Социально-нравственное воспитание — основа краеведения

ирина польшина
Социально-нравственное воспитание — основа краеведения

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №3

города Лебедянь Липецкой области

Консультация для педагогов

Социально-нравственное воспитание – основа краеведения.

Подготовила

учитель-логопед

МБДОУ д/с №3

Польшина Ирина

Дмитриевна

2013г.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Учитывая возрастные особенности детей, необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве.:

- приобщение ребенка к накопленному опыту и достижениям человека (этическим, эстетическим, техническим, научным);

- педагогическое воздействие на собственно психическое развитие ребенка.

Важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми, взрослыми.

Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения.

- С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила общения с различными предметами человеческой культуры.

- С другой стороны, это нормы общения с другими людьми.

По мере освоения таких правил и норм дети постепенно регулируют свое поведение в соответствии с ними. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечивать целенаправленность этих процессов.

На протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении педагоги расширяют область социально-нравственных ориентаций и чувств детей.

Поиск путей повышения адаптивности образовательной системы является одним из принципиальных условий решения задач гуманизации образования, сохранения здоровья детей, поддержки процессов личностного развития и самоактуализации всех участников образовательного процесса. В настоящее время остро стоит задача разработки воспитательной системы, позволяющей организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении и взаимодействие с окружающим внешним миром, удовлетворяющей (системы) социальному заказу родителей, школы, учитывающей социальнокультурные условия микрорайона и, в целом, соответствующей (системы) закону государства. Воспитательная система должна включать в себя учебно-воспитательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение.

Перед педагогами встают задачи, которые необходимо решать уже в дошкольном возрасте (основа краеведения):

- Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формированию у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.

- Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей; воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

- Воспитывать этически ценные способы общения.

- Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Воспитание личности должно рассматриваться в соответствии с ФГТ педагогическим коллективом с точки зрения взаимодействия всех участников образовательного процесса, вовлечения в него «институтов детства» ближайшего социального окружения.

Считается необходимым в современных условиях, в соответствии с повышением качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ взаимодействовать не только с семьей, но и со всеми существующими в их окружении социальными институтами – будь то школа, библиотека, музей, независимо от того, какое направление – нравственно-патриотическое, социально-эмоциональное, интеллектуальное реализуется в ДОУ.

Через объединение с разными социальными структурами расширяется возможность эмоционального благополучия как предпосылки для творческих проявлений, становления индивидуальности ребенка, формирования его личности. Особенно важно такое взаимодействие в контексте патриотического воспитания дошкольников.

Известно, что формирование личности во многом зависит от родителей. Родители стали не только более образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. А если учесть современное состояние семьи, особенно молодой, с финансовыми, психологическими трудностями, то можно представить, как необходима мамам и папам психолого-педагогическая поддержка в воспитании малыша.

В настоящее время дошкольное учреждение становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах воспитания ребенка.

Социально-нравственное воспитание состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. М. Ю. Новицкая

Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании мира людей и природы, они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит пред сой любой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления им еще не осознаны, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному краю имеет его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.

Однако противоречия и проблемы, с ними связанные, сложившиеся в настоящее время в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ социально-значимых ценностей у дошкольников, в связи с чем необходимо определить эффективные пути решения проблем, наметив цель, задачи, педагогические средства их реализации по социально-нравственному воспитанию дошкольников.

Рассмотрим подробно, какие же это противоречия и проблемы, решение которых лежит на плечах педагогов.

Противоречие Проблема Пути решения

1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

Падение духовно-нравственных устоев семьи. - Вовлечение родителей в процесс культурологического развития воспитанников через различные формы взаимодействия.

- Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Родине должны передаваться детям».

2. Отечественные традиции воспитания подменяются западными образцами.

Отсутствие единых подходов в воспитании подрастающего поколения. - Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города.

- Введение материала по формированию основ социально-значимых ценностей в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

- Объединение всех ресурсов микросоциума в интересах развития и социального самоопределения ребенка.

3. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

1. Социальное расслоение общества.

2. Низкая гражданская активность людей. - Формирование личного отношения к факторам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танца и т. д.

- Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.

-Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающий их познавательную и эмоциональную активность.

Одной из задач в системе социально-нравственного воспитания дошкольников является создание модели интеграции субъектов социально-культурной среды с учетом регионального компонента как средства формирования основ патриотизма, гражданственности, социально-значимых ценностей у дошкольников; повышение эффективности связей с учреждениями культуры и образования города (края).

Предлагаем модель интеграции субъектов культурной среды в процессе социально-нравственного воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание — основа краеведения
Опубликовано: 30 августа 2013 в 12:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...