Социально-нравственное воспитание — основа краеведения

ирина польшина
Социально-нравственное воспитание — основа краеведения

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение детский сад №3

города Лебедянь Липецкой области

Консультация для педагогов

Социально-нравственное воспитание – основа краеведения.

Подготовила

учитель-логопед

МБДОУ д/с №3

Польшина Ирина

Дмитриевна

2013г.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Учитывая возрастные особенности детей, необходимо выделить два направления в отборе содержания образования в дошкольном детстве.:

- приобщение ребенка к накопленному опыту и достижениям человека (этическим, эстетическим, техническим, научным);

- педагогическое воздействие на собственно психическое развитие ребенка.

Важнейшей сферой, характеризующей продвижение ребенка, является социальное развитие. Под социальным развитием понимаются качественные изменения возможностей ребенка, связанных с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми, взрослыми.

Социальное развитие, прежде всего, характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения.

- С одной стороны, это нормы и правила, существующие в человеческой культуре по отношению к предметному миру, правила общения с различными предметами человеческой культуры.

- С другой стороны, это нормы общения с другими людьми.

По мере освоения таких правил и норм дети постепенно регулируют свое поведение в соответствии с ними. Дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечивать целенаправленность этих процессов.

На протяжении всего времени пребывания в дошкольном учреждении педагоги расширяют область социально-нравственных ориентаций и чувств детей.

Поиск путей повышения адаптивности образовательной системы является одним из принципиальных условий решения задач гуманизации образования, сохранения здоровья детей, поддержки процессов личностного развития и самоактуализации всех участников образовательного процесса. В настоящее время остро стоит задача разработки воспитательной системы, позволяющей организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении и взаимодействие с окружающим внешним миром, удовлетворяющей (системы) социальному заказу родителей, школы, учитывающей социальнокультурные условия микрорайона и, в целом, соответствующей (системы) закону государства. Воспитательная система должна включать в себя учебно-воспитательный процесс, ориентированный на семейное и социальное окружение.

Перед педагогами встают задачи, которые необходимо решать уже в дошкольном возрасте (основа краеведения):

- Развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения и формированию у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, населяющим ее.

- Способствовать усвоению детьми нравственных ценностей; воспитывать интерес к труду взрослых и стремление беречь результаты их труда.

- Воспитывать этически ценные способы общения.

- Развивать интерес к самопознанию и воспитывать у ребенка уважение к себе.

Воспитание личности должно рассматриваться в соответствии с ФГТ педагогическим коллективом с точки зрения взаимодействия всех участников образовательного процесса, вовлечения в него «институтов детства» ближайшего социального окружения.

Считается необходимым в современных условиях, в соответствии с повышением качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ взаимодействовать не только с семьей, но и со всеми существующими в их окружении социальными институтами – будь то школа, библиотека, музей, независимо от того, какое направление – нравственно-патриотическое, социально-эмоциональное, интеллектуальное реализуется в ДОУ.

Через объединение с разными социальными структурами расширяется возможность эмоционального благополучия как предпосылки для творческих проявлений, становления индивидуальности ребенка, формирования его личности. Особенно важно такое взаимодействие в контексте патриотического воспитания дошкольников.

Известно, что формирование личности во многом зависит от родителей. Родители стали не только более образованными, мобильными, но и более требовательными к услугам дошкольного учреждения. А если учесть современное состояние семьи, особенно молодой, с финансовыми, психологическими трудностями, то можно представить, как необходима мамам и папам психолого-педагогическая поддержка в воспитании малыша.

В настоящее время дошкольное учреждение становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах воспитания ребенка.

Социально-нравственное воспитание состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. М. Ю. Новицкая

Формирование отношения к стране и государству, где живет человек, начинается с детства. У детей дошкольного возраста велика потребность в познании мира людей и природы, они всегда готовы откликнуться на все окружающее, новое в жизни. Наш современник, академик Д. С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Чувство Родины связано с восхищением тем, что видит пред сой любой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления им еще не осознаны, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Огромное значение для воспитания у детей любви и интереса к родному краю имеет его ближайшее окружение, то, что для него ощутимо и дорого – это малая родина: семья, родной дом, улица, город, где он живет, его история и культура.

Однако противоречия и проблемы, с ними связанные, сложившиеся в настоящее время в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании основ социально-значимых ценностей у дошкольников, в связи с чем необходимо определить эффективные пути решения проблем, наметив цель, задачи, педагогические средства их реализации по социально-нравственному воспитанию дошкольников.

Рассмотрим подробно, какие же это противоречия и проблемы, решение которых лежит на плечах педагогов.

Противоречие Проблема Пути решения

1. Приоритет материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными, резкое снижение воспитательного воздействия семьи в сфере воспитания.

Падение духовно-нравственных устоев семьи. - Вовлечение родителей в процесс культурологического развития воспитанников через различные формы взаимодействия.

- Организация работы с родителями под девизом: «Их знания и любовь к Родине должны передаваться детям».

2. Отечественные традиции воспитания подменяются западными образцами.

Отсутствие единых подходов в воспитании подрастающего поколения. - Осуществление деятельного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города.

- Введение материала по формированию основ социально-значимых ценностей в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого к ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

- Объединение всех ресурсов микросоциума в интересах развития и социального самоопределения ребенка.

3. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

1. Социальное расслоение общества.

2. Низкая гражданская активность людей. - Формирование личного отношения к факторам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности.

- Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы познакомиться с жителями, носителями социокультурных традиций в области ремесел, песен, танца и т. д.

- Вовлечение детей и родителей в сотрудничество с учреждениями микросоциума с целью повышения воспитательного потенциала субъектов деятельности.

-Осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающий их познавательную и эмоциональную активность.

Одной из задач в системе социально-нравственного воспитания дошкольников является создание модели интеграции субъектов социально-культурной среды с учетом регионального компонента как средства формирования основ патриотизма, гражданственности, социально-значимых ценностей у дошкольников; повышение эффективности связей с учреждениями культуры и образования города (края).

Предлагаем модель интеграции субъектов культурной среды в процессе социально-нравственного воспитания дошкольников.

Публикации по теме:

Презентация Духовно-нравственное воспитание в детском саду Из опыта работы старшего воспитателя 13 ноября в нашем детском саду в рамках Рождественских чтений состоялось заседание круглого стола на тему "Духовно-нравственное воспитание.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Еда, продукты питания
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Социально-нравственное воспитание — основа краеведения
Опубликовано: 30 августа 2013 в 12:55
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...
Охрана безопасности жизнедеятельности «Зимняя прогулка» в старшей группе детского...
Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой материал по ОБЖ. Зимние прогулки хоть и приносят огромную радость детям, но иногда омрачают радость...
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики»
Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в королевство Математики» Цель: Формировать у детей элементарные математические представления....