлекательность сюжета, описание чудес, необычных событий, за-бавность и присутствие юмора. Оказывает сильное эмоциональное влия-ние, создаёт у детей впечатление непосредственного участия в событиях сказки.

3. Ребёнок легко принимает образ героя. Этому способствует простота, образность и выпуклость в изображении главных черт характеров.

4. Дети интуитивно чувствуют, что сказки не реальны, но допускают, что события сказки могли бы происходить в действительности.

5. Ребёнок хочет подражать взрослому, быть сильным смелым, ловким, умным. В сказке возможно всё и мечта сбывается.

6. Детское видение мира, оценочная система, с которой к окружающему подходит ребёнок «белое» и «чёрное», как и психологическая специфика сказок тяготеет к противоположности.

Алгоритм работы со сказкой

1. Выяснение основной темы, идеи сказки - О чём сказка? Чему она учит? В какой ситуации нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали

в сказке?

2. Размышление над мотивами поведения героя - Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем это ему нужно? Зачем герой был нужен другому герою?

3. Выявление способов преодоления трудностей, которые даёт сказка- Как герой решает проблему? Всё преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В какой жизненной ситуации нашей жизни нам пригодится этот способ.

4. Отношение героя к окружающему миру и самому себе- Что приносят поступки героя окружающим6горе, радость, прозрение? (созидатель он или нарушитель.

5. Осознание эмоций, которые вызывает сказка- Почему герой реагирует именно так? Какие эпизоды вызвали радостные (грустные чувства) Какие чувства вызвала сказка?

В работе по социально-личностному воспитанию детей необходимо опираться на психологические и возрастные особенности детей, которые заключаются в следующем:

Младший возраст:

Происходит становление эмоциональной сферы, формируются представления о самом себе, в общении ребёнок пока направлен на взрослого.

Задача – формировать положительное сочувствие отношение к героям сказки, непосредственно через сказочные образы знакомить детей с простейшими нравственными нормами. Обращать внимание детей на то, как в сказках герои проявляют любовь и заботу о старших.

В этом возрасте у ребенка усиливается потребность в общении, зарождается чувство товарищества, формируются представления о последствиях того или иного поступка. Но воспитание добрых отношений к окружающим на основе абстрактных формулировок трудна ребенку для восприятия. Поэтому обучение должно опираться на примеры из сказок, которые позволяют на ярких художественных образах объяснить малышам, как нельзя поступать и как можно.

Средний дошкольный возраст (от четырех до пяти лет)

Социально- личностное развитие ребенка 4 – 5 лет связано с накоплением опыта положительного взаимодействия с окружающими, что еще не всегда получается у детей данного возраста, поэтому задача воспитателя при знакомстве со сказками учить детей оценивать поступки сказочных героев (проговаривать, проигрывать). Нравственное правило, включенное в творческий процесс, принимается детьми без назидательства со стороны взрослого.

Старший дошкольный возраст (от пяти до шести лет)

Задача педагога : помочь освоить нормы и правила социально -личностного поведения в процессе знакомства со сказками. Работая с литературным произведением воспитатель заставляет детей говорить, думать. Опираясь на их высказывания, он подводит итог, стараясь быть ближе к уровню детского понимания образа. Осмыслению нравственной стороны ситуации способствует сопоставление понятий «добро – зло», т. е. сравнение поведения положительного героя с поведением отрицательного. Большое значение имеют вопросы беседы,

проводимой после знакомства со сказкой. Они продумываются заранее, но могут изменяться в зависимости от реакции детей понимания ими текста. Главная задача вопросов – выяснить суть нравственной проблемы, дать детям возможность выразить свое эмоциональное отношение к содержанию сказки, стремление обосновать свое суждение.

Подготовительная к школе группа(от шести до семи лет)

В конце дошкольного детства проявляется резкая дифференциация между детьми разного пола.

Задача воспитателя с помощью сказок обращать внимание мальчиков на силу и храбрость героев сказок, на то, как они защищают слабых (девочек, берут на себя работу, требующую силы, ответственности; девочкам показывать доброту, честность, трудолюбие героинь сказок.

Литература.

1. Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - СПб. ,1997.

2. Майер А. А. «Введение детей в проблемы социальной действи-тельности – Детство Пресс

3. Программа приобщения ребёнка к социальному миру – Дошкольное воспитание. №1- 1996- с. 59

Публикации по теме:

Презентация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста» Презентацие на тему: "Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста" (из опыта воспитателя подготовительной группы.

Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Организация самостоятельной и совместной деятельности в ходе режимных моментов в средней группе Вид деятельности Время Организационные.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Социально-личностное воспитание детей дошкольного возраста посредством русской народной сказки
Опубликовано: 23 марта 2013 в 13:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Моя Родина — Россия»
В целях патриотического воспитания мною был изготовлен лэпбук "Моя Родина - Россия". Данное пособие подходит для занятий с детьми. Создание данного лэпбука...
Фотоотчет по лепке «Музыкальное занятие в детском саду»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по продуктивной деятельности в разновозрастной подготовительной группе по теме «Музыкальное занятие» по мотивам занятия...
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева....
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ старшая группа. Цель: развитие связной речи....
Фотоотчет «День матери»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы готовились к празднику и как его провели. В уголке для родителей мы разместили...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Все вы знаете, что в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник – День Матери. Цель...